{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Доля и динамика: держим руку на пульсе рынка

В прошлой статье мы подробно обсудили емкость рынка и его фактический объем. Сегодня предлагаю рассмотреть такой важный индикатор конкурентоспособности бренда и всего бизнеса, как доля рынка. Он показывает ту часть рынка, которая принадлежит компании на рынке товаров или услуг. С помощью него можно понять, как удовлетворяется спрос и насколько успешно компания работает относительно других игроков рынка.

Данный показатель нужно не просто измерять, но и отслеживать в динамике. Если доля падает, значит, стратегия или маркетинг неэффективны, а конкуренты предпринимают активные действия по выталкиванию вас с рынка. Нужно срочно принимать меры.

Рассчитать долю рынка можно по выручке относительно всего оборота товаров на рынке:

В вещевом рынке жизненно необходимо наращивать долю рынка, потому что потребители выбирают среди лидирующих компаний и раскрученных марок.

Вы также можете посчитать долю рынка по количеству единиц товара, которые продала компания. Для этого количество проданных единиц товара нужно разделить на объем продаж всей категории:

В зависимости от принятых в вашей отрасли единиц измерения (гектолитры, штуки, метры) вы можете посчитать долю товарной линейки, бренда или всей компании.

Динамика рынка

Постоянно меняющиеся социально-экономические факторы делают рынок изменчивым.

Рынок никогда не остается статичным, он меняется под воздействием различных сил. Изменение рынка называется динамикой.

Если говорить про рынок одежды – в целом он не растёт в объёме. Но онлайн-продажи, наоборот, развиваются очень активно. Для производителя – это сигнал к расширению продаж на маркетплейсах и других интернет-площадках. А для тех, кто только планирует запускать свой бренд одежды, повод задуматься, стоит ли игра свеч.

Обороты fashion-рынка в России 2018–2021, трлн рублей

Динамика рынка – изменение во времени объема рынка и скорости его роста.

Отслеживать динамику важно, чтобы:

  • Понимать ограничения роста компании на существующем рынке;
  • Оценить риски, связанные с выходом на новый рынок;
  • Взвесить возможности для инвестиций в маркетинг.

Если рынок растет динамично, то можно смело развивать новые проекты и запускать продукты. Конкуренты, скорее всего, тоже не будут дремать. В лидеры вырвется тот, кто будет вкладываться в инновации, сервис и продвижение.

Когда рынок перестает расти, стоимость привлечения клиентов возрастает. Снижается эффективность рекламы, а удерживать долю рынка становится всё дороже. Часто это связано с падением спроса или с резким изменением во внешней среде. Например, при появлении новых технологий некоторые категории товаров и услуг могут просто исчезнуть. Такая печальная судьба постигла кнопочные телефоны и кассетные видеомагнитофоны.

Ярким примером роста динамики рынка является сегмент продуктов питания. По прогнозам экспертов, рынок продолжит развиваться бурными темпами, к 2026 году показатель увеличится в семь раз относительно 2020 года и достигнет 1,19 трлн рублей. К тому времени примерно 4,6% всех покупок товаров повседневного спроса в нашей стране будут совершаться в интернете.

Но и конкуренция на этом рынке очень высока. За покупателей здесь соревнуются:

  • Крупные агрегаторы Сбермаркет, IGOODS;
  • Сетевые ритейлеры Пятерочка, Перекресток, Магнит;
  • Сервисы быстрой доставки Яндекс Лавка, Самокат.

Помните, что важно отслеживать динамику рынка не только в деньгах, но и в натуральном выражении. Иногда объемы продаж растут, но спрос на товары при этом падает. Так происходит из-за инфляции, и это нужно учитывать. Например, в 2020 году в денежном выражении выросли продажи обуви, однако показатели спроса и объемов поставок сильно упали из-за пандемии.

В следующей статье мы продолжим тему анализа рынка, а именно – изучим структуру рынка. Рекомендую подписаться, чтобы не пропустить! Также можно подписаться на мой телеграм-канал Точка роста | Алексей Бондарев, там много полезных статей о бизнес-инструментах. Буду рад вашим комментариям по теме!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда