Норильск: от ознакомления с производством к созданию экскурсий
Промтуризм.Практикум в Норильске
Говоря о Норильске, мы рисуем в голове образы величественных заводов и фабрик. Именно поэтому трудно представить себе более подходящий город для развития промтуризма, чем заполярная столица. Благодаря инициативе Агентства развития Норильска (АРН), представители 17 предприятий, а также экскурсоводы и руководители компаний-туроператоров туристско-рекреационного кластера «Арктический» объединились для прохождения Промтуризм.Практикума. Подробнее о том, как это было, расскажем в нашей статье.
Туристический интерес
Норильск, с одной стороны, – типичный моногород, выросший вокруг промышленного гиганта – горно-металлургической компании «Норникель». С другой стороны, – столица Таймыра, край вечной мерзлоты, полярного дня и ночи, и все его предприятия имеют северную специфику: от постройки до функционирования.
В рамках программы развития арктической зоны АРН активно работает над развитием туристической привлекательности региона уже на протяжении трех лет.
Так предприятия, воодушевленные командой АРН, решили открывать двери для посетителей. Но как сделать это правильно с точки зрения административных норм, ГОСТов по оказанию туристских услуг, безопасности туристов, создания качественного сценария и упаковки экскурсионных маршрутов?
На этот каскад вопросов как раз и ответил Промтуризм.Практикум, проект команды топовых экспертов Всероссийского акселератора по промышленному туризму Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Сергея Рыжова, Натальи Кисельниковой, Алевтины Золотаревой.
С 15 по 19 августа 2022 года в Норильске состоялся недельный интенсив – три дня инспекшн-туров и два дня обучающих программ, где был собран концентрат полезных знаний по построению рабочего экскурсионного проекта.
Часть первая. Инспекшн-тур
За первые три дня интенсива команда экспертов посетила предприятия Норильска, чтобы оценить экскурсионный потенциал на местах.
17 предприятий показали свои наработки по экскурсиям для самых разных целевых аудиторий: от инвесторов до студенческих и школьных групп. Атмосферу промышленности Крайнего Севера демонстрировали, в первую очередь, предприятия «Норникеля».
Целая группа предприятий также раскрыла особенности жизни на Таймыре. «Норильский молочный завод», «Норильский хлебозавод», «Норильские теплицы», «Заполярный пищекомбинат» показали, откуда берутся продукты питания за полярным кругом, и как должны питаться северяне, чтобы быть здоровыми и активными.
Среди них шахта «Ангидрит» – единственная в России шахта, уже адаптированная для посещений. Секрет в том, что в ней расположен корпоративный университет «Норникеля», где оттачивают и демонстрируют мастерство сотрудники. Рудник «Заполярный» – первый и поныне действующий карьер региона. Здесь добывают руду, в которой содержится половина таблицы Менделеева: никель, кобальт, медь, серебро, золото, платиноиды. «Серный проект» – масштабная экологическая инициатива, огромный завод для улавливания серы из воздуха и переработки ее в безопасный гипс.
Часть вторая. Мастер-классы
Еще два дня были посвящены изучению особенностей промышленных туров и их усовершенствования в рабочих группах.
Вот неполный перечень тем, которые были освоены и применены на практике:
- Актуальные практики, цели и задачи промтуризма;
- Промышленная экскурсия как коммуникация корпоративного бренда;
- Выбор говорящего названия экскурсии;
- Экскурсионный потенциал предприятия, идеальный маршрут экскурсии;
- Безопасный маршрут;
- Современный корпоративный музей. Лучшие практики.
По результатам интенсива представители «Норникеля» подвели итог: «В результате прохождения Промтуризм.Практикума мы перешли от ознакомления с производством к созданию экскурсий! И пришли к выводу, что нужна единая концепция и стиль экскурсий, чтобы при визите на каждый отдельный завод, рудник или шахту у посетителя складывался цельный, нужный нам образ корпорации».
Промышленный туризм словно создан для Норильска или наоборот, Норильск будто бы рожден для промтуризма! История компаний отражает эпоху освоения Таймыра в условиях вечной мерзлоты. Настоящее города показывает реальное, живое и оттого особенно интересное лицо заводов.
На сегодняшний день очевидно, что у региона большое будущее в развитии этого актуального и востребованного направления туристической отрасли. Недельный интенсив дал Норильску не просто перспективы, а рабочие планы и свежие идеи для дальнейшей реализации проекта.
Жесть. Уж лучше вы к нам.