{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

[2023] FAQ по налогам для онлайн школы, онлайн курсов и онлайн обучения / ПСН (патент) для ИП / договор-оферта, лицензия

Всех приветствую, друзья! Меня зовут Васильев Дмитрий, я адвокат.

С 2014 г я занимаюсь настройкой легальных схем ведения онлайн бизнеса, консультирую по вопросам российского и международного налогообложения, валютного законодательства, помогаю с подбором юрисдикции для регистрации бизнеса.

Более подробная информация обо мне на моем сайте и в профиле Правовед.ру. Для индивидуального разбора и решения Ваших правовых задач обращайтесь ко мне лично в телеграм или whatsapp, либо оставляйте заявку на моем сайте. Буду рад помочь!

В рамках данной статьи мы разберем правовые вопросы открытия онлайн школы, продажи онлайн курсов и онлайн обучения – налоги, лицензирование, документы для открытия онлайн школы и онлайн курсов, оформление отношений с преподавателями и подрядчиками, защита прав на контент и т.п.

В конце статьи в качестве бонуса разберем несколько интересных выигранных мной кейсов из моей собственной судебной практики по онлайн школам за 2022 г. (по искам учеников к моим клиентам с требованием о возврате денежных средств за курс).

1. Нужна ли онлайн школе при онлайн обучении, онлайн курсам лицензия на образовательную деятельность? Как открыть онлайн школу и работать легально без лицензии?

Нет, лицензия онлайн школе не нужна в случае, если Вы не выдаете официальных документов об образовании по итогам прохождения Вашего курса.

То есть:

  • если Вы по итогу прохождения курса просто выдаете сертификат формата «такой-то гражданин прослушал такой-то курс» - лицензия на образовательную деятельность не требуется (99% всех случаев).
  • если Вы работаете индивидуально с клиентами и вообще никаких документов по итогу прохождения курса не выдаете – аналогично лицензия не требуется.
  • если по итогам прохождения Вашего курса Вы выдаете официальные документы об образовании (о повышении квалификации и т.п.) – только в этом случае Вы должны получить лицензию на образовательную деятельность.

На практике я вижу, что большинство впервые обратившихся ко мне клиентов считают, что лицензия не нужна только в случае, если ты работаешь один, а если есть сотрудники – то якобы сразу нужна. Это не так.

Не знаю в чем причина такого довольно массового заблуждения, но по закону, повторюсь, лицензия нужна крайне редко – только при выдаче официальных документов.

Давайте разберем на чем основан такой вывод.

Смотрим закон:

Согласно ч.1 ст. 91 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с п.17 ч.1 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.

Согласно п.9 ч.1 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Вывод - образовательной деятельностью является только деятельность по реализации образовательных программ. Соответственно, если Вы не реализуете образовательные программы, то и лицензия Вам не требуется.

Далее возникает вопрос – что является реализацией образовательных программ, а что нет?

Исчерпывающий перечень услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию, приведен в Приложении «Перечень деятельности по реализации образовательных программ» к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1490 "О лицензировании образовательной деятельности".

Вот список этих программ.

Если посмотреть указанный список, то вопрос возникает только в части пункта №16 «Реализация дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ», поскольку все остальные пункты явно никак не относятся к онлайн школе.

То есть следующий этап – разобраться что входит в «реализацию дополнительных общеобразовательных программ», а что нет.

На этот счет есть судебная практика и наши собственные запросы с клиентами в Министерство образования и ответы на них.

Смотрим судебную практику:

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2015 г. по делу № А41-32901/15:

«в рассматриваемом случае обществом по результатам оказания услуг выдаются сертификаты, которые подтверждают факт прохождения курса «Перевозка опасных грузов воздушным транспортом». Данные сертификаты не свидетельствуют о присвоении (повышении) разряда или квалификации. Таким образом, обучение по вышеуказанному курсу не является ни профессиональным, ни дополнительным профессиональным обучением, а, следовательно, лицензированию не подлежит».

Таким образом, судебная практика говорит нам о том, что если по итогам обучения не выдаются официальные документы об образовании (повышение или присвоение квалификации), то такая деятельность не является деятельностью по реализации дополнительных общеобразовательных программ.

Помимо этого, мы также периодически делаем запросы с клиентами в Министерство образования конкретного региона, где ведет деятельность мой клиент и получаем официальные ответы с подтверждением того, что лицензия для проведения курсов, вебинаров, онлайн занятий, не требуется.

Вот пример одного из таких ответов:

Также у нас были случаи, когда на моих клиентов подавали жалобу их ученики в Министерство образования формата "у него нет лицензии, накажите его" и во всех случаях решение принималось в нашу пользу после предоставления пояснений с нашей стороны и договора-оферты с сайта клиента, который мы естественно заранее всегда делаем и размещаем на сайте.

Тем не менее, если Вы составите свою оферту на сайте с учениками так, что из нее будет следовать, что Вы реализуете какую-либо образовательную программу и т.п., то на практике к Вам могут появиться вопросы со стороны проверяющих, поэтому важно, чтобы и из описания на сайте и из (основное) Вашего договора-оферты на сайте следовало, что Вы оказываете исключительно те виды услуг, которые не подлежат лицензированию.

2. Я видел на сайте некоторых онлайн школ, что у них есть лицензия на образовательную деятельность – зачем они тогда ее получают?

Ответ простой – для маркетинга.

Тот факт, что онлайн школа не обязана получать лицензию, естественно, никак не мешает ей на практике все же получить ее.

Некоторые онлайн школы действительно получают лицензию для того, чтобы и у себя на сайте и везде, где только можно, добавлять отметки «смотрите, у нас есть лицензия, а у других ее нет» - очевидно на кого-то из потенциальных учеников это произведет впечатление и по итогу продажи вырастут.

Также отмечу, что с 1 марта 2022 года по 1 сентября 2026 года онлайн школы могут получить лицензию на образовательную деятельность без помещения в случае, если Вы ведете свою деятельность исключительно в интернете.

3. Какой ОКВЭД выбрать для онлайн школы для продажи онлайн курсов и онлайн обучения без лицензии?

Обычно мы используем следующие коды ОКВЭД:

  • Основной - 85.41.9 — Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки.
  • Дополнительный: 85.41 — Образование дополнительное детей и взрослых

Еще иногда добавляем:

  • 63.12 — Деятельность web-порталов.
  • 96.09 — Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки.

Другие коды ОКВЭД могут быть добавлены в зависимости от того, чем занимается конкретная онлайн школа.

4. Какие налоги должна платить онлайн школа при продаже онлайн курсов и онлайн обучении – ООО, ИП на УСН или патенте (ПСН – патентная система налогообложения)?

Онлайн школа платит налоги с продажи онлайн курсов и онлайн обучения в рамках одной из доступных систем налогообложения – УСН 6%, УСН 15% или патент (ПСН), однако патент применим далеко не всегда. В случае превышения лимита по УСН (порядка 250 млн на 2023 г.) налоги придется платить на ОСНО (общей системе налогообложения).

Разберем более подробно доступные для онлайн школы и онлайн курсов системы налогообложения:

  • УСН 6% «доходы» - самый простой вариант – Вы будете платить налог 6% со всей выручки без возможности вычета расходов (но можно вычитать оплаченные страховые взносы). В отдельных регионах ставка составляет не 6%, а 1% (Мурманская область, Удмуртия, Чечня и т.д.).
  • УСН 15% «доходы минус расходы» - при данной системе налогообложения Вы будете платить налог 15% с разницы между доходами и расходами. В расходах можно учесть только то, что Вы сможете подтвердить документально. В отдельных регионах ставка по УСН "доходы минус расходы" меньше – не 15%, а например, 7% (для Санкт-Петербурга, в частности).
  • патент (ПСН – патентная система налогообложения). Патент можно применять далеко не всегда (об этом далее), хотя на практике часто он намного выгоднее других вариантов. Суть простая – Вы платите фиксированный взнос, установленный государством, и больше никому ничего не должны.

Стоимость патента часто очень дешевая, например:

  • в Москве стоимость патента для онлайн школы в 2023 г. составляет 39600 руб. на весь год. Сумма налога оплачивается двумя платежами - 1 платеж равен 13200 руб. и оплачивается в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента, 2 платеж равен 26400 руб. и оплачивается в срок не позднее срока окончания действия патента.
  • в регионах часто еще дешевле, например, возьмем Томск - стоимость патента для онлайн школы в 2023 г. составляет 12000 руб. на весь год, если нет работников, если есть работники – дороже.

То есть в случае с Томском Вы платите за весь год всего лишь 12000 руб. (если нет сотрудников) и далее не платите ничего – даже при минимальном доходе это выгоднее, чем платить 6% со всей выручки.

По ссылке доступен калькулятор для других регионов.

Но не все так просто – формально далеко не все онлайн школы при продаже онлайн курсов и онлайн обучении имеют право применять патент (ПСН).

5. Может ли онлайн школа при продаже онлайн курсов и онлайн обучении работать по патенту как ИП? (ПСН - патентная система налогообложения)?

Да, может в случае, если работа ведется индивидуально в форме вебинаров, конференций и т.п. Если же Вы продаете готовые онлайн курсы в записи – формально патент Вы применять не можете.

Отмечу, что патент может применяться только ИП, ООО не может получить патент.

Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН может примениться индивидуальными предпринимателями в отношении предпринимательской деятельности в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых.

До 2021 г. норма звучала как «в сфере оказания услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству», сейчас формулировку изменили на «Услуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых», но суть осталась в целом той же.

Смотрим официальные разъяснения МинФина по поводу применения патента онлайн школой:

Министерство финансов Российской Федерации ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО от 31 января 2020 года № 03-11-11/6174
[О применении ПСН в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству]

Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН может примениться индивидуальными предпринимателями в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденным приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, группировка "Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включенное в другие группировки" включает дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для разных профессий, хобби и занятия для личного роста (код 85.41.9). Таким образом, индивидуальный предприниматель в отношении вышеуказанных услуг вправе применять ПСН в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса.

Таким образом:

  • Если у Вас проводится обучение в режиме реального времени (проводятся вебинары и т.п.), то формально да, Ваша деятельность подпадает под патент.
  • Если у Вас нет как такового обучения в режиме реального времени, а Вы просто продаете доступ к готовым онлайн-курсам, то в такой ситуации Вы не подпадаете под патент, поскольку фактически Вы не оказываете услуги в сфере образования, а Вы продаете уже готовые товары.

Это общее правило, на практике, конечно, все немного по-другому, а именно все подряд пытаются работать по патенту и многие, даже те, кто просто продает готовые онлайн курсы в интернете, тоже применяют патент и у многих это получается успешно, но нужно понимать, что формально это запрещено.

Еще важные моменты при работе по патенту:

  • на патенте (ПСН) нельзя привлекать в качестве субподрядчиков других ИП или ООО.
  • на патенте можно привлекать сотрудников как по трудовым договорам, так и по договорам ГПХ, но в отдельных регионах это будет увеличивать стоимость патента.
  • как ни странно, на патенте можно привлекать самозанятых, причем они еще и не учитываются в стоимости патента (в отличие от сотрудников). Однако здесь возникает множество других вопросов – риски признания отношений трудовыми и т.д. (например, если 10 самозанятых зарегистрируются одновременно как самозанятые, на следующий день заключат договор с Вами и у всех Вы будете одним единственным контрагентом, то это прямой путь к признанию отношений трудовыми и доначислению НДФЛ и страховых взносов, особенно если при этом еще и сам договор будет содержать признаки трудового).

Также стоит учитывать, что патент действует только на территории того региона, где он выдан. Вы можете работать с клиентами из любых регионов, однако важно, чтобы договор-оферта был составлен так, чтобы из него следовало, что местом оказания любых Ваших услуг является город, где выдан патент.

Если же Вы получите патент, например, в Калуге, а из договора будет следовать, что местом оказания услуг является г. Москва – налоговая Вас «скинет» с патента и придется платить налоги по УСН или по ОСНО.

6. Может ли ИП применять патент (ПСН) именно при дистанционном обучении онлайн?

Да, может, есть официальные разъяснения МинФина на этот счет:

О применении ПСН при оказании услуг по обучению населения на курсах и репетиторству

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 апреля 2018 г. N 03-11-12/28615

Патент действует на всей территории того субъекта Российской Федерации, который указан в патенте, за исключением случаев, когда законом субъекта Российской Федерации определена территория действия патентов в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 8 статьи 346.43 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН может применяться индивидуальными предпринимателями в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по обучению населения на курсах и по репетиторству.

При этом главой 26.5 Кодекса не установлено ограничений в части оказания услуг (выполнения работ) в рамках вышеуказанного вида деятельности по заказам как физических, так и юридических лиц.

Также глава 26.5 Кодекса не предусматривает запрета на оказание указанных услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Соответственно, если индивидуальным предпринимателем получен патент по вышеуказанному виду предпринимательской деятельности в субъекте Российской Федерации, на территории которого осуществляется такая деятельность, налогоплательщик в отношении ее вправе применять ПСН, в том числе при оказании данных услуг заказчикам из других субъектов Российской Федерации и иностранных государств.

Таким образом, формат обучения для возможности онлайн школы работать как ИП на патенте (ПСН) не играет роли – патент может применяться как при очном обучении, так и при онлайн обучении.

7. Может ли онлайн школа продавать онлайн курсы и онлайн обучение зарубежным клиентам? Можно ли при этом применять патент (ПСН)?

Да, онлайн школа может работать с клиентами из любых стран, в том числе оставаться при этом на патенте (ПСН). Однако, как уже было указано выше, важно при этом, чтобы из договора-оферты прямо следовало, что местом оказания Вами услуг является город в России, в котором выдан патент, иначе Ваши услуги не будут подпадать по ПСН.

Что касается работы с иностранными клиентами:

  • если у Вас основной бизнес в России, то самый простой вариант – подключить платежку (эквайринг) для онлайн школы, который позволяет принимать оплату за онлайн курсы с зарубежных карт. Такие платежки есть, и они прекрасно работают – деньги по итогу Вы будете получать на Ваш счет ИП.
  • если у Вас основной бизнес направлен на зарубежную аудиторию, то здесь можно рассмотреть вариант регистрации ИП или ООО для онлайн школы за рубежом – в Армении, Грузии, Казахстане, Киргизии, ОАЭ или Гонконге / в других странах при переезде.

В этом случае никаких проблем с получением платежей не будет – можно будет подключать иностранный эквайринг, пользоваться иностранными платежными системами Payoneer, Paypal, Skrill, stripe, wise (есть нюансы в зависимости от страны – не во всех странах указанные платежки работают).

Про Payoneer вот здесь разбирали информацию, про другие платежные системы (Wise, Skrill, Paypal, Stripe и т.д.) вот здесь.

По вопросу регистрации ИП/ООО за границей - тут нужно разбирать индивидуально, но для ориентира приведу табличку с информацией о базовых налогах в наиболее популярных юрисдикциях для регистрации ИП за рубежом для онлайн школы и онлайн курсов:

8. Какие документы нужны онлайн школе для продажи онлайн курсов и онлайн обучения? Как составить договор-оферты и политику конфиденциальности для онлайн школы и онлайн курсов?

Все документы, необходимые для работы онлайн школы, можно разделить на 3 составляющие:

А) документы для сайта, сюда входит:

  • Договор-оферта – документ, размещаемый на сайте, в котором определяются условия оказания услуг ученикам – в нем мы прописываем предмет услуг, порядок оформления заказа на услуги, порядок оплаты, политику возвратов, ответственность сторон и т.д.

В интернете часто можно встретить названия «Пользовательское соглашение», «Лицензионное соглашение» и иные подобные наименования – поясню, что это все синонимы. В законе нет четкого названия для подобных документов, поэтому на практике договор-оферта может называться по-другому, смысл от этого не меняется.

  • Политика конфиденциальности – это документ, в котором фиксируется соглашение пользователя на обработку его персональных данных и условия такой обработки.

Требований о наличии каких-либо иных документов на сайте нет. Иногда отдельные положения Договора-оферты выделяют в отдельные документы, например делают отдельно «Политику возвратов» или правила оказания отдельных видов услуг. Все эти пункты можно оставить в одном документе – договоре-оферты, смысл их выделять есть только в том случае, если договор-оферты получился слишком громоздким – в этом случае отдельные пункты иногда выносятся в отдельный документ, чтобы более детально обратить внимание пользователя на их содержания.

Б) Документы, регулирующие отношения с сотрудниками, преподавателями, создателями контента, подрядчиками. Эту часть документов далее разберем более подробно.

В) Внутренние документы онлайн школы - сюда входят положение об обработке персональных данных (если есть сотрудники), положение о коммерческой тайне, NDA (при наличии) и т.д.

9. Какие требования закона о персональных данных должна соблюдать онлайн школа при продаже онлайн курсов и онлайн обучения у себя на сайте?

Помимо наличия на сайте Политики конфиденциальности, онлайн школа при продаже онлайн курсов и онлайн обучения должна соблюдать следующие требования:

  • Необходимо направить уведомление в Роскомнадзор об обработке персональных данных онлайн школой (не путать с регистрацией в Роскомнадзоре). Уведомление в Роскомнадзор может быть направлено в следующих формах:

б) в письменном виде по обычной почте в Управление Роскомнадзора.

  • На сайте на всех формах обратной связи, через которые может быть осуществлена передача персональных данных, должно быть окошечко, в котором Пользователи проставляют отметку о согласии с политикой конфиденциальности.
  • Без проставления отметки о согласии с политикой конфиденциальности Пользователь не должен иметь возможности отправить Вам свои персональные данные.
  • Хранить персональные данные граждан РФ можно только на российских серверах, на иностранных нельзя (очень частое нарушение).
  • Если школа ориентирована также на международный рынок, на европейских клиентов или клиентов из США, то возникают дополнительные требования. Особое внимание следует в этом случае обратить на Регламент №2016/679 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите физических лиц при обработке персональных данных и о свободном обращении таких данных» General Data Protection Regulation (GDPR).

10. Какой договор онлайн школа при продаже онлайн курсов и онлайн обучении должна заключить с преподавателями, создателями контента, сотрудниками и иными контрагентами?

С точки зрения закона есть 3 схемы оформления преподавателей / создателей контента для онлайн школы (далее для простоты буду говорить обобщенно «преподаватели»):

  • Трудовые отношения, либо отношения с ними по Договору ГПХ как с физическими лицами.
  • Заключение договора с ними как с ИП или самозанятыми.
  • Заключение с ними агентского договора (в идеале объединить агентский договор с их оформлением как ИП или как самозанятыми).

11. Как онлайн школе оформить трудовой договор или договор ГПХ с преподавателями, создателями контента?

Здесь все предельно просто и вариант я думаю и так всем понятен.

Ключевой минус - большие расходы, а именно Вы должны будете платить НДФЛ и страховые взносы за преподавателей, а это в совокупности +43% от тех сумм, которые Вы им будете платить. Причем НДФЛ и страховые взносы нужно платить за преподавателей не только если у Вас с ними заключен трудовой договор, но и в случае, если у Вас с ними заключен договор ГПХ (договор на оказание услуг).

Если это трудовой договор, то это дополнительно влечет обязанность предоставлять отпуска, невозможность просто так уволить и т.д.

12. Может ли онлайн школа заключить (оформить) договор с преподавателями, создателями контента как с ИП или самозанятыми?

Может, но не всегда, зависит от фактического характера правоотношений.

Плюс – не нужно платить упомянутые 43%, не надо предоставлять отпуска, можно в любой момент расторгнуть договор.

По налогам расходы: мы сами за них ничего не платим, однако они должны будут сами с полученных от нас доходов платить налоги. При ИП они будут на УСН 6% (хотя можно и другие варианты рассмотреть), при самозанятости тоже ставка налога будет 6% (если доход от юридического лица, то самозанятый также платит 6%).

Однако в этом варианте нужно предварительно оценить риски признания отношений трудовыми. Возможны 2 совершенно разные ситуации:

  • преподаватели работают у Вас на регулярной основе 5 дней в неделю, Вы им устанавливаете график работы, они находятся с Вами в отношениях власти-подчинения. То есть фактически это трудовые отношения и в этом случае оформление их в качестве самозанятых или ИП влечет за собой риски признания отношений между самозанятым/ИП и онлайн школой трудовыми.
  • У Вас «приходящие» преподаватели, которые работают нерегулярно, Вы не формируете для них график и т.д. Здесь признаков трудовых отношений нет, поэтому Вы можете спокойно с такими преподавателями работать как с самозанятыми или ИП. Тем не менее и в этом случае очень важно, чтобы в договоре с самозанятым или ИП и онлайн школой не было признаков трудовых отношений.

На практике последнее время есть тенденция у онлайн школ во всех случаях и всех подряд, в том числе сотрудников, бездумно оформлять как самозанятых. Это влечет за собой серьезные риски.

Что касается рисков переквалификации отношений с самозанятыми и ИП в трудовые и в целом разграничения между трудовыми отношениями и отношениями с независимыми подрядчиками, то важно учитывать следующие аспекты:

  • если в договорах будет фигурировать «график работы с 9:00 до 18:00» и т.д. – это напрямую говорит о трудовых отношениях. В договоре самозанятые и ИП четко должны быть обозначены как независимые подрядчики.
  • еще один из признаков трудовых отношений, прикрываемых самозанятостью с рисками переквалификации – выплаты с одинаковой периодичностью. То есть «выплаты 2 раза в месяц 1 и 15 числа каждого месяца» - это очень похоже на трудовые отношения, поэтому если Вы будете осуществлять выплаты именно в таком формате, то у Вас есть все риски переквалификации отношений в трудовые.
  • также значение имеет срок регистрации самозанятого - если он зарегистрировался за день до начала отношений с Вами – это дополнительный признак в сторону трудовых отношений.
  • еще учитывается количество самозанятых, с которыми Вы работаете и наличие у них иных контрагентов. Если Вы работаете с большим количеством самозанятых и у всех из них нет других контрагентов кроме Вас – это еще один признак трудовых отношений, поскольку с точки зрения налоговой если они являются реально независимыми подрядчиками, а не Вашими сотрудниками, то у них должны быть и другие контрагенты.

Как правило мы с моими клиентами, помимо грамотного договора с самозанятым, еще берем с них вот такой документ, который позволяет минимизировать риски переквалификации отношений с самозанятым в трудовые:

Заверение от самозанятого позволяет снизить риски

Речь естественно не идет о случаях, когда мы лиц, с которыми у нас фактически трудовые отношения, регистрируем в качестве самозанятых и пытаемся "замести следы". Речь идет именно о том, что мы с независимыми подрядчиками заключаем договор как с самозанятыми, но даже в этом случае мы также перестраховываемся, правильно составляя договор + берем от них указанное заверение.

Также нужно учитывать, что при каждой выплате с Вашей стороны денежных средств в адрес самозанятых, они должны пробивать и обязательно отправлять Вам чеки об оплате через приложение "Мой налог". Если они этого не сделают – Вас могут обязать оплатить за них страховые взносы 30%.

13. Может ли онлайн школа заключить агентский договор с преподавателями и не платить за них налоги (НДФЛ) и страховые взносы?

Формально да, может в случае, если у Вас реально агентские правоотношения с преподавателями.

Суть агентской схемы – мы заключаем с преподавателями Агентский договор, в соответствии с условиями которого мы ищем для них клиентов на их услуги по обучению, то есть мы выступаем просто в качестве посредника = по договору это не мы их нанимаем, а они нас нанимают.

Плюсы схемы:

  • Агентский договор позволит Вам работать с преподавателями просто как с физическими лицами (даже если они не самозанятые и не ИП) и не платить НДФЛ за преподавателей онлайн школы при перечислении им денежных средств, то есть не являться налоговым агентом преподавателей.

Обоснование:

Согласно п.1 и п.2 ст. 226 НК РФ, налоговым агентом по отношению к физическим лицам может являться только юридическое лицо, которое является источником выплаты денежных средств.

Вместе с тем, Вы в данном случае не являетесь источником выплаты, поскольку Вы выступаете просто в качестве посредника, а источником выплаты выступает конкретный заказчик - ученик, от которого через Вас получает деньги преподаватель.

Указанная позиция неоднократно была поддержана МинФином.

В частности, в письме Минфина РФ о т 9 ноября 2015 г. N 03-04-05/64323 отмечено следующее:

«Согласно пунктам 1 и 2 статьи 226 Кодекса налоговыми агентами признаются, в частности, индивидуальные предприниматели, являющиеся источником выплаты доходов налогоплательщику, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога на доходы физических лиц осуществляются в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 Кодекса.

Вместе с тем индивидуальный предприниматель не признается налоговым агентом в отношении денежных средств, перечисляемых физическим лицам по агентскому договору, в случае если индивидуальный предприниматель, действуя в качестве агента по такому договору, не является источником дохода этих физических лиц.

  • Агентский договор дает Вам право платить налог только с суммы своего фактического дохода (комиссии) даже при УСН 6% (то есть платить налог с разницы между суммами, полученными от учеников и суммами, перечисленными преподавателям).

Обоснование:

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017)

НК РФ Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

9) в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Также указанный вывод подтверждается письмами МинФина, в том числе письмом МинФина от 2 февраля 2016 г. N 03-11-06/2/4733.

Однако здесь принципиально важно отличать реальную агентскую схему работы от фактических правоотношений по договору ГПХ, лишь прикрываемых агентским договором.

То есть прежде всего нужно выяснить, насколько агентская схема реально соответствует Вашей модели работы, поскольку если у Вас фактически с преподавателями трудовые отношения и Вы лишь прикрываете их агентскими – будут грозить риски признания отношений трудовыми.

Смотрим закон:

Согласно ч.1 ст. 15 Трудового кодекса РФ Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Таким образом, из указанного определения следует, что трудовые отношения предполагают, что работник:

  • выполняет определенную трудовую функцию;
  • выполняет ее в интересах, под управлением и контролем работодателя;
  • подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка Работодателя, локальным нормальным актам и т.д.

При этом при агентских отношениях:

  • преподаватель никакую трудовую функцию не выполняет – у него нет графика работы, нет какой-либо «должностной инструкции».
  • он не подчиняется Вашим внутренним правилам распорядка и вообще Вам не подчиняется.
  • Вы лишь находите для него заказы, а он их исполняет самостоятельно.

Многие для минимизации рисков совмещают агентскую схему работы с оформлением преподавателей как самозанятых или ИП. Если у Вас реально агентская схема, я бы именно так и рекомендовал делать.

Агентский договор с преподавателями также можно подписывать через оферту на сайте онлайн-школы.

14. Как онлайн школе защитить права на контент онлайн курса?

В случае, если онлайн школа предоставляет клиентам доступ к готовым материалам (а это делают почти все онлайн школы), важно грамотно закрепить за собой права на контент материала. В противном случае другой человек может своровать контент, начать его продавать от своего имени, а при особо наглом подходе присвоить себе права и затем еще и вам предъявить претензии относительно того, что вы "незаконно используете его контент".

Риски чаще всего идут со стороны собственных сотрудников, создателей контента, частично со стороны учеников и конкурентов.

Основные направления по защите прав на контент для онлайн школы можно разделить на 2 составляющие:

  • Действия до правильному «закреплению» авторских прав на контент. Я не буду подробно останавливаться на этом вопросе, но в целом скажу, что самое основное – это правильно оформленные правоотношения с создателями контента. То есть важно заключить корректный договор авторского заказа, составить акт к нему и прочие документы. Также важно зафиксировать техническую передачу прав на контент.

Если контент создается работниками, которые у Вас в штате, то тоже важно корректно оформить трудовой договор, должностную инструкцию, задание на разработку контента и т.д.

  • Действия по устранению допущенных нарушений. Эта часть работы заключается в своевременной реакции на уже допущенные нарушения. То есть написание претензий, обращений в суд и т.д. Здесь я думаю все понятно.

15. Стоит ли онлайн школе подписывать NDA (соглашение о неразглашении) с контрагентами и сотрудниками?

Закон этот вопрос никак не регулирует, поэтому на практике я обычно рекомендую подписывать NDA в случае, если Вы уже достигли определенного уровня и понимаете, что у Вас повышенные риски того, что Ваши сотрудники или контрагенты захотят разгласить конфиденциальную информацию, которую они узнали в ходе работы с Вами и распространение которой может Вам навредить.

При этом нужно понимать, что с точки зрения закона просто подписание NDA ничего не дает – важно полноценно ввести в компании режим коммерческой тайны и здесь с точки зрения закона есть большое количество требований – издание соответствующего приказа, введение положения о коммерческой тайне, ведение журнала учета лиц, получивших доступ к коммерческой тайне и т.д.

16. Какую ответственность несет онлайн школа? В каких случаях онлайн школа должна вернуть деньги за онлайн курс и онлайн обучение?

Если брать нашу практику с моими клиентами, то наиболее часто мы получаем следующие виды претензий от клиентов:

  • ученик ожидал другого, либо ему не подошел формат обучения, и он требует вернуть деньги.
  • в части обучения по конкретным профессиям частая претензия — ученик ожидал, что после обучения сразу найдет высокооплачиваемую работу, но не нашел ее и опять требует вернуть деньги (часто связано с тем, что онлайн школы в своей рекламе указывают «высокую среднюю зарплату по профессии», по которой обучают и т.п.).
  • ученику просто потребовались деньги или он «передумал после оплаты», и он пытается под любыми предлогами их вернуть (самый популярный вариант).

На практике все эти риски регулируются грамотным составлением Договора-оферты – именно он позволяет исключить большинство рисков получения необоснованных претензий со стороны учеников.

Если у Вас правильно составлена оферта, то при продаже готовых онлайн курсов услуга считается оказанной с момента предоставления доступа к курсу. То есть скинули ссылку на материалы – услуга считается оказанной независимо от того, проходил человек по ссылке или нет. Но это исключительно в случае, если у Вас все эти моменты прописаны в оферте. Если нет – клиент во многих случаях сможет вернуть деньги.

В качестве примера приведу свою собственную практику с клиентом, а именно арбитражное дело №А40-63341/2022, рассмотренное Арбитражным судом г. Москвы в 2022 г.

Суть простая – клиент получил доступ к курсам, затем видимо «передумал» (фактически он направил претензию в марте 2022 года, что наводит на мысль о том, что из-за экономического кризиса у него просто поменялись планы по бизнесу) и прислал очень слабую претензию со смыслом "мы оплатили без договора, значит вы должны вернуть деньги, услуга не оказана".

Это прям совсем слабая позиция была, поэтому мы легко выиграли суд, доказав, что между сторонами был заключен Договор-оферты, который мы составляли с клиентом.

Выдержки из решения суда:

Что позволило нам с клиентом выиграть суд:

  • грамотная оферта на сайте.
  • грамотная фиксация факта предоставления доступа к курсу истцу.
  • грамотное обоснование позиции в суде.

Если кому интересно, полностью с решением суда можно ознакомиться по ссылке на сайте арбитражных судов РФ.

Приведу еще более интересный кейс из своей судебной практики 2022 г., а именно дело №2-2682/2022, рассмотренное Красносельским районным судом Санкт-Петербурга.

Здесь ситуация совершенно другая – человек у моего клиента купил курс, получил к нему доступ, далее даже прошел часть курса, а спустя 2,5 месяца заявил, что «я утратила интерес к услуге, возвращайте мне деньги, поскольку я оплачивала курс продолжительностью 12 месяцев, услуга не оказана».

Дело дошло до суда и суд мы также выиграли. Выдержка из решения суда:

Если кому интересно, полностью с решением суда можно ознакомиться по ссылке на официальном сайте Красносельского районного суда Санкт-Петербурга.

Выиграть суд нам позволили те же самые обстоятельства:

  • грамотная оферта на сайте.
  • грамотная фиксация факта предоставления доступа к курсу истцу.
  • грамотное обоснование позиции в суде.

По итогу с истца мы еще и взыскали судебные расходы на оплату моих услуг, услуг нотариуса по нотариальному заверению интернет-страниц.

Данные примеры наглядно демонстрируют насколько важно грамотно составить договор-оферты на сайте и помимо этого не менее важно грамотно зафиксировать факт предоставления доступа к курсу – если хоть один из этих пунктов будет отсутствовать, то выиграть дело не получится.

Готов ответить на Ваши вопросы относительно деятельности онлайн школы в комментариях.

Обращаю Ваше внимание, что в настоящий момент действует специальное предложение по вопросам грамотного оформления деятельности онлайн школы.

Я готов помочь КАЖДОМУ:

1. Оптимизировать налогообложение онлайн школы, в том числе грамотно и законно перейти на патент.

2. Выбрать оптимальную схему работы с преподавателями, создателями контента, иными подрядчиками.

3. Подготовить документы для деятельности онлайн школы для продажи онлайн курсов – договор-оферта, политика конфиденциальности, уведомление в Роскомнадзор, договоры с контрагентами.

4. Провести устную или письменную консультацию по любым иным правовым вопросам работы онлайн школы любого профиля, а также проектов по продаже онлайн курсов, включая как российские проекты, так и проекты, ориентированные на иностранную аудиторию, включая вопросы лицензирования, приема платежей от зарубежных клиентов, настройки правовой модели работы, в том числе через зарубежные юрисдикции.

Для получения консультации и полной настройки легальной модели работы онлайн школы и проектов по продаже онлайн курсов, Вам нужно написать мне сообщение с кратким описанием своей ситуации на:

WhatsApp 8-960-767-64-03,

Телеграм @Dmitriy_vasilev7.

и мы в индивидуальном порядке разберем и обязательно решим Ваш вопрос.

Обращайтесь ко мне лично, буду рад помочь!

С Уважением, адвокат Васильев Дмитрий (№ 1510 в реестре адвокатов, адвокатское удостоверение № 1911, выдано 29.10.2015 г. адвокатской палатой Красноярского края).

Юрист №1 в рейтинге юристов России по версии крупнейшего правового сервиса РФ Правовед.Ру — https://pravoved.ru/lawyer/362127/.

0
5 комментариев
Александра Брызгалова

Дмитрий, подскажите, пожалуйста. Я уже открыла ИП (оквэд 63.99.1) и получила патент. Но мой оквэд не указан в вашем списке. Достаточно ли для моего спокойствия того факта, что налоговая уже выдала мне патент?) или возможно нужно изменить/добавить оквэд?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев
Автор

1. С одной стороны выдача патента сама по себе вообще ничего не гарантирует. Вы просто покупаете патент, а уже в будущем налоговая (постфактум) будет проверять подпадает ли Ваша фактическая деятельность под патент или нет. Юрист тоже может пойти и купить себе патент на образовательные услуги. Но потом налоговая увидит, что оказываемые им услуги под патент не подпадают и заставит его платить налоги в рамках УСН/ОСНО.
2. С другой стороны ОКВЭД сами по себе - это просто коды статистики, формально их наличие или отсутствие тоже не является критичным. Важно чем Вы фактически занимаетесь. Но для налоговой может быть непонятно - мол, по кодам ОКВЭД Вы занимаетесь тем, что не подпадает под патент, и это может вызвать лишние вопросы.
Итог - лучше коды ОКВЭД скорректировать.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Кротов

Спасибо за полезную статью ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Александра Брызгалова

Спасибо!!!:)

Ответить
Развернуть ветку
Бюро Бухгалтерских Решений

Спасибо за подробную и полезную статью, Дмитрий! В статье у Вас прописано, что ИП применяет ПСН при условии оказания услуг индивидуально. Здесь подразумевается, что только сам ИП, например, вещает в онлайн? Или что-то иное?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда