{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Риск-менеджер – это профессия, требующая постоянного обучения

«Управление рисками является критически важным процессом для любого бизнеса, поскольку помогает защитить компанию от возможных потерь. Риск-менеджеры несут ответственность за оценку рисков, с которыми сталкивается бизнес, и разработку стратегий по их снижению. Они также работают с другими отделами, чтобы обеспечить соблюдение политики управления рисками компании. Риск-менеджмент — это область, которая в значительной степени зависит от внимания к деталям, и сосредоточение внимания на правильных деталях помогает минимизировать риски компании...» О том как стать профессионалом международного уровня в области риск-менеджмента в интервью с моей коллегой Эллиной Емельяновой, признанного эксперта управления рисками в банковской и инвестиционной отрасли, Ph.D. в экономике, автора более 50 научных публикаций и двух книг по риск-менеджменту.

- 17 лет в профессии, с чего начинался твой путь специалиста управления рисками?

Математика была моим любимым предметом в школе, поэтому выбор направления дальнейшего образования был предопределен, наверно, в классе 3. В начале 2000 годов риск-менеджер была мало кому известная профессия, поэтому ключевым фактором при поступлении на экономико-математический факультет стало наличие большого количества часов по высшей математике на протяжении всего курса обучения. Благодаря отличной успеваемости в школе и медали «За особые успехи в обучении» я сдала на максимальный балл только один предмет, математику, и поступила в топовой российский экономический университет (Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова) на специалиста по управлению рисками. Действительно, мои ожидания оправдались и математики было очень много, учиться было довольно сложно, но интересно: было много семинаров, на которых мы разбирали практические кейсы. И конечно же мне не терпелось начать применять свои теоретические знания на практике, поэтому я пошла работать уже на 3 курсе университета. Мне повезло с моим первым работодателем, им стала крупнейшая на тот момент российская брокерская компания, которая активно внедряла передовые международные подходы алгоритмической торговли и среди большого количества претендентов меня отобрали как специалиста по разработке торговых алгоритмов, где помимо опять же большого количества математических моделей я занималась выявлением специфических рисков на фондовом рынке. После получения диплома с отличием мне доверили создание отдельного подразделения по управлению рисками, что было крайне предусмотрительно как показал кризис 2008 года, когда несмотря на большие потери наших конкурентов мой работодатель остался на плаву из-за эффективно выстроенной системы управления рисками.

- Что заставило тебя продолжить образование в управлении рисками и пойти в аспирантуру?

Для меня риск-менеджер – это профессия, требующая постоянного обучения. И для того, чтобы оставаться профессионалом нужно учиться на протяжении всей жизни. К моменту окончания университета я уже активно занималась исследованиями в области управления рисками на рынке ценных бумаг в кризисные и внекризисные периоды, поэтому свою научную степень я получила через пару лет, защитив результаты своего исследования по принятию решений на основе универсальных торговых алгоритмов. Чтобы детально разбираться в специфике деятельности на рынке ценных бумаг и присущим этой деятельности рисках, параллельно с научным исследованием я сдавала экзамены для получения квалификационных аттестатов специалиста финансового рынка по всей возможной деятельности, то есть это 6 специальных сертификатов по брокерской, дилерской, клиринговой и др. финансовой деятельности. Через какое-то время я прошла дополнительное повышение квалификации риск-менеджера в МГУ им. М.В. Ломоносова в области управления рыночными, кредитными и операционными рисками, которые были сфокусированы на получении именно практических навыков решения сложных кейсов.

- Ты долго занималась стресс-тестированием, действительно ли этот инструмент помогает снизить риски в компании?

Да, стресс-тестирование является одним из инструментов, который позволяет оценить уязвимость финансовых организаций к шоковым, но вполне реалистичным событиям. В последнее время, в том числе из-за глобальных шоков и экономических кризисов, данный инструмент все более активно используется не только на уровне отдельной финансовой организации, но также внедряется и в надзорную деятельность на уровне государства, при оценке системных рисков. Мое исследовании «Стресс-тестирование как эффективный метод риск-менеджменту и антикризисного управления банков (банковских групп)» стало системным обобщением в области стресс-тестирования как части риск-ориентированного надзора и антикризисного управления организаций банковского сектора, которое посвящено не только раскрытию теоретико-методологических основ надзорного стресс-тестирования, но также затрагивает практические подходы к построению процедуры надзорного стресс-тестирования через системное описание процессов, происходящих в рамках внедрения и использования данного инструмента превентивной оценки рисков. Проведенное исследование стало одним из первых российских научных трудов в области формирования методологии надзорного стресс-тестирования и было выдвинуто на соискание премии Правительства Москвы молодым ученым за 2021 год. Полученные результаты исследования также легли в основу двух книг «Моделирование поведения организации в кризисных условиях на основе разработки стресс-сценария» и «Развитие методологии надзорного стресс-тестирования на основе совершенствования моделей оценки рисков», которые были опубликованы в 2021 году.

- Сейчас ты все больше занимаешься оценкой ESG-рисков, почему тебе стало интересно это направление?

Риск-менеджмент постоянно развивается и сейчас, на мой взгляд, управление климатическими рисками является одной из важнейших задач для сообщества риск-менеджеров. Уже несколько лет я занимаюсь научными исследованиями в области управления рисками ESG и результаты исследований в части оценки и стресс-тестирования ESG-рисков, внедрения системных буферов для митигации климатических рисков были опубликованы в ведущих узко-специализированных российских журналах экономического профиля. Кроме того, практическое использование инструментария по оценке ESG-рисков в финансовых компания в настоящий момент еще далеко от совершенства. Но первые результативные шаги по разработке и использованию ESG стресс-тестов, ESG-скоринга и даже ESG комплаенса мной уже сделаны, поэтому я бы и дальше хотела развиваться в этом направлении и довести до возможного совершенства используемые системы управления рисками, в том числе и рисками ESG.

- Ты работала на топовых позициях в риск-менеджменте в крупнейших российских брокерах, банках и даже регуляторе, а чем отличается специфика работы риск-менеджером в европейских и американских компаниях?

Действительно, на протяжении многих лет я занимала ответственные должности в подразделениях риск-менеджмента, которые значительно расширили мои знания, навыки и опыт. И в первую очередь, я считаю, что лица, занимающие руководящие должности в области управления рисками, должны иметь возможность эффективно работать с коллегами на всех уровнях организации, в том числе дочерних или входящих в периметр группы. Когда речь идет об управлении рисками необходимо понимать важность коммуникации, поскольку донести политику управления рисками до сведения заинтересованных сторон требуется на всех уровнях организации и добиться того, чтобы каждый понимал свою роль в снижении риска. Эффективная коммуникация имеет ключевое значение для обеспечения того, чтобы все заинтересованные стороны были осведомлены о любых потенциальных рисках и о том, как их можно снизить. Конечно и в российской, и в европейской, и в американской юрисдикциях есть своя специфика управления рисками, которая зачастую продиктована некоторыми отличиями в регулировании, однако несмотря на эти отличия, в организации, на мой взгляд, должна всегда оставаться культура открытого общения и обратной связи, которая позволяет сотрудникам поделиться своим опытом в процессе управления рисками и сделать предложения по улучшению риск-менеджмент системы. Принимая риск-культуру открытого диалога, мы можем быть уверенными, что наш процесс управления рисками будет всегда актуален и эффективен.

- Ты могла бы рассказать нам об одном из твоих последних реализованных проектов?

- В прошлом году я выступила консультантом в международном проекте по совершенствованию системы управления рисками в финансовой группе, котирующейся на NASDAQ. В рамках проекта мне удалось разработать уникальную методику оценки зрелости систем управления рисками компаний с разным регулированием и провести глубокую оценку риск-менеджмента компаний по этой методике. В результате был разработан длинный список мероприятий по совершенствованию существующих систем управления рисками. Получивший высокую оценку от менеджмента компании проект позволил получить должный уровень зрелости групповых и локальных систем управления рисками, внедрить лучшие практики обязательных стандартов с учетом пропорциональности, унифицировать терминологию, подходы, повысить риск-культура и компетенции сотрудников в области управления рисками. Это был для меня ценный опыт работы в американском холдинге, и я считаю, что применение данной методики имеет отличные перспективы для использования и в других американскими компаниями.

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Павел Иванов

Если она закончила аспирантуру и защитилась в России, то она к.э.н., а не PhD. Аффтар вообще не в теме походу

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

Это считается профессиональным выгоранием? )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
mel

Павел, она защитилась в России и получила степень к.э.н. Но кроме этого прошла американскую эвалюацию и признана Ph.D. in economic sciences. Так что автор полностью в теме)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

Прикольно, автор зарегился под другим ником и комментит свои же статьи ) Ну смотрите, она может пройти любую нострификацию, но при подаче любых документов в России (поступление в докторантуру, статьи в журнале, приём на работу) указывается всё равно к.э.н., если изначально степень была присуждена здесь. Так что аффтару всё же стоит подтянуть матчасть

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кучугурин

Вдвойне сложнее продвигать риск менеджмент в стране, где основная масса ориентируется на "авось")))

Статья интересное, но ничего конкретного... В основном реклама про уникальные подходы, серьезные компании, и уникальность нашего эксперта (в чем нет сомнений). Напишите немного про базовые принципы построения самих систем тестирования)

Ответить
Развернуть ветку
Sergeant Ding

Управление рисками в России?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда