{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Базовые характеристики рынка: расчет емкости и объема

С расчетом емкости всё достаточно просто. Опираясь на готовые и проверенные данные, легко принимать взвешенные решения для компании или бренда. Но бывает так, что информации по некоторым отраслям недостаточно или ее просто невозможно найти в открытых источниках. Особенно сложно найти точную оценку рынка.

В одной из статей я уже рассказывал про методологию PAM, TAM, SAM, SOM. Это простая, но довольно эффективная методика, которая помогает понять, каковы перспективы вашего бизнеса. Поэтому останавливаться на этом не будем. Только напомню схему, по которой нужно двигаться.

Перейдем к объему рынка, который также необходимо учитывать при анализе.

Реальный объем рынка

Важно не путать емкость рынка с его объёмом. Емкость – это потенциальный размер рынка. А объем – это фактический объем спроса или продаж за указанный период времени на определенной территории.

Объём рынка можно рассчитать через:

  • Объем производства – сколько товаров было произведено и импортировано или услуг оказано.
  • Объем продаж (оптовых и розничных) – сколько продали товаров или услуг.
  • Объем потребления – сколько единиц товаров или услуг приобрели потребители на вашем рынке.

Считаем объем рынка по показателям производства.

Производство одежды в России в 2021 году составило 78,3 млн штук, а обуви – свыше 160 млн пар. В отчете аналитической компании BusinesStat и центра ННЦК можно найти актуальные данные. Средний чек на покупку оценивается в 5 400 рублей. Можно посчитать объём рынка в денежном выражении:

(78,3 млн + 160 млн) х 5 400 = 1,28 трлн рублей.

Посмотрим объемы продаж на примере одежды и обуви.

Теперь сравним полученные данные с цифрами по обороту рынка fashion-retail. Как подсчитал Forbes, в 2021 году объем этого рынка в денежном значении составил 1,8 трлн рублей. Данные получились аналогичными.

Оценим спрос на товары. По данным аналитиков платформы Mindbox, только на женскую одежду в период с января по август 2021 года россияне потратили около 49 млрд рублей, на мужскую – около 10 млрд рублей. На обувь россияне потратили около 1,8 млрд рублей. Итого, объем спроса составил 61 млрд рублей за 8 месяцев. За весь год будет свыше 91 млрд рублей. Разница между объемами продаж и спроса получилась существенная. Будем опираться на проверенные данные, то есть на объёмы производства и продаж.

Таким образом, комбинируя данные из разных источников по продажам и спросу, вы можете составить чёткую картину рынка и определить долю своей компании или бренда.

В следующей статье мы разберем долю и динамику рынка. Рекомендую подписаться, чтобы не пропустить! Также можно подписаться на мой телеграм-канал Точка роста | Алексей Бондарев, там много полезных статей о бизнес-инструментах. Буду рад вашим комментариям по теме!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда