Как сделать сайт?
На этот вопрос я отвечаю себе уже примерно 23 года и каждый раз за это время ответ был разный. Делал сайты на: голом html, простых html движках, Битрикс, Magento, Drupal, Joomla, Netcat, самопис, огромная куча сайтов на Wordpress, Elementor, конструкторы типа Tilda, LPgenerator, Платформа LP и наверное ещё что-то. К чему я пришёл?
На VC.RU много программистов, которых эта тема задевает и беспокоит. Несколько соображений:
- Не видел практически ни одного удобного, красивого и функционального сайта, который сделал программист. Обычно они страшные, кривые и с технологиями которые программист обожает.
- Сайт это про контент и про взаимодействие с пользователями, а вовсе не про платформу и технологии, что не самая сильная сторона большинства разработчиков.
- Сложилась такая реальность, что программисты всё знают лучше всех, статус высокооплачиваемого работника делает их гуру в любых областях. Но это не так, фактически за 20+ лет ни разу не слышал от программистов чего-то дельного по юзабилити, дизайну, текстам. По техническим вопросам — да, было много ценных мыслей.
Поэтому прошу воздержатся от излюбленного:
- Вы все дураки и ничего не умеете;
- Конструкторы это помойка и фигня;
- Лучше самописа в блокноте ничего не существует!
В статье получилось очень много списков, не знаю как так вышло, простите.
Как развивается сайтостроение и куда оно идёт?
- Сначала это было дело одного человека и он был дизайнером, верстальщиком и программистом.
- Потом появились компании создающие сайты.
- А сегодня рынок стремительно захватывают конструкторы и маркетплейсы.
Не вижу смысла рассказывать про эволюцию — написано уже миллион статей на тему. Давайте просто глянем — может ли конструктор или маркетплейс работать для крупной организации?
И да, может без проблем, например:
Сайт Логамашины на Тильде с миллионными оборотами в рублях;
Обои и ткани на заказ Spoonflower с миллионными оборотами в долларах на Etsy;
Это не ошибка выжившего, даже крупные компании частенько делают лэндинги и разделы в конструкторах, а вот недавно увидел как крупный магазин закрылся со словами «мы теперь на маркетплейсе, а сайт не нужен».
Почему конструкторы и маркетплейсы отжирают кусок рынка? В чём их преимущество? Да практически во всём:
- Простота — сайт может делать низкоквалифицированный сотрудник или собственник.
- Скорость — сайт делается раз в 10 быстрее.
- Легче обслуживать — платформы берут технические вопросы на себя.
- Цена — дешевле.
- Контроль всех нюансов — не надо поэтапно выяснять каждую мелочь, всё прозрачно.
У маркетплейсов есть ещё один жирнющий плюс:
- Аудитория — трафик идёт сразу после создания площадки.
Конечно должны быть и минусы, и они есть:
- Ограничения кастомизации — не всё можно сделать, только стандартные и предварительно заложенные функции.
- Ограничения дизайна — не любая красота доступна, только в рамках.
Чтобы понять насколько эти ограничения существенны — давайте посмотрим на стандартные задачи бизнеса в интернете. Зачем ему вообще нужен сайт и сразу же прокомментируем насколько конструкторы/маркетплейсы справляются с задачами:
- Место где можно подробно рассказать о товаре/услуге — тут никаких проблем у конструкторов и маркетплейсов нет, тексты и фотки без проблем, предустановленный дизайн не позволит сделать жутко (помните сайты 90-х?).
- Место куда можно приземлять рекламу. Тоже ограничений нет.
- Магазин. Вот тут у маркетплейсов огромнейший плюс — стартовать там намного легче даже без рекламы и не нужно обслуживать инфраструктуру. И ещё, для пользователя привычный дизайн это минус один барьер, куда проще привычно тыкнуть в Amazon или AliExpress, чем разбираться где кнопочка у авторского сайта.
А фактически всё, нет больше задач у большинства бизнесов: приземлили, рассказали, продали. Ничего больше не требуется.
Сайты, несомненно, необходимы интернет-сервисам, туда пытаются идти конструкторы типа Bubble, но пока возможности ограничены. А остальным самописы, или даже движки, не нужны.
Всё идёт к тому, что доля движков будет неуклонно сокращаться, а конструкторов и особенно маркетплейсов — расти. Может мы даже доживём до того времени когда слова «Сделал себе сайт» будут вызывать недоумение и вопрос «А зачем?»
Так как же делать сайт?
За последние 5 лет я сделал 5–6 сайтов для знакомых, всё это мелкие бизнесы, в основном делал на Wordpress. Могу сказать что это достаточно просто для меня, но для них совершенно неподъёмная задача. Все эти хостинги, домены, MX записи — не тянет народ от слова «совсем».
Делал что-то и для себя, вот последнее Wordpress + Elementor — вроде как достаточно гибко, красиво. Взял верстальщика, отдал что-то типа €800 и что? Растянулось на несколько месяцев, проверял каждую мелочь, а после окончания работ находил неожиданные сюрпризы, типа «А тут мы решили использовать цвет не из палитры! Почему? Да хрен его знает!»
Ой, а от давнишнего опыта с Мадженто и Битриксом до сих пор глаз дёргается — Мадженто жрало память и тормозило без конца и без края (программисты на форумах рассказывали — «да ты просто не умеешь», я им платил чтобы они «умело» исправили, но тоже особо не получалось), а Битрикс вообще жрал бабло, бюджет раздулся раз в 10.
Что с этим делать, как облегчить себе жизнь и не мучаться? Я разработал для себя несколько подходов, которые отлично работают и проверены на практике:
- Используйте максимально популярные решения. Даже если они вам не очень удобны — лучше подстроиться и приспособиться, чем выбрать малоизвестное или кастомизированное. Малоизвестное сдохнет, а кастомизированное надо будет регулярно обслуживать, вы этого не хотите.
Я писал персональные плагины под задачи, брал малоизвестные движки, лез в небольшие сервисы — всегда плохо кончалось.
Запомните — берите всё самое популярное, не ошибётесь. Оно не пропадёт, у него больше бабла, и оно будет развиваться. Место для поиска популярных сервисов: https://alternativeto.net/. - Забейте на крутой эксклюзивный дизайн. Это говорит вам человек, который был руководителем дизайн-студии, обожает типографику и всякое искусство. Тем не менее — не стоит овчинка выделки. Основной смысл дизайна это утилитарность, удобство использования, а как только вы начинаете делать эксклюзивный сайт ради красоты, то утилитарность в разработке и эксплуатации стремительно летит к нулю. Получается украшателство.
Возьмите дизайнера или иллюстратора на работу в рамках конструктора. Например я всегда нанимаю людей на цветовые гаммы, логотипы, иллюстрации, декоративные элементы. Поверьте, даже в рамках готовой темы можно отлично выразить визуальный образ. Не такие уж узкие эти рамки.
И ещё — 99% посетителей плевать на дизайн. Вообще. - Если ваша задача решается с помощью маркетплейса — даже не думайте о собственном сайте. Не окупается никогда. Можно в дальнейшем собственный сайт сделать в дополнение, если денег очень много заработаете и захочется развлечений (или мучений?). В конце концов мы с вами сейчас на текстовом маркетплейсе про бизнес, если подумать.
- Всегда думайте про многоканальность. Современный бизнес идёт к пользователю, а не завлекает его к себе. Придите туда где он сидит: в Twitter, Facebook, Instagram, TikTok, VC.RU, Телеграм и т.д. Хорошая статья на тему: Иван Колпаков, Meduza: Все ли платформы хороши (её захейтили, потому что все ненавидят Колпакова, но я, всё же, рекомендую её прочесть, она отлично передаёт смысл тренда мультиканальности).
Так что же конкретно использовать? Я в данный момент в восторге от Wordpress.com — это адаптированный движок Wordpress с обслуживанием, возможности можно расширять по мере необходимости. Недавно сделал там милый сайтик за 4 дня. Вот прямо с нуля и до готовности. Это просто фантастика. Через некоторое время обстоятельства изменились и я его закрыл и не было мучительных сожалений, потому, что это не 3–6 месяцев и $3000, а 4 дня и $100.
На этом короткая заметка на тему изготовления сайтов заканчивается, жду обвинений в комментариях.
Как всегда можно подписаться на мой блог в Телеграм или добавиться в чатик: Печенькочат.
В принципе во многих случаях такой подход можно рассматривать. Особенно для старта. На втором месте идут коробочные движки, в которых шаг влево или вправо не приветствуется, так что надо жестко умерять свои хотелки и строго вписываться в имеющийся функционал.
Но есть существенные минусы.
В случае сторонних сервисов главный минус - это не ВАШ сервис, вы можете в мгновенье лишиться доступа к нему, особенно в наше неспокойное время. Также вы не сможете контролировать многие вещи.
В случае коробочных движков основной минус - это тормознутость и сильная избыточность.
В случае разработки сайта на основе фреймворков основной минус (для заказчика) - сильная зависимость от исполнителя.
Я остановился на промежуточном варианте - это wagtail.
—-
Ну и главное. Сейчас многие бизнес-тематики очень сложны, конкуренция огромная, с типовым сайтом там делать нечего (разве что как визитку использовать). Чтоб туда втиснуться, без серьезного сайта, обвешенного уникальными сервисами, не обойтись. Готовые решения здесь не подходят.
Это риски России, а не сервисов. И, если подумать, сейчас куча рисков пострашнее лишения доступа к сервисам.
с типовым сайтом там делать нечегоМожно перечислить в каких тематиках нечего делать с типовым сайтом? Я не иронизирую, правда интересно.
Вы с западными корпорациями, похоже, не сталкивались. Получить бан можно на раз, а потом долго и упорно общаться с роботами.
>> Можно перечислить в каких тематиках нечего делать с типовым сайтом?Строительство, ремонт, медицина, рынок недвижимости, пластиковые окна, кондиционеры и пр.
Вообще не вижу проблем с типовыми сайтами в этих тематиках. Просто есть российская традиция делать в конкурентных тематиках дорогие эксклюзивные сайты, во всём мире это вообще не так. Ну т.е. есть куча компаний с огромными объёмами и простенькими сайтиками.
В этих нишах вам новый типовой сайт не поможет даже с многомиллионными бюджетами. Впрочем, как и навороченный сайт. В лоб эти ниши не взять за год-два-три.