{"id":14288,"url":"\/distributions\/14288\/click?bit=1&hash=7892f9ec59fbe57cbbf7dc08e942a15777e95f336ce498c73b1574f3c858cf79","title":"\u041c\u043e\u0434\u0435\u043b\u044c \u00ab\u041a\u0443\u043f\u0438 \u0441\u0435\u0439\u0447\u0430\u0441, \u043f\u043b\u0430\u0442\u0438 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u00bb \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b\u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Как сделать сайт?

На этот вопрос я отвечаю себе уже примерно 23 года и каждый раз за это время ответ был разный. Делал сайты на: голом html, простых html движках, Битрикс, Magento, Drupal, Joomla, Netcat, самопис, огромная куча сайтов на Wordpress, Elementor, конструкторы типа Tilda, LPgenerator, Платформа LP и наверное ещё что-то. К чему я пришёл?

На VC.RU много программистов, которых эта тема задевает и беспокоит. Несколько соображений:

  • Не видел практически ни одного удобного, красивого и функционального сайта, который сделал программист. Обычно они страшные, кривые и с технологиями которые программист обожает.
  • Сайт это про контент и про взаимодействие с пользователями, а вовсе не про платформу и технологии, что не самая сильная сторона большинства разработчиков.
  • Сложилась такая реальность, что программисты всё знают лучше всех, статус высокооплачиваемого работника делает их гуру в любых областях. Но это не так, фактически за 20+ лет ни разу не слышал от программистов чего-то дельного по юзабилити, дизайну, текстам. По техническим вопросам — да, было много ценных мыслей.

Поэтому прошу воздержатся от излюбленного:

  • Вы все дураки и ничего не умеете;
  • Конструкторы это помойка и фигня;
  • Лучше самописа в блокноте ничего не существует!

В статье получилось очень много списков, не знаю как так вышло, простите.

Как развивается сайтостроение и куда оно идёт?

  • Сначала это было дело одного человека и он был дизайнером, верстальщиком и программистом.
  • Потом появились компании создающие сайты.
  • А сегодня рынок стремительно захватывают конструкторы и маркетплейсы.

Не вижу смысла рассказывать про эволюцию — написано уже миллион статей на тему. Давайте просто глянем — может ли конструктор или маркетплейс работать для крупной организации?

И да, может без проблем, например:

Это не ошибка выжившего, даже крупные компании частенько делают лэндинги и разделы в конструкторах, а вот недавно увидел как крупный магазин закрылся со словами «мы теперь на маркетплейсе, а сайт не нужен».

Почему конструкторы и маркетплейсы отжирают кусок рынка? В чём их преимущество? Да практически во всём:

  • Простота — сайт может делать низкоквалифицированный сотрудник или собственник.
  • Скорость — сайт делается раз в 10 быстрее.
  • Легче обслуживать — платформы берут технические вопросы на себя.
  • Цена — дешевле.
  • Контроль всех нюансов — не надо поэтапно выяснять каждую мелочь, всё прозрачно.

У маркетплейсов есть ещё один жирнющий плюс:

  • Аудитория — трафик идёт сразу после создания площадки.

Конечно должны быть и минусы, и они есть:

  • Ограничения кастомизации — не всё можно сделать, только стандартные и предварительно заложенные функции.
  • Ограничения дизайна — не любая красота доступна, только в рамках.

Чтобы понять насколько эти ограничения существенны — давайте посмотрим на стандартные задачи бизнеса в интернете. Зачем ему вообще нужен сайт и сразу же прокомментируем насколько конструкторы/маркетплейсы справляются с задачами:

  • Место где можно подробно рассказать о товаре/услуге — тут никаких проблем у конструкторов и маркетплейсов нет, тексты и фотки без проблем, предустановленный дизайн не позволит сделать жутко (помните сайты 90-х?).
  • Место куда можно приземлять рекламу. Тоже ограничений нет.
  • Магазин. Вот тут у маркетплейсов огромнейший плюс — стартовать там намного легче даже без рекламы и не нужно обслуживать инфраструктуру. И ещё, для пользователя привычный дизайн это минус один барьер, куда проще привычно тыкнуть в Amazon или AliExpress, чем разбираться где кнопочка у авторского сайта.

А фактически всё, нет больше задач у большинства бизнесов: приземлили, рассказали, продали. Ничего больше не требуется.

Сайты, несомненно, необходимы интернет-сервисам, туда пытаются идти конструкторы типа Bubble, но пока возможности ограничены. А остальным самописы, или даже движки, не нужны.

Всё идёт к тому, что доля движков будет неуклонно сокращаться, а конструкторов и особенно маркетплейсов — расти. Может мы даже доживём до того времени когда слова «Сделал себе сайт» будут вызывать недоумение и вопрос «А зачем?»

Когда-то сайты были такими, к счастью те времена прошли. http://elthon.narod.ru/ 

Так как же делать сайт?

За последние 5 лет я сделал 5–6 сайтов для знакомых, всё это мелкие бизнесы, в основном делал на Wordpress. Могу сказать что это достаточно просто для меня, но для них совершенно неподъёмная задача. Все эти хостинги, домены, MX записи — не тянет народ от слова «совсем».

Делал что-то и для себя, вот последнее Wordpress + Elementor — вроде как достаточно гибко, красиво. Взял верстальщика, отдал что-то типа €800 и что? Растянулось на несколько месяцев, проверял каждую мелочь, а после окончания работ находил неожиданные сюрпризы, типа «А тут мы решили использовать цвет не из палитры! Почему? Да хрен его знает!»

Ой, а от давнишнего опыта с Мадженто и Битриксом до сих пор глаз дёргается — Мадженто жрало память и тормозило без конца и без края (программисты на форумах рассказывали — «да ты просто не умеешь», я им платил чтобы они «умело» исправили, но тоже особо не получалось), а Битрикс вообще жрал бабло, бюджет раздулся раз в 10.

Что с этим делать, как облегчить себе жизнь и не мучаться? Я разработал для себя несколько подходов, которые отлично работают и проверены на практике:

  • Используйте максимально популярные решения. Даже если они вам не очень удобны — лучше подстроиться и приспособиться, чем выбрать малоизвестное или кастомизированное. Малоизвестное сдохнет, а кастомизированное надо будет регулярно обслуживать, вы этого не хотите.

    Я писал персональные плагины под задачи, брал малоизвестные движки, лез в небольшие сервисы — всегда плохо кончалось.

    Запомните — берите всё самое популярное, не ошибётесь. Оно не пропадёт, у него больше бабла, и оно будет развиваться. Место для поиска популярных сервисов: https://alternativeto.net/.
  • Забейте на крутой эксклюзивный дизайн. Это говорит вам человек, который был руководителем дизайн-студии, обожает типографику и всякое искусство. Тем не менее — не стоит овчинка выделки. Основной смысл дизайна это утилитарность, удобство использования, а как только вы начинаете делать эксклюзивный сайт ради красоты, то утилитарность в разработке и эксплуатации стремительно летит к нулю. Получается украшателство.

    Возьмите дизайнера или иллюстратора на работу в рамках конструктора. Например я всегда нанимаю людей на цветовые гаммы, логотипы, иллюстрации, декоративные элементы. Поверьте, даже в рамках готовой темы можно отлично выразить визуальный образ. Не такие уж узкие эти рамки.

    И ещё — 99% посетителей плевать на дизайн. Вообще.
  • Если ваша задача решается с помощью маркетплейса — даже не думайте о собственном сайте. Не окупается никогда. Можно в дальнейшем собственный сайт сделать в дополнение, если денег очень много заработаете и захочется развлечений (или мучений?). В конце концов мы с вами сейчас на текстовом маркетплейсе про бизнес, если подумать.
  • Всегда думайте про многоканальность. Современный бизнес идёт к пользователю, а не завлекает его к себе. Придите туда где он сидит: в Twitter, Facebook, Instagram, TikTok, VC.RU, Телеграм и т.д. Хорошая статья на тему: Иван Колпаков, Meduza: Все ли платформы хороши (её захейтили, потому что все ненавидят Колпакова, но я, всё же, рекомендую её прочесть, она отлично передаёт смысл тренда мультиканальности).

Так что же конкретно использовать? Я в данный момент в восторге от Wordpress.com — это адаптированный движок Wordpress с обслуживанием, возможности можно расширять по мере необходимости. Недавно сделал там милый сайтик за 4 дня. Вот прямо с нуля и до готовности. Это просто фантастика. Через некоторое время обстоятельства изменились и я его закрыл и не было мучительных сожалений, потому, что это не 3–6 месяцев и $3000, а 4 дня и $100.

На этом короткая заметка на тему изготовления сайтов заканчивается, жду обвинений в комментариях.

Как всегда можно подписаться на мой блог в Телеграм или добавиться в чатик: Печенькочат.

0
67 комментариев
Написать комментарий...
Борис Д

В принципе во многих случаях такой подход можно рассматривать. Особенно для старта. На втором месте идут коробочные движки, в которых шаг влево или вправо не приветствуется, так что надо жестко умерять свои хотелки и строго вписываться в имеющийся функционал.

Но есть существенные минусы.
В случае сторонних сервисов главный минус - это не ВАШ сервис, вы можете в мгновенье лишиться доступа к нему, особенно в наше неспокойное время. Также вы не сможете контролировать многие вещи.

В случае коробочных движков основной минус - это тормознутость и сильная избыточность.

В случае разработки сайта на основе фреймворков основной минус (для заказчика) - сильная зависимость от исполнителя.

Я остановился на промежуточном варианте - это wagtail.
—-
Ну и главное. Сейчас многие бизнес-тематики очень сложны, конкуренция огромная, с типовым сайтом там делать нечего (разве что как визитку использовать). Чтоб туда втиснуться, без серьезного сайта, обвешенного уникальными сервисами, не обойтись. Готовые решения здесь не подходят.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор
вы можете в мгновенье лишиться доступа к нему, особенно в наше неспокойное время

Это риски России, а не сервисов. И, если подумать, сейчас куча рисков пострашнее лишения доступа к сервисам.

с типовым сайтом там делать нечего

Можно перечислить в каких тематиках нечего делать с типовым сайтом? Я не иронизирую, правда интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Д
>> Это риски России, а не сервисов.

Вы с западными корпорациями, похоже, не сталкивались. Получить бан можно на раз, а потом долго и упорно общаться с роботами.

>> Можно перечислить в каких тематиках нечего делать с типовым сайтом?

Строительство, ремонт, медицина, рынок недвижимости, пластиковые окна, кондиционеры и пр.

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka
Автор

Вообще не вижу проблем с типовыми сайтами в этих тематиках. Просто есть российская традиция делать в конкурентных тематиках дорогие эксклюзивные сайты, во всём мире это вообще не так. Ну т.е. есть куча компаний с огромными объёмами и простенькими сайтиками.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Д

В этих нишах вам новый типовой сайт не поможет даже с многомиллионными бюджетами. Впрочем, как и навороченный сайт. В лоб эти ниши не взять за год-два-три.

Ответить
Развернуть ветку
64 комментария
Раскрывать всегда