{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я собрал чат-бот для Telegram, не умея программировать

Всем привет! Расскажу, как я сам сделал для своего стартапа чат-бот в Telegram, не обладая навыками программирования (ну почти). Работа заняла пару дней. Основные затраты времени пришлись на продумывание структуры бота, тестирование и исправление ошибок, которые я сперва допустил по неопытности.

Постановка задачи

После нескольких лет работы репетитором и некоторого опыта в продажах лингвистических курсов я решил, что хватит работать на кого-то, а пора открывать собственную школу. Для начала — в онлайне. Сейчас я на начальном этапе: у меня есть несколько коллег, телеграмм-канал и бесплатные онлайн-площадки, через которые мы созваниваемся с клиентами.

На то, чтобы делегировать организационные задачи, у меня пока нет свободных средств. Но хочется освободить хотя бы немного времени. Так я решил проводить предварительное тестирование новых клиентов с помощью бота. Задачи, которые я ставил перед ботом:

  • сбор контактных данных потенциальных клиентов;
  • понимание их запросов;
  • оценка их знаний и навыков;
  • выбор удобного канала связи и времени контакта для клиента;
  • связь с потенциальными клиентами корректным способом.

Ничего особенно сложного, хотя задача и выходит за рамки стандартной воронки. Но стоимость такой работы у фрилансеров показалась мне запредельной. Поэтому я посмотрел в сторону сервисов, предлагающих готовые решения и берущих технические тонкости на себя.

Выбор площадки

Мои навыки программирования дальше изучения основ на фрикодкемпе так никуда и не пошли, а это считай равным отсутствию навыков. Развивать бизнес и одновременно учиться программированию дальше я посчитал недостижимым, так что единственным решением задачи видел только найти ноукод-платформу — недорогую, а в идеале бесплатную или с приемлемым пробным периодом и минимальным тарифом. Для старта мы выбрали Telegram как наиболее активно развивающийся мессенджер. В планах у нас WhatsApp, возможно в будущем Вконтакте.

Везде пишут, что бесплатных платформ для создания ботов полно, но на поверку это оказалось не так. Практически все конструкторы — платные. Вопрос только в том, за что ты платишь. Я решил посмотреть обзоры из интернета, а потом протестировать выбранные платформы. Как выяснилось, примерно половина платформ предлагает делать не просто ботов, а телеграмм-магазины. Они мне сразу не подошли. Отсёк я и платформы со встроенной рекламой, особенно когда она не отключается даже за деньги. Зачем мне рекламировать чужой бизнес вместо своего?

У меня остались три более-менее приемлемых варианта: PuzzleBot, Bottap и Unisender — каждый со своими плюсами и минусами, более или менее серьезными. Я расскажу о каждом из них и поясню, почему остановился на последнем (спойлер).

PuzzleBot

Плюсы:

  • Бесплатный тариф бессрочный;

Минусы:

  • Только один бот;
  • Максимум 150 подписчиков;
  • Максимум 50 сообщений на клиента;
  • Функционал ограничен 15 командами;
  • Очень маленький набор условий и доступных элементов;
  • 1 сценарий;
  • 2 триггера;
  • Есть неотключаемая реклама.

Приемлемые условия начинаются с 690₽ без автоплатежа или 552₽ с подключением автооплаты:

  • Два бота;
  • 1000 подписчиков на одного бота;
  • 3000 сообщений на клиента;
  • 100 команд;
  • 5 сценариев (хотя этого тоже мало);
  • 10 триггеров;
  • Кратно большее количество условий и доступных элементов.

В целом можно было бы сказать, что ок, но ограничения остаются даже в платном тарифе. Ищем дальше.

Bottap

Минусы:

  • Бесплатно только 7 дней;
  • Минимальный тариф за смешную цену 99₽ содержит неотключаемую рекламу.

Плюсы:

  • Адекватный тариф 690₽ не имеет количественных ограничений, в отличие от PuzzleBot;
  • Бонусом отправка email-рассылки по базе;
  • Есть выгрузка в excel.

В остальном о технической наполненности бота ничего сказать не могу, потому что в отличие от Паззлбота для его изучения нужно регистрироваться и создавать бота и уже по факту смотреть функционал (ага, за 7 дней), а я этот вопрос решил отложить и поискать еще варианты.

Unisender

Плюсы:

  • Есть бесплатный тариф без рекламы;
  • Есть все возможности платного тарифа (кроме некоторых ограничений по имейл-рассылкам);
  • Кстати, рассылки включены в бесплатный тариф: 100 клиентов, 1500 писем;
  • Количество сценариев безлимитное;
  • Неограниченное количество клиентов в бесплатной версии, а на минимальном тарифе — 1000.

Минусы:

  • Бесплатный тариф всего на 14 дней — больше, чем у Боттап, но меньше, чем у Паззлбота;
  • Минимальный тариф почти вдвое дороже, чем у двух предыдущих вариантов.

Итак, во всех трех случаях бесплатной версии недостаточно, чтобы протестировать все возможности: либо триал сильно ограничен по времени, либо ограничен по количеству контактов. Однако ближе всего к платному функционалу судя по описанию мне показалось предложение Юнисендера, поэтому я решил попробовать посидеть на нем 14 дней.

Описание работы

Для начала я посмотрел мануалы. Они есть в двух форматах: короткое видео на 12 минут и иллюстрированный лонгрид. Потом я посмотрел несколько шаблонов, и нашёл то, что собирался создавать с нуля:

В общем, моя «сверхуникальная задача», за которую просили много денег, оказалась настолько типовой, что под неё даже разработан шаблон. Конечно, схему пришлось здорово переработать. Я добавил на входе вопросы о языке, которому пользователь хочет учиться, и желаемом уровне, сделал гораздо более разветвленное тестирование. Но в шаблоне было много классных идей и пример, как правильно пользоваться важнейшим инструментом — задержкой.

Когда я начал редактировать шаблон, появились непонятки. В начале работы приходилось периодически возвращаться к мануалу. Написан он неплохо, мелкие технические вопросы я решил быстро. Где не решалось — писал в поддержку. И все же в какой-то момент я немного запутался: у меня получился вот такой монстр в крайнем левом углу:

Я перекомпоновал поля так, чтобы в них было проще разобраться, и дальше пошла простая техническая работа. Жалко лишь, что я сначала начал делать, а потом подумал. Поля в конструкторе позволяют делать с текстом сообщения или заголовком меню что угодно: можно вставить туда имя пользователя (если в одном из первых шагов попросить его представиться) или телефон. Можно играть шрифтами и даже вставлять эмодзи.

Когда я, наконец, закончил собирать вопросы для бота, оставалась только простая техническая часть. Сделал все по видеоинструкции (она там внутри сервиса в мануале). Запуск бота никаких затруднений не вызвал.

Полученный результат

Пару дней мы с коллегами тестировали бота, находили мелкие недочёты, улучшали. А когда мы его первый раз запустили, то ничего не сработало! Оказалось, что я не самый внимательный в мире человек, и в первый раз оставил висячие, не соединенные друг с другом поля. По встроенным подсказкам разобрался, как это исправить, и со второго раза все заработало.

Бота мы запустили около месяца назад. С тех пор дважды его дорабатывали и, как вы уже догадались, успели перейти с пробной версии на минимальный тариф. Почему мы так поступили, несмотря на разницу в цене с конкурентами почти вдвое? Потому что цена отбивается, и мы решили просто не тратить самый ценный ресурс — наше время — на поиск альтернатив. За месяц тестирование прошли больше 150 человек: с третью из них мы связались, чуть больше половины из них стали нашими клиентами, еще 18 человек пока думают (и бот будем им о нас периодически напоминать). Конвертируемость по итогам месяца около 20%, ожидаю, что будет чуть больше.

Мы много вложили в продвижение бота, и в этом помогли имейл-рассылки, так что стоимость минимального тариф — не такая большая статья расходов в разрезе всех расходов на маркетинг. Но нельзя забывать, что осень — сезон для продажи образовательных услуг, и что будет дальше, пока неизвестно. Поэтому продолжаем наблюдение, но некоторые плюсы и минусы я уже могу отметить.

Плюсы:

  • Визуальный редактор: простой, удобный, наглядный. Скорее всего, что-то подобное и в других сервисах, до тестирования которых я не добрался;
  • Блок настройки задержки: чтобы пользователь узнал слово, нужно меньше времени, чем чтобы прочитать фразу или разобрать грамматическую конструкцию, и для каждого из подобных вопросов мы подбирали оптимальное время. Те, кто проходил тестирование, не испытывали проблем из-за нехватки времени, если действительно знали материал и могли обойтись без подсказки из интернета;
  • Круглосуточная работа поддержки: в ночь с пятницы на субботу мне ответили за полчаса;
  • Мануал по созданию ботов: есть ценные советы, например, что нужно регистрировать бота на корпоративный номер, а не на личный;
  • Аналитика и сегментирование: бот считает посетителей, количество ответов, переходы по ссылкам и позволяет сделать рассылку по подписчикам или отдельным сегментам аудитории.

Минусы:

  • Каналы связи с клиентом: пока у конкурентов есть несколько соцсетей и мессенджеров, в юнике это только Telegram. Еще висят неподсвеченые иконки WhatsApp, Вконтакте и какого-то WebChat, но пока это явно только обещания компании, а работать с воцапом и ВК хотелось бы уже сейчас;
  • Не на все есть всплывающие подсказки и быстрые переходы на нужную страницу мануала, который порой приходится открывать и листать самому;
  • Схема большая, блоков много, чем лучше настроен бот, тем сложнее — и по-хорошему, для ориентации по этому монстру нужен поиск по идентификаторам, которых нет;
  • Нельзя добавлять в блоки видео: хотелось бы проводить тесты на аудирование прямо в боте, чтобы понимать, насколько человек понимает иностранный язык на слух. Очень распространенная проблема среди наших учеников: они прекрасно читают, но вообще не понимают язык на слух. Приходится проверять это уже во время контакта после работы клиента с ботом.

Выводы

Если чат-бот нужен для работы с уже готовой аудиторией, бесплатными сервисами не обойтись. Но полноценно протестировать пригодность инструмента для конкретного бизнеса можно без финансовых затрат.

Чтобы начать работать с ноукод-платформой, достаточно знать, что надо получить в результате. Специальных технических знаний для этого не требуется, достаточно понимания маркетинговой задачи.

Я сделал ошибку: начал делать бота, имея в голове только идею. Правильнее было бы сначала сделать черновик, подумать над ним и только потом переносить «с листа». Мы бы сэкономили время на тестирование и отладку. Бот, который у меня получился изначально, работал идеально, но не совсем соответствовал нашим задачам как компании.

Юнисендер бесплатно предоставляет инструмент, который позволяет опробовать все возможности ботов, включая их влияние на продажи, а не только технические особенности создания опросников. Да, это ограничено сроком две недели, но сейчас получается, что мы полноценно используем инструмент в коммерческих целях и не переплачиваем за это — пока что мы на минимальном тарифе и его нам вполне хватает: до 1000 подписчиков мы вряд ли дойдем скоро. Но когда дойдём, нам, конечно, понадобится расширенный функционал. В принципе я уже готов доплатить и за бота в WhatsApp.

Возможно, в будущем, когда я все-таки лучше изучу программирование (насколько я знаю, сейчас ботов популярно делать на питоне) или мы так масштабируемся, что наймем своего айтишника, мы и откажемся от готовых решений и перейдем полностью на собственное. Но пока для наших целей ноукод-чатбот — хорошее, готовое и бесплатное решение.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Иван Куричев

Для продажи курсов или во все цифровых товаров больше подойдут: https://vc.ru/services/617115-sovremennye-konstruktory-dlya-sozdaniya-internet-magazina-v-telegram

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Оголенко

Опять "ноукод" решения, которые на самом деле просто написанные другими программистами готовые продукты. Это не называется бот без кода.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Корнеев
Автор

Привет! Да, это резонное замечание с одной стороны, я согласен, но с другой — для меня это действительно ноукод-решение, если сравнивать с тем, что изначально я хотел делать все сам. Это наверное одна из самых важных вещей, которым учишься, когда ведешь свой бизнес — не делать самому то, чего не умеешь, а доверять профессионалам. Я таких профессионалов нашел на стороне, так сказать отдал на аутсорс, но это не значит, что в будущем у нас не будет собственного решения. Поживем — увидим.

Ответить
Развернуть ветку
Эмильян Феофилов

Странно, вы в статье пишете, что уже месяц на бесплатном тарифе, а у них на сайте 14 дней пробный период для бота. Партнерка что ли у вас какая?

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Макеева

Ага, кажется, автор проговорился)) Меня другое больше интересует. Насколько подписка на конструктор ботов в Юнисендере вообще оправдана?)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мазур

Я как тех.спец с опытом больше 4 лет топлю за SaleBot.

Минимальный тариф: 1800р/месяц

Есть все мессенджеры, нет ограничения по размеру базы (у меня есть проекты, где аудитория по 100к), функционал сравним с самописными ботами.

Но главный минус, в нем очень трудно разобраться новичку.

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Корнеев
Автор

Да, мы действительно уже пользуемся платным тарифом и, скорее всего, на нем и останемся, а бесплатно были 14 дней. Все верно, спасибо за замечание. А по оправданности... Ну, скажем так, финансовую составляющую я раскрывать не буду, но один клиент, пришедший к нам через бот и оплативший даже минимальный пакет обучения, уже покрывает стоимость бота за месяц на минимальном тарифе. Но из этого надо вычесть расходы на нашу рекламу, рекламу бота и т.д, и получается, что нужно уже несколько клиентов чтобы выйти в ноль. Это очень маленький поток клиентов — у нас он больше. Так что расходы, потраченные на бота, во всей структуре маркетинговых расходов, мизерные.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда