{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Виды трендов: анализируем и отслеживаем рыночные тренды

Глобально все тренды делятся на несколько видов:

Мегатренды влияют на все население Земли (за редкими исключениями), например:

  • Быстрый рост технологий;
  • Глобализация;
  • Новые виды финансов;
  • Увеличение продолжительности жизни населения.

Один из самых важных трендов сейчас – так называемый интернет вещей. Это означает, что устройства собирают информацию о нас, нашем окружении, наших интересах, и передает эти данные на специальные платформы. От этого тренда напрямую зависит множество отраслей, например услуги телемедицины, умные дома и цифровые двойники.

Не все глобальные тенденции можно проследить или предвидеть заранее. Есть события с низкой вероятностью, но с масштабным эффектом. Их называют «джокеры» или «чёрный лебедь». Мы прямо сейчас можем наблюдать это на примере развития искусственного интеллекта.

Макротренды стоят на ступеньку пониже, они охватывают разные социальные группы и могут сохраняться на протяжении длительного периода. Яркий пример – социальные сети. Во многих странах они стали не только средством общения людей разного возраста, но и платформами для покупок, развлечений и образования, коммуникаций брендов с потребителями и способом исследования мнений.

Микротренды – это незначительные события или явления на непродолжительный период времени. Исследовать такие тенденции можно с помощью Google Trends и Яндекс Вордстата. Благодаря им можно отслеживать спрос на определенные виды товаров.

Например, пару лет назад дети играли со спиннерами. Потом у этой аудитории стал популярен сквиш и поп-ит. А затем их сменили Хагги Вагги, Кисси Мисси и другие плюшевые монстры. Если вы продаете детские игрушки, нужно держать руку на пульсе моды на такие товары.

По длительности действия тренды можно разделить на краткосрочные (несколько месяцев), среднесрочные (1–2 года) и долгосрочные (3–5 лет). Краткосрочным трендом оказался сервис ClubHouse. В 2021 году он стремительно ворвался на рынок, но сейчас им активно не пользуются. А долгосрочный тренд – цифровизация старшего поколения (от 60 лет), которое начало активно пользоваться онлайн-покупками и дистанционными сервисами.

от rawpixel.com на Freepik

Рыночные тренды

При анализе рыночных трендов важно учесть:

  • Какие новые продукты или бренды планируется запускать;
  • Какие товары-заменители проникают на рынок и существенно меняют спрос;
  • Появляются ли новые форматы или сервисы для обслуживания клиентов;
  • Как развиваются каналы продаж и будут ли меняться их доли;
  • Что происходит со средними ценами и маржинальностью;
  • Изменяются ли виды продвижения и методы привлечения клиентов.

Информацию по этой теме можно найти в разных источниках. Я рекомендую постоянно мониторить отраслевые обзоры и исследования рынков – РБК, BusinesStat и Коммерсантъ. По некоторым сферам деятельности есть специализированные новостные порталы: для ритейла – Retail.ru, по недвижимости RussianRealty, а по рекламной отрасли – Sostav.ru. Также можно подписаться на тематические сообщества в социальных сетях – там новости обычно публикуются очень быстро, и удобно с их помощью держать руку на пульсе.

Интересно рассматривать рыночные тренды на примере рынка кофеен. Формат “кофе с собой” стал популярен на фоне ковидных ограничений и привлекательности такого бизнеса с точки зрения финансовых вложений. Параллельно наблюдается рост автоматизации маркетинга, диджитализации и персонализации работы с гостями. Растет сбыт кофе через вендинговые аппараты, корнеры и небольшие кофейные бары. Так, на 2021 год Coffee Like насчитывала около 900 точек, и за 3 года планирует довести сеть до 1500 кофеен. Эксперты рынка отмечают постепенный рост цен на кофейные зёрна. В 2022 году рынок столкнулся с новыми вызовами: неурожаем кофейных зёрен в Бразилии, колебаниями курса рубля и проблемами в логистике. Эти факторы могут отрицательно повлиять на потребление кофе и повысить цены в кофейнях. Бурный рост кофеен наблюдается не только в городах-миллионниках, но и в городах с населением менее 500 тысяч человек. По мнению экспертов, это приведет сначала к волне закрытий неизвестных проектов, а затем консолидации рынка в течение нескольких лет.

freepik.com

Мы можем выделить на рынке кофеен несколько видов трендов:

  • Долгосрочные – диджитализация, автоматизация маркетинга;
  • Среднесрочные – рост числа кофеен в регионах, появление новых форматов и каналов сбыта;
  • Краткосрочные – рост стоимости сырья.

Важно анализировать как тренды прошлого, так и тренды будущего. Так вы сможете отслеживать влияние трендов на рынок, прогнозировать свои решения и корректировать стратегию развития компании.

Рекомендую подписаться на мой телеграм-канал Точка роста | Алексей Бондарев, там много полезных статей о бизнес-инструментах и рыночных трендах. Буду рад вашим комментариям по теме!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда