Как с помощью сервиса поверки контрагентов установить в компании прозрачную структуру контрагентов
Прозрачная структура контрагентов (естественно, для владельца бизнеса и ТОП-менеджеров компании) является отправной точкой при системном управлении дебиторской задолженностью. Об этом я писал ранее.
Теперь расскажу, как это сделать.
Прежде, чем чем-то управлять, нужно это измерить
Так и управление дебиторской задолженностью начинается с измерения. Другой вопрос - какой критерий должен выступить базой сравнения?
В традиционном управлении дебиторская задолженность делится по количеству дней просрочки. И получается примерно такая картина (цифры условные):
- 0-90 дней – 10 млн. р.
- 90-180 дней – 15 млн. р.
- 180-360 дней – 10 млн. р.
- свыше 360 дней – 20 млн. р.
С моей точки зрения, такой подход изначально обречен на провал и не поможет справиться с растущей просроченной «дебиторкой».
Контрагентов нужно измерять до того, как они допустили дефолт!
Юристы, несмотря на успешные результаты судебных заседаний, в большинстве случаев оказываются бесполезны, поскольку у должника к моменту вступления в силу решения суда обычно уже ничего не осталось.
От финансового директора одного из клиентов я слышал, что компания уже не надеится получить деньги, если кейс попал в юридический департамент.
Единственный реальный способ не допускать рост дебиторской задолженности – заранее проверять контрагентов на предмет платежеспособности и прочих возможных рисков.
А как мы узнаем о том, что возникнет дефол до того, как он произойдет?
Как проверит контрагента на платежеспособность?
Для любого финансового менеджера проверить клиента на платежеспособность не составляет труда – показатель ликвидности, текущей платежеспособности, коэффициент автономии и т.д.
Однако, этих показателей на практике не достаточно, поскольку отчетность сдается 1 раз в год, а ситуация на предприятии может поменяться в течение года настолько, что оно может стать банкротом.
Поэтому для того, чтобы оценить, насколько предприятие платежеспособно, необходимо проверять риски, которые могут привести к банкротству. Речь идет о таких показателях, как приостановление операций по счетам, резкий рост предъявленных или проигранных исков и прочих событий, которые могут возникнуть в течение года.
Кроме того, чтобы можно было пользоваться результатами анализа они должны быть сведены к некоему общему знаменателю, который позволил бы их сравнивать между собой, а также отслеживать изменение во времени.
При разработке сервиса анализа и мониторинга контрагентов GoDeal мы исходили как раз из такого подхода.
Как работает сервис проверки контрагентов GoDeal?
Особенностями сервиса являются:
- платежеспособность контрагента оценивается как на основе данных финансовой отчетности, так и целого набора ключевых рисков
- данные приводятся к общему знаменателю и сводятся в интегральный показатель – индекс платежеспособности
- после введения списка контрагентов, производится их оценка и сервис показывает их структуру
По одной из компании структура получилась следующая: около половины контрагентов компании – платежеспособные организации, остальные – имеют риски. Их них один контрагент – в красной зоне, поскольку имеет критические риски.
Посмотрим, что у него такое происходит, что сервис назначил ему красный ярлык.
У этой компании 4 критических риска и 4 уведомления.
Убыток по итогу года
Убыток по итогу года говорит сам за себя – компания работает без прибыли. Как вы понимаете, если работать без прибыли, то деньги раньше или позже кончатся. Поэтому этот вид риска отнесен к важным.
Существенная сумма предъявленных исков и проигранных дел в суде
Я заметил, что перед банкротством резко вырастает количество исков в суде. Если до поры до времени компания их может сдерживать, то, начиная с какого-то момента, они растут как снежный ком. Это важный сигнал.
Низкая текущая ликвидность и платежеспособность по текущим обязательствам
«Желтое» уведомление, которое говорит о том, что показатель текущей ликвидности ниже норматива. Таких компаний много. Это не повод не работать с компанией, но нужно понимать, что могут быть задержки в оплате.
Смена руководителя за последние 12 месяцев
Тоже «желтое» уведомление. Нужно насторожиться, если недавно назначенный руководитель является «массовым». Но в этом случае система выдаст «красную карточку» и понизит индекс платежеспособности.
А как же мониторинг контрагентов?
Добавив данные в сервис мы не можем получить мониторинг – необходимо, чтобы прошло время. Через несколько недель я выложу пост о том, какие изменения в структуре контрагентов произошли и как сервис поможет предотвратить появление плохих долгов.