{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как принимать комплименты?

Часто люди говорят что-то приятное, но эффект слова производят обратный. Мы чувствуем себя неловко, стыдно, а иногда и грязно, появляются мысли, что с нами что-то не так.

Но что если "плохо" вы себя чувствуете не случайно? Если дело не в самооценке? Чтобы разобраться, давайте определимся с тем, что такое комплименты и какие из них принимать (если хочется).

Настоящий комплимент - это похвала заслуги. Например, вы классно выступили на совещании и коллега говорит, что презентация была огонь. Вот это комплимент. Но про свои заслуги мы почему-то слышим редко, чаще о внешности. И вот это ключевой момент: похвала чего-то, что не является результатом ваших действий, этичным комплиментом не считается. Отсюда и негативные эмоции. Вас хвалят, например, за красивые глаза, а вы их отводите и в голове сразу пусто, что сказать-то? Да, я знаю? Спасибо? К чему ты мне это говоришь? Негативные эмоции случаются как раз из-за возникающего противоречия в нашей голове: хвалят за что-то, к чему мы не имеем отношения, будто принимаем украденный приз.

Усугубляет ситуацию еще и то, что комплименты могут делаться о той нашей стороне, которую мы не считаем важной. Пример: вы выступили с речью, три недели готовились, зубрили речь, рисовали карточки, а вам говорят "классно смотрелась/ся на сцене". Снова случается диссонанс: вы чувствуете, что ваши усилия обесценили и свели всю/всего вас до одной простой категории. Несложно догадаться какой?

Давайте обобщим. На наше восприятие комплимента влияет три фактора:

1. о чем делается комплимент: наша это заслуга или нет

2. с какой позиции человек делает комплимент и с какой целью: ставит себя выше и оценивает, уместность комплимента ситуации

3. субъективная значимость комплимента: обратили ли люди внимание на то, что для вас действительно важно, получили ли вы признание

Думаю, вы уже поняли, что далеко не все комплименты являются таковыми и не всегда уместны. И вот вам простая истина: если комплимент неуместный, сделанный с сомнительной целью и вообще не про то, что вам важно, ваша самооценка и умение принимать комплименты тут не при чем.

Теперь представьте другую ситуацию: ваша подруга, которой вы доверяете, говорит, как ей понравилось выступление, как она смеялась над той шуткой в середине речи и что она поняла и вовлеклась в тему, хотя совсем в ней не разбирается. Как ощущения? Ставлю на то, что расплыветесь в улыбке и полезете обниматься. Вот и ответ, как реагировать на комплименты: искренне! Смотрите, идеальный комплимент - это про общение и желание сделать приятно.

Если рассуждать категорично, принимать стоит лишь те комплименты, которые вызывают в вас радость и откликаются. Остальное - попытки людей самоутвердиться или манипулировать. И теперь мы готовы ответить на вопрос, как реагировать на комплименты, которые не хочется принимать.

1. Улыбнитесь и дайте себе время оценить ситуацию. Помните, по тем трем пунктам. Уместный комплимент? О чем он? Вам это важно? С какой целью сделан?

2. Скорее всего комплимент так себе, иначе вы бы сразу почувствовали радость. Поэтому формулируем ответ. Завуалировано укажите человеку на цель его слов. На ту, которую он в идеале должен был преследовать. "Мне приятно, что вы обратили внимание и решили меня порадовать." Если у человека были светлые намерения, классно! А если нет, то он почувствует, что попытка оценить не сработала.

3. Помните, что комплимент - это подарок. А значит, человек сам выбирает, какой подарок сделать. Ваше же право принимать его или нет. Плюс за подарок вы не должны ничего взамен, не должны тут же кидать обратную похвалу. Это просто подарок. Можете представить магнит на холодильник. Черт знает, чем человек думал, когда его выбирал, но раз выбрал, значит так захотел. Не придумывайте лишних смыслов. Вы можете его взять, сказать спасибо, но вам не обязательно лепить его на холодильник. Мусорка за углом. Это, кстати, классный психологический прием. Не всегда есть возможность или силы ответить человеку категоричное нет и сказать, что комплимент не уместный. Поэтому следуйте первым двум пунктам, а потом вежливо прощайтесь. Идите в укромное место, в туалет например. Пишите полученный комплимент на бумажке, а после выкидывайте или смывайте в унитаз. Вы не приняли неуместный комплимент, а просто взяли, чтобы отнести туда, где ему самое место. Вы молодец!

Знаю, порой дело, действительно, в нехватке уверенности. Но чтобы это понять, сначала придется немного поразмышлять и расставить границы. Начните с простого: распишите те ваши черты и сферы жизни, о которых хотите слышать комплименты. Это будет один столбик, а во второй запишите то, что слышать не нравится. Это ваша отправная точка.

0
2 комментария
Павел Иванов

Мдаааа, коучи опять штурмуют VC

Ответить
Развернуть ветку
Богрова Ярослава

Господи, ещё учиться правильно комплименты принимать.. Нафига эти сложности

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда