(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(94490477, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(94490477, 'hit', window.location.href);

Как защитить бизнес от утечки данных

И почему это важно делать даже владельцам некрупных компаний

С каждым годом происходит все больше случаев утечек данных. Это касается как компаний-гигантов, так и менее крупных организаций. Согласно отчету «Лаборатории Касперского», в 2023 году большинство утечек было зафиксировано именно в сегменте малого и среднего бизнеса. Похитить могут не только персональные данные, но и остальную конфиденциальную информацию.

Так, сотрудник может подсмотреть бизнес-модель и разработки компании, а затем уйти в «свободное плавание» и построить свой бизнес по чужим наработкам, использовав ноу-хау бывшего работодателя. А новый менеджер по продажам – внезапно пропасть, поработав перед этим «как следует» с клиентской базой.

Кирилл Акборисов
адвокат Юридической группы «Совет»

Как защитить коммерческие данные

Обычно жаждущих наживы на разработках и связях чужой компании интересуют такие сведения, как секрет производства (ноу-хау), базы поставщиков, базы клиентов, сведения из базы 1С:Бухгалтерия, чертежи, лекала, скрипты. Все это позволяет бизнесу прирастать в доходе, сохранять позиции на рынке и эффективно развиваться.

Обеспечить полную защиту конфиденциальной информации практически невозможно. Но большинство рисков, которые связаны с действиями ненадежных сотрудников, нивелирует установленный в компании режим коммерческой тайны.

Чтобы режим коммерческой тайны заработал, нужно:

  • Определить, какие сведения в компании могут быть отнесены к конфиденциальной информации;
  • Отметить грифом «Коммерческая тайна» все материальные носители конфиденциальной информации, на каждом носителе указать данные правообладателя;
  • Установить порядок обращения с засекреченной информацией и зафиксировать его в Положении о коммерческой тайне;
  • Определить список лиц, которые имеют доступ к коммерческой тайне компании, и подписать с ними документы, предусматривающие ответственность за разглашение конфиденциальной информации.

Статус конфиденциальной информации присваивается самим работодателем. Чаще всего такой статус получают сведения, разглашение которых может привести к снижению прибыли или потери возможности компании вести свою деятельность.

Но помните, что кое-что засекретить нельзя по закону: это документы, подтверждающие предпринимательскую деятельность, количество сотрудников, уровень заработной платы, условия труда и ряд других сведений.

Коммерческая тайна: что изменится для сотрудников?

Чаще всего Положение о коммерческой тайне предусматривает для сотрудников:

  • Запрет на раскрытие и передачу коммерческой тайны без согласия руководства компании. Подробное описание того, что именно понимается под разглашением и какие действия сотруднику разрешено совершать по отношению к засекреченной информации, убережет от недоразумений;
  • Запрет на использование конфиденциальной информации в другой деятельности, если это нанесет вред компании-правообладателю. Например, сотрудник не может пользоваться клиентской базой компании, чтобы построить свой бизнес;
  • Обязанность сотрудника уведомить руководство и обратиться в полицию в случае попытки шпионажа или шантажа с целью получения секретной информации;
  • Обязанность сообщить об утечке или риске разглашения данных – сразу же по факту возникновения инцидента;
  • Условия и сроки неразглашения информации в случае увольнения сотрудника или его выхода на пенсию.

В Положении также прописывают наказание за нарушение коммерческой тайны. Недобросовестного сотрудника можно привлечь к ответственности:

  • Дисциплинарной, где в качестве самой жесткой меры здесь может быть увольнение;
  • Материальной – в виде компенсации ущерба, причиненного сотрудником компании;
  • Уголовной – вплоть до лишения свободы.

Зафиксировать перечень конфиденциальной информации и положение о коммерческой тайне нужно приказом директора. Важно чтобы каждый сотрудник, который будет иметь доступ к засекреченным сведениям, внимательно ознакомился с документами под роспись.

Что делать, если утечка уже произошла?

Если стало известно о разглашении сотрудником коммерческой тайны, необходимо назначить ему соответствующее наказание и, в случае необходимости, обратиться в суд.

Придерживайтесь следующего порядка действий:

  1. Зафиксируйте факт нарушения. Чтобы доказать разглашение секретной информации конкретным сотрудником, можно использовать данные с камер видеонаблюдения либо показания других работников.

  2. Запросите у сотрудника письменные объяснения. Если он не готов составить объяснительную записку, нужно оформить письменное требование объяснений и вручить его под расписку;

  3. Как можно быстрее соберите комиссию по расследованию конкретного случая, в состав комиссии должны входить не менее трех работников с нужными компетенциями, не заинтересованных в исходе разбирательства;
  4. Составьте акт проверки. Акт должен содержать все имеющиеся сведения об инциденте, расследовании и предлагаемые меры наказания. Документ подписывают все члены комиссии и передают на ознакомление под роспись обвиняемому сотруднику;
  5. Решите вопрос о принятии мер реагирования и привлечения сотрудника к ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной).

Если бизнес пренебрегает защитой информации, в какой-то момент коммерчески значимые сведения утекают “не в те руки”. Тогда появляются конкуренты, работающие по вашим наработкам, к конкурентам уходят любимые клиенты, и вполне возможно – эффективные сотрудники. Даже если в вашей компании работают всего 10-20 человек, будьте бдительны и защищайте свое дело.

А если вы хотите больше контента про юридическую защиту бизнеса — подписывайтесь на наш Telegram-канал. Будем на связи.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Zloy Marketolog

Оттого, что вы напишете бумажку об ответственности сотрудников, данные никак не защитятся от утечки)

Ответить
Развернуть ветку
Совет
Автор

К сожалению, если сотрудник захочет слить данные, он их сольёт. Вопрос в ответственности за это действие: она может предотвратить первый и последующие подобные случаи.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Савицкий

Чтобы защитить бизнес от утечки данных, надо защитить его не от сотрудников, а от утечки данных. Вы понимаете?
От тех. средств снятия электромагнитных, акустических утечек.
И только после этого заниматься персоналом. Эти средства дешевле, чем 1-2 зарплаты.

Ответить
Развернуть ветку
Совет
Автор

Тех. средства, как правило, тоже устанавливают сотрудники либо, как минимум, отвечают за их установку. И они могут не оценивать реальные риски для бизнеса. Поэтому важно проводить работу с персоналом компании, информируя его об ответственности за свои действия.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Савицкий

Уроки ТБ нормально. Внесите туда 3 часа и зачет.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

по ИБ уроки, проверки, пентест. Пока не выработается хотя бы привычка блокировать комп, когда выходишь из кабинета.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Организационные меры самые дешевые, но тяжело реализуемые из-за человеческого фактора. DLP, все по белому списку, обсуждения в защищаемом помещении. Прием после психологического тестирования на склонности. Ну и руководству не быть гондольерами.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда