{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что нужно знать о бизнес-моделях?

Бизнес-модель – это не панацея, и уж точно в ней нет никакой загадки. По сути, это история, которая объясняет, как работают предприятия. Всё просто – эффективная бизнес-модель отвечает на классические вопросы Питера Друкера “Кто наш клиент?” и “Что он ценит?”. Таким образом мы всегда хотим узнать, как успешно вести дела и создавать для клиентов ценность при соответствующих затратах.

Почему бизнес-модель может не работать так, как вы предполагаете?

Обычно это может быть связано с двумя факторами:

1. Модель не проходит содержательный тест (т. е. не имеет смысла)

2. Модель не проходит цифровой тест (нет прибыли)

Например, изначально идея с продажей продуктов в онлайн-магазинах провалилась, потому что клиенты оказались не готовы платить больше в интернете за те же продукты, которые могут купить в физических магазинах. Такая бизнес-модель изначально не прошла цифровой тест.

Отсюда мы приходим к выводу, что бизнес-модель должна быть разумной, независимо от того, понимают ли это ее основатели или менеджеры. Кроме того, важно понимать, что бизнес-модель – это не стратегия, и эти термины не взаимозаменяемые. И вот почему: бизнес-модель — это совокупность элементов бизнеса, но как действовать в реальной жизни, где мы сталкиваемся с конкурентами, описывает именно стратегия.

Для того, чтобы работать лучше конкурентов, вы должны отличаться от других. Когда вы и еще несколько компаний предлагаете одни и те же товары одним и тем же покупателям, работая как все остальные, никто не добьется значительного успеха. Таким образом интернет-магазины часто сталкиваются с деструктивной конкуренцией – выигрывает тот, кто предложит меньшую цену. Это неизбежно приведет к снижению цен до уровня, при котором доходность становится минимальной. Слишком много компаний вышло на рынок с идентичными бизнес-моделями, не имея уникальности в своей стратегии.

Бизнес-модель Apple стала успешной благодаря тому, что применила более «умное» решение, чем просто хорошая технология в красивой обертке. Компания взяла хорошую технологию, где роль красивой обертки исполняла отличная бизнес-модель. Apple удалось соединить аппаратный и программный рынок. Они взяли телефон Iphone и приложение ITunes, где пользователи могут прослушивать, добавлять в плейлист и скачивать в высоком качестве музыку, и связали воедино. В итоге компании удалось поднять капитализацию в 150 раз. Таким образом Apple изменила отрасль и обеспечила себя впечатляющим ростом.

Важно не только взять рабочую бизнес-модель, но и продумать детально стратегию. Это необходимо для того, чтобы компания могла меняться вслед за изменчивостью рынка.

Чтобы понять, что нужно менять бизнес-модель, отслеживайте несколько моментов:

● Что делает существующую модель успешной? Какую проблему клиента она решает? Как она приносит прибыль компании?

● Следите за конкурентами и их успехами. Если кто-то другой выбивается вперед, значит вашу бизнес-модель пора менять.

● Стоит ли игра свеч? Будет ли обновление стоить затраченных усилий?

Как добиться успеха с новой бизнес-моделью?

Успешность модели строится на трех “китах”:

● Ценностное предложение клиенту

● Формула прибыли

● Ключевые ресурсы и процессы

К примеру, Tata Group производит недорогой автомобиль Nano, и это успешная бизнес-модель, которая приносит прибыль. Всё потому, что Tata Group сократила множество элементов в структуре затрат, установила валовую прибыль ниже стандартной и в больших количествах продала Nano конкретной группе потребителей – покупателям из развивающихся стран, которым нужен их первый автомобиль. Кроме того, большую часть производства комплектующих компания отдала на аутсорсинг. То есть, компания точно попала в клиентский сегмент, и разработала для него ценностное предложение, добившись прибыли с помощью сокращения издержек.

Помните, что взять работающую бизнес-модель и внедрять ее у себя недостаточно. Важно понимать для кого и почему вы это делаете, какие процессы используете и какую прибыль от этого получите.

На моем канале Точка роста | Алексей Бондарев (https://t.me/pointgrowth) вы найдете еще больше статей и советов на тему бизнес-инструментов. Буду рад вашим комментариям!

0
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда