{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Мысли вслух о книге Лоуренса Риса "Освенцим"

Лицевая обложка книги.

И так. Изначально я собирался кратко рассказать вам всё содержание книги: как появился Освенцим, как он преобразовался в лагерь по массовому уничтожению и т. д. Но позже я понял, что в этом нет необходимости и тогда вам будет незачем читать книгу так как основные моменты вы в любом случае будете знать. Поэтому я решил сделать просто свои заметки о этой книге, рассказать о тех событиях и тех эмоциях, которые были в том ужасном лагере и что я ощутил при прочтении этой книги.

Книга поражает тебя с первой страницы и до последней. Ты в шоке читаешь всё время. Тебе сложно поверить, что все эти ужасы действительно происходили в нашей истории.

Первую заметку я хочу посвятить 15-летнему мальчику Тойви, а точнее его прощание со своей матерью:

«Сразу после выхода из вагонов новоприбывшие были разделены: одна группа стояла из матерей и детей, другая — из взрослых мужчин. В свои 15 лет Тойви оказался точно на границе между этими двумя группами, но из-за того, что он был крепким, хорошо сложенным юношей, его отправили к мужчинам: "Я подошёл к маме и попрощался с ней так, что это мучит меня до сих пор — и, наверное, будет мучить до конца моих дней. Вместо того чтобы взять её за руку, как делали другие, прощаясь с жёнами и детьми, я сказал маме: «Мам, а ты ещё говорила, что не надо допивать молоко, а оставить его на другой день«. Как будто обвиняя её. Во всяком случае, она ответила: «И это всё, что ты можешь мне сейчас сказать?«…Дело в том, что за день до того, как нас увезли в Собибор(Ещё один лагерь смерти) , был такой случай: я захотел пить и спросил у мамы: "Можно мне выпить немного молока?" Она сказала: »Да». Начав пить, я, кажется, немного увлёкся, потому что она заметила: »Тойви, оставь на завтра». И именно это я напомнил своей маме в её последние минуты перед самой газовой камерой".»

Ужасная история, правда? А ведь этот ребёнок знал куда ведут его родителей, и ляпнул такое.

После этой истории, мальчику Тойви приходилось стричь новоприбывших, тех кто после этой стрижки пойдут в газовую камеру. И он прекрасно это понимал. Вот что он вспоминает:

«"Когда работа была закончена, когда их уже убрали из газовых камер, чтобы сжечь, я помню, подумал про себя: какая чудесная [звёздная] ночь — такая спокойная… Три тысячи людей умерло. И ничего не случилось. Звёзды остались на своих местах".»

Крематорий 4. Газовые камеры находились на поверхности: газ "Циклон Б" попадал в газовые камеры через отверстия в стенах.

Конечно, описать вам все заметки, которые я выделил из этой книги — невозможно, но я периодически буду вставлять вам для ознакомления.

Книга меня безусловно поразила, не жалко ни одной минуты потраченного времени на неё. Я помню как в классе достал эту книгу на парту, чтобы зачитать какой-то очередной ужасный отрывок из книги своему однокласснику и случайно забыл спрятать её обратно в портфель. У нас был урок истории, урок начался, учительница зашла. Я вспомнил про книгу и начал её убирать. Она заметила это и не позволила мне убрать книгу, достала её и всему классу сказала, что такое приветствуется, и это хорошо читать книги по истории, особенно тем кто сдаёт этот предмет на ЕГЭ. Позже, на том же уроке, она попросила посмотреть книгу, я дал. Она полистала пару страниц, видимо зачитала выделенные мной отрывки из текста, протянула мне книгу и сказала: "Ужасно, ужасно. Но такое нужно помнить". И с ней нельзя не согласится. Зачитываю вам последние строчки из книги: «Знание того, что они(нацисты) совершили, однажды пущенное в мир, не должно быть позабыто. Оно всё ещё лежит там — уродливое, тяжёлое, в ожидании открытия очередным поколением. Предупреждение для нас и для тех, кто придёт после нас.»

Почему нацисты так ненавидели евреев? На данный вопрос вы сможете найти ответ в интернете, но я хочу лишь зачитать мнения нацистов о евреях: "Мы боремся с ними [евреями], потому что их деятельность вызывает расовый туберкулез у народов". — Эти слова взяты из одних из первых плакатов нацистов, вышедший в 1920-м году. "Мы уверены в том, что выздоровление может наступить только после того, как эта бацилла будет уничтожена".

Естественно в лагере были и сумасшедшие маньяки, которым нравилось чувствовать, что ты решаешь кому жить, а кому нет. Одним из таких был доктор Мильднер:

«Перри Брод, эсэсовец, служивший в Освенциме, описывал, как садист Мильднер любил проводить процессы: «В комнату ввели юношу шестнадцати лет. Невыносимый голод довёл мальчика до того, что он украл в каком-то магазине немного еды. И из-за этого попал в «уголовники«. Зачитав смертный приговор, Мильднер медленно положил бумагу на стол и впился пронизывающим взглядом в побледневшее лицо плохо одетого парнишки: "У тебя есть мать?" Парень опустил глаза и едва слышно ответил: »Да». »Ты боишься смерти?" — спросил безжалостный плач с бычьей шеей. Казалось, страдания жертвы доставляют ему извращённое удовольствие. Юноша молчал, но его била дрожь. "Тебя сегодня расстреляют, — сказал Мильднер, пытаясь придать голосу грозную значительность. -Тебя всё равно бы когда-нибудь повесили. А так через час ты будешь мёртв".»

Конечно в Освенциме происходили и побеги. Если нацистам не удавалось поймать сбежавшего заключённого они арестовывали его родственников. Кроме того, отбирали десять заключённых из барака, в котором жил сбежавший узник, и убивали их самым садистким образом. На одном из таких отборов произошла следующая ситуация:

«Во время отбора Фрич обратил внимание на человека, который стоял со мной и весь дрожал. Он спросил его: «Чего ты трясёшься?« Через переводчика тот человек ответил: "Потому что боюсь. У меня дома маленькие дети, и я хочу их вырастить. Я не хочу умирать». Тогда Фрич сказал: »Смотри у меня, чтобы такого больше не было, а то отправлю тебя туда!" — и показал на трубу крематория. Бедняга не понял и, истолковав жест Фрича по-своему, вышел из строя. Переводчик ему говорит: «Лагерфюрер тебя не выбирал, стань в строй«. Но Фрич его прервал: »Оставь его. Раз он вышел из строя, значит, такова уж его судьба»».

Расстрел мирных жителей на Восточном фронте.

Газовые камеры были придуманы не сразу. Вообще их создание было предназначено для того, чтобы немцы не убивали каждого заключённого по отдельности, так как такой процесс мог выдержать не каждый военный. И многие попросту сходили с ума из-за таких зрелищ, именно поэтому нужно было создать способ массового уничтожения без чувства убийства.

Одним из первых способов массового убийства было попросту взорвать людей. Но этот способ оказался неэффективным, так как после такого процесса оставалось много частей от людей. Свидетель Вильгельм Яшке, вот так рассказывал об этом:

«Это было ужасное зрелище. Взрыв оказался недостаточно мощным. Несколько выживших, но раненых душевнобольных выползали из блиндажа, плача и стеная… Части человеческих тел валялись повсюду и даже висели на ветках.»

Позже были придуманы газовые камеры, но и они были неэффективными, а точнее газ, который использовался. На следующий раз они использовали газ "Циклон Б". Рудольф Хесс(Комендант концентрационного лагеря Освенцим) лично присутствовал в газовой камере на момент выпуска газа.

«Надев противогаз, я(Хесс) наблюдал за тем, как они умирали. Как только в переполненную камеру подали «Циклон Б», смерть наступила почти мгновенно. Короткий вскрик задыхающихся — и всё кончено. Хесс писал тогда, что он очень «рад« тому, что нашли такой способ убийства, который избавит его от нужды устраивать »кровавую бойню»».

Как можно было совершать такие ужасные поступки? На этот вопрос Рудольф Хесс, и многие другие нацисты, всегда говорили, что это был приказ и им нужно было его выполнить.

«Вам никогда не приходило в голову, — спросил Гилберт Хесса, — отказаться выполнять приказ Гиммлера, касаемого так называемого «окончательного решения?" »Нет — ответил Хесс, — учитывая всю ту подготовку, которую мы получили, сама мысль отказаться выполнять приказ никогда не приходила нам в голову, вне зависимости от содержания приказа…"»

Спрашивается, как люди могли пойти в газовую камеру, зная, что их ждёт смерть? Я вам отвечаю — не зная. Заключённые этого попросту не знали. Так как в газовые камеры вели новоприбывших, их вели в «душ" искупаться, а вместо воды из душа выходил газ. Заключенным говорили, что они сейчас пойдут просто помыться и дезинфицироваться. »Вы же не хотите каких-нибудь эпидемий в лагере? Потом вас приведут в бараки и дадут вам немного супа. Вы будете работать в соответствии с вашей профессиональной квалификацией". Правда звучит не так ужасно, как сказать, что вас сейчас удушат газом?

Не могу не привести пример, который уже звучал у блогера Алексея Шевцова и я упоминал его в своём телеграм канале, но считаю нужным рассказать вам о зверстве, которые происходили в лагере:

«Среди нас был один еврей из моего города, высокий и крепкий парень из богатой семьи. Капо(служащий вспомогательной полиции концлагеря. В узком смысле, это заключённые, назначенные исполнять должности старосты барака, надзирателя, старшего рабочей команды.) увидел его золотые зубы и потребовал отдать их ему. Парень ответил, что не сделает этого, но капо настаивал. Тот ещё раз отказался. Капо разъярился и заорал, что мы обязаны выполнять все его приказы. Он схватил лопату и начал бить несчастного по голове. Бил пока тот не упал. Капо перевернул жертву, поставил лопату на горло и наступил на неё. Сломав непокорному шею, той же лопатой выбил ему зубы. Другой еврей, стоявший неподалёку, спросил капо, как он может такое творить. Тот подошёл к нему и прошипел, что сейчас он ему покажет как. И убил его таким же образом.»

Хаим Герман написал письмо своей жене и дочери и вот что там он говорит о жизни в Освенциме:

«Здесь совершенно иной мир, его даже можно назвать воплощением ада, вот только ад, изображённый Данте, просто смехотворен по сравнению с местным, настоящим адом. Мы стали его свидетелями, но живыми нам из него не выйти…»

Теперь хотел бы поговорить про цыган.

«Тем временем окончание депортации венгерских евреев вызвало определённые последствия и в Будапеште, где кипел от злости Эйхман, и в Освенциме, где резервные мощности газовых камер давали возможность осуществить план полной ликвидации населения целой секции Биркенау: цыганского лагеря. Им позволили жить семьями и носить собственную одежду; кроме того, волосы им не сбривали. Но условия в цыганском лагере скоро стали худшими во всём Освенциме. Перенаселение, в сочетании с нехваткой еды и воды, создавало превосходные условия для распространения болезней, особенно сыпного тифа и кожного заболевания «влажная гангрена», что привело к гибели многих тысяч человек. В целом, из 23 тысяч цыган, отправленных в Освенцим, в лагере умерла 21 тысяча: от болезней, голода или в газовых камерах, когда цыганский лагерь в конце концов ликвидировали».

«Нацисты считали цыган расово опасными и «асоциальными«, хотели избавится от них. Статистически точных данных о том, сколько именно цыган убили нацисты, нет, но считается что это количество составляет от четверти миллиона до полумиллиона человек. Нацисты считали одной из самых больших «опасностей» для Германии переход расовых особенностей цыган в »арийское» население через цыган так называемой Miscblinge(смешанной крови)».

Как уже сказано выше, цыганский лагерь был ликвидирован. Эльзе, восьмилетняя девочка попавшая в лагерь цыган вспоминает о той ночи:

«На следующий день после того, как Эльзе покинула освенцим, в ночь на 2 августа 1944 года, цыганский лагерь был ликвидирован. Многие описывают ужасные события, произошедшие во время зачистки лагеря. Одним из свидетелей был Владислав Шмит. Он был цыган, но нацисты перепутали его с польским политическим заключенным и поместили в Биркенау в зоне, соседствовавшем с цыганским лагерем. В ночь на 2 августа он видел, как цыганских детей швырнули о стенки грузовиков, а затем слышал автоматные очереди и пистолетные выстрелы. Он видел как цыгане сражались, используя всё, что попадалось под руку, даже ложки и ножи, но восстание быстро подавили. Той ночью 2897 цыган отвели в крематории и отравили газом. Тела многих погибших сжигали в открытых ямах недалеко от места убийства».

Освобождение лагеря

Теперь хочу упомянуть одного блогера, который прочитал эту книгу и у него были претензии к этой книге, а именно к последней главе: "Глава 6. Освобождение и возмездие".

Безусловно в книге говорится о том как красная армия насиловала женщин, порой даже до смерти. Говорится о бешенных людях, которые открыто нападают на женщин:

«Хелена Цитронова и её сестра весь май и июнь 1945 года растерянно бродили по переполненным дорогам недавно освобождённой Германии. Прошло немного времени и они натолкнулись на солдат Красной Армии. Однако по отношению к Хелене и её сестре эти мужчины вели себя не как освободители, но как завоеватели. Бывали случаи, когда советские солдаты разыскивали места, где беженцы останавливались на ночь. "Они были пьяные — ужасно пьяные, — вспоминает Хелена.« Солдаты врывались во временные убежища, «выбирали симпатичных девушек и насиловали их».» Хелене удавалось уловкой спрятаться от солдатов «Но она слышала всё, что красноармейцы делали с другими женщинами: »Я слышала крики — женщины кричали, пока хватало сил, но в конце концов замолкали. Случалось, их насиловали до самой смерти. Или душили. Это были звери, не люди. они такое с женщинами делали… Буквально до последней минуты мы не могли поверить в то, что всё-таки выживем. Мы думали: если мы не погибли от рук немцев, то наверняка погибнем от рук русских».

Конечно случалось и такое. В книге вы прочитаете ещё не одну похожую ситуацию. был даже случай, когда русский солдат подъехал на мотоцикле к той же Хелене и набросился на неё. Чудом девушка осталось цела и он её не тронул. Он постоянно спрашивал, немка она или нет, когда она сказала что она еврейка, он отпустил её и уехал.

Но в книге написано не только про это, поверьте. Лично я при чтение не увидел прям какой-то чрезмерного упоминания преступлений русской армии. Просто в книге написано через что пришлось пройти заключенным из Освенцима после освобождения. В книге много говорится и про то как евреи возвращались на свои родные земли, а в их домах живут другие люди. Как их друзья, коими они являлись до войны, стали главными врагами и нелюдями. Всё это описано и считать, что автор книги как-то очерняет русских — не верно, просто говорит о мучениях людей. Лоуренс Рис не пишет, что те зверства происходили постоянно, он просто пишет, что такое вообще было, что увы, но даже у освободителей есть плохие люди.

А теперь прошу прочитать как узники Освенцима встречали красную армию:

«Только несколько минут спустя она разглядела солдат Красной Армии в белых маскхалатах: «Мы подбежали к ним, и они обнимали нас, угощали печеньем и шоколадными конфетами. Когда человек так одинок, простое объятие означает куда больше, чем можно себе представить. Мы изголодались не только по еде, но и по человеческой доброте, и Советская Армия предоставила нам это, пусть и частично»».

Заключение.

Безусловно книгу стоит прочитать. Те заметки которыми я с вами сегодня поделился не дадут вам полного понимания, что творилось в этом ужасном лагере. Естественно всё поместить в одной главе я не мог, вам нужно именно самим прочитать эту книгу. Уверяю, то что вы в ней прочитаете ужаснёт вашу душу.

Книга читается легко, в плане языка, а в плане происходящего это ужасно. Тебе страшно её читать, каждый факт ужаснее другого. Иногда просто поражаешься как такое могло происходить. От прочитаного я до сих пор не могу отойти, и уверен не смогу, и я считаю это правильным. Мы должны помнить преступления нацистов и стараться не повторить этот ужасный эпизод в нашей истории.

"В Освенциме случалось такое, что опиши подобные вещи в литературе — сочтут просто выдумкой и фантастикой."

Все фотографии в статье взяты из открытых источников в интернете, либо же из самой книги.

Автор статьи: Станислав(Келья)
Подписывайтесь на наш телеграмм канал, там больше интересного контента и анонсов. Делитесь этой статьёй с друзьями, пока!

0
2 комментария
Кирилл Артюхов

а находятся же люди которые утверждают что ничего подобного не было вообще...

Ответить
Развернуть ветку
Diana Senishina

Книга, которую стоит прочитать не один раз!
Это напоминание о том, что прошли наши бабушки и дедушки. Ужасы нацизма никогда не должны быть забыты...

Больше всего меня повергло в шок создание комфорта для нацистов во время казни бедных заключённых!

Когда территорию близь газовой камеры они облагородили, прибывающие люди полагали что это просто очередная станция...

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда