Источники информации для анализа рынка
В прошлой статье я рассказал об этапах анализа рынка, а также о том, какие методы исследования существуют и как выбрать те, которые подходят задачам вашего бизнеса. Сегодня мы рассмотрим к каким источникам стоит обратиться, чтобы получить правдивую информацию. Поскольку только с корректными данными вы получите качественные результаты исследования, отражающие реальность. И только с ними вы сможете уверенно обосновать выводы и принимать правильные бизнес-решения.
Отличить надежный источник от ненадежного непросто – особенно в интернете
Не всё, что есть в интернете, претендует на достоверность. Вам стоит обратить внимание на отраслевые обзоры и прогнозы, сделанные за последние 2–3 года. И помните, что, чем динамичнее развивается отрасль, тем более свежие данные нужны для анализа. Например, информация об объеме рынка доставки продуктов питания за 2020 год сейчас не актуальна – эта категория развивается очень быстро. Устаревшие данные могут привести вас к неверным выводам.
Всегда обращайте внимание на изначальный источник данных. Будет хорошо, если это отчеты организаций, которые проводили первичное исследование, а не просто перепечатали их у себя на сайте. Вот список источников, на которые можно обратить свое внимание при сборе данных.
Сайты государственных служб
В некоторых отраслях достоверную информацию можно получить только на сайтах государственных служб. К примеру, Росстат – по ювелирным изделиям. Производство драгоценностей максимально контролируется государством. Это значит, что данные будут точными.
Также полезные для бизнеса статистические данные можно найти на сайте Роскачество – национальной системы мониторинга, сравнительных испытаний и подтверждения качества товаров.
Федеральная таможенная служба владеет аналитическими материалами о торговле с разными странами, экспорту и импорту товаров, товарной структуре и другими данными.
Единственный недостаток – данные от государственных служб появляются в открытом доступе не очень быстро. Например, большой ежегодный сборник о промышленном производстве сейчас доступен только за 2021 год. По некоторым отраслям данные и вовсе могут быть недоступны.
Отраслевые отчеты исследовательских агентств
Отчёты с текущим анализом и прогнозами развития рынков можно найти в международных базах данных – Euromonitor, Statista. Ещё можно изучать Существуют сайты международных и локальных агентств, например, BusinesStat и DataInsight.
По диджитал-рынку можно обратиться к сервису Statcounter, по рынку мобильных приложений – data.ai (раньше назывался App Annie).
В некоторых из этих источников информация и данные представлены только на английском языке. Ещё учитывайте, что какие-то термины и деление рынка на сегменты в России и за рубежом могут отличаться. Чаще всего доступ к данным платный. Но всегда можно прочитать демоверсию и понять, стоит ли платить за полный отчёт.
Отраслевые новости и публикации в деловой прессе
В деловых изданиях, таких как Коммерсантъ, Ведомости, Эксперт, можно почерпнуть нужные вам данные. Также можно изучить специализированное медиа Retail.ru или Retailer.ru.
Интересные обзоры рынка можно найти на маркетинговых и рекламных сайтах-агрегаторах: sostav.ru, adindex.ru, vc.ru.
Аналитика поисковых запросов
Отличный сервис для получения информации о поисковых запросах – Яндекс Вордстат. Пользоваться очень просто – набираете в поиске “товар+купить” и изучаете историю запросов.
Рост или падение интереса в интернете обычно связаны с динамикой реальных продаж. По росту поисковых запросов можно прогнозировать начало какого-то сезона покупок.
Экспертное мнение
Если в предыдущих источниках недостаточно информации, то можно обратиться к экспертному мнению игроков рынка. Изучайте интервью, статьи в онлайн-СМИ или видеоинтервью на YouTube с бизнесменами-лидерами рынка, представителями профессиональных сообществ и ассоциаций. Экспертное мнение важно, если нужно определить причины какого-то явления или построить прогноз на будущее.
Также рекомендую подписываться на отраслевые группы в социальных сетях, и тематические блоги в телеграме.
Отраслевые мероприятия
Например, в пищевой отрасли это выставка ПРОДЭКСПО. В таких мероприятиях участвуют основные игроки рынка, выставляются новинки. Эти выставки могут дать много информации для анализа самого рынка, ситуации на нём и существующих трендов.
Каким источникам не стоит доверять
- Рекламные статьи и материалы
- Статьи, где не указывается метод исследования или первоисточник информации
- Устаревшие публикации, которым более 3 лет
Если данных для исследования из свободных источников не хватает, то лучше признать это сразу. Помните, что на основании ваших данных компания или бренд может понести убытки. Тогда стоит посмотреть в сторону платных источников информации, таких как специальные обзоры и исследования. Лучше проект будет требовать инвестиций, чем на основании фейковой информации и домыслов вы сделаете неверные и губительные для стратегии выводы.
А я рекомендую вам подписаться на мой телеграм-канал Точка роста | Алексей Бондарев. Там можно найти множество полезных статей на тему бизнеса. Буду рад вашей активности!