{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как ставить технические задания?

Сегодня будем говорить о самой страшной аббревиатуре в мире - это ТЗ или же в простонародье Техническое задание. Разберемся, что это такое, зачем оно нужно, пробежимся по типичным ошибкам и научимся ставить идеальное ТЗ.

Допустим, вашему бренду нужно нарисовать логотип или сделать дизайн листовки. А может быть, разработать сайт. Для всех этих дел нужен специалист, которому вы помимо того, чтобы заплатить денег и сказать «сделайте красиво», должны поставить техническое задание на разработку.

Собственно, зачем же это нужно?

Это поможет избежать всяких недоразумений и путаницы в работе, а также гарантирует, что конечный результат будет соответствовать вашим ожиданиям. То есть вы сначала формируете своё видение конечного результата, оформляете это в виде технического задания, отсылаете специалисту, и он выдаёт ровно то, что вы запросили. Иными словами, работа со специалистом в первую очередь двухсторонняя. Без четкого взаимодействия между вами и исполнителем никогда не получится сделать хорошо.

Давайте для вашего удобства разделим эту статью на 2 части:

1) Как сформировать в голове своё видение конечного результата

2) Как написать ТЗ

Чтобы грамотно сформировать своё видение, нужно выполнить всего несколько шагов.

1) Определить масштаб проекта

Первым шагом в составлении идеального технического задания является определение объема проекта. Это включает в себя определение целей проекта, целевой аудитории и желаемого результата. Вы также должны обозначить любые ограничения или сдерживающие факторы, такие как бюджет или сроки.

2) Определить фронт работ

Вторым шагом нужно чётко ответить себе на вопрос: Что мне нужно? Определить полноценный фронт работ специалиста.

3) Определить фирменный стиль проекта

Следующий шаг затронет будущую визуальную часть проекта. Т.е. вам нужно определиться с фирменным стилем — есть ли он вообще. А если да, то хотите ли вы ему следовать в этом проекте или же создать что-то совершенно новое. Тут уже подключается ваша фантазия. Вам нужно в голове представить конкретную картинку будущего результата, который нужен на выходе. Если вдруг фантазия сегодня работать у нас совершенно не в настроении, тогда переходим к следующему этапу.

4) Найти референсы

Это поиск референсов. То есть, нужно поискать такие примеры других подобных работ, которые будут максимально удовлетворять ваш вкус. К примеру, если вам нужен логотип в какой-то определенной стилистике — не поленитесь поискать картинки с похожими и уже сделанными другими людьми примерами.

Можно пойти дальше и сформировать свой мудборд. Это вообще любые изображения, которые вам нравятся. Не важно, имеют они отношение к проекту или нет, главное чтобы они удовлетворяли чисто ваш эстетический вкус.

Искать можете где угодно, тут рецептов нет — Яндекс или Google-картинки, Pinterest, социальные сети — всё, что угодно. Если вам понравилась вывеска или билборд в городе, просто сфоткайте на телефон. Всё это дело сохраните в отдельную папочку, далее нам это пригодится. При помощи этих материалов специалист поймет ваше восприятие и вкусы.

Представьте себе опушку с миллионом тропинок. Куда идти и какая дорога правильная? Непонятно. А тут вы приносите карту и показываете, что вот этой и этой дорогами мы сможем выбраться. Это сильно ускорит процесс работы и избавит от потенциальных недопониманий и конфликтов с вашим специалистом.

Готово. Видение мы сформировали, теперь нужно немного напрячь пальцы и написать шикарное техническое задание.

Как написать техническое задание?

1) Что должен сделать специалист? Кратко и лаконично.

Первым делом нужно вкратце обозначить нашу задачу. Буквально 1-2 предложениями.

Например:

«Нужно сделать 3 рекламных баннера для вконтакте для суши-ресторана»

«Нужно разработать дизайн сайта онлайн-курсов по английскому языку»

«Создать рекламный видеоролик для сторис с новой акцией»

И т.д.

Пишем конкретно и лаконично — «Нужно то-то то-то для того-то и того-то». Всякие предыстории о том, зачем вам это нужно, как вы к этому пришли и в целом докатились до такой жизни, специалисту знать необязательно. Эта информация лишний раз грузит и увеличивает время работы.

2) Как специалист должен это сделать? Точное описание

Тут мы указываем абсолютно всю информацию, которая должна быть отмечена специалистом в нашем проекте. Дословный текст, ссылки на папки с фотографиями, логотипы, полное и четкое описание задачи. Сюда же прикрепляем референсы, которые мы недавно собрали в отдельную папочку.

Идеально всё должно свестись к «Возьми вот этот текст и нанеси на вот эту фотографию», «Возьми вот это и сделай в таком же стиле, но с этим текстом». Это, конечно, всё утрированно, и если вы работаете в промышленных масштабах, таких, как я, например.

3) Технические моменты

Далее идёт техническая часть. Тут указываем размеры, форматы, проценты текста, длительность, что можно, что нельзя и прочие требования. Если нужен баннер конкретного размера — пишем этот размер. Нужна листовка в кривых — пишем, что макет должен быть в векторе. У вас есть фирменный шрифт — пишем, какой именно. Нужна работа в фирменном стиле — прикрепляем брендбук или гайдлайн. Файлы нужно сохранить в каком-то формате — пишем, в каком.

4) Дополнительная информация

В конце технического задания можете указать всю дополнительную информацию, которая косвенно влияет на проект. Какие-то вспомогательные элементы или необязательные пожелания. Пожелания здоровья и крепкой творческой мысли, например.

Всё, наше техническое задание полностью готово!

Перечитываем его ещё раз, по необходимости редактируем и отправляем специалисту в работу.

Помимо этого перед началом работы вам необходимо согласовать ещё парочку моментов.

1) Установить канал связи

То, как мы будем коммуницировать со специалистом в процессе работы — мессенджер, электронная почта, соц. сеть или, упаси господь, по телефону. Здесь можно дополнительно определить рабочий график — со скольки до скольки, например, специалист может обратиться к вам с возникшим по проекту вопросом. Четкая коммуникация необходима для любого успешного проекта.

2) Дедлайн

Далее нужно обсудить крайние сроки проекта. Если проект у вас намечается большой, то имеет смысл разбить его на несколько этапов, каждому из которых будет назначен свой крайний срок (например, первую часть проекта мы выполняем до 10 числа, вторую часть до 15, к 20 числу мы заканчиваем финальную стадию и до 30 согласовываем правки).

3) Правки

Заранее обсудите этот момент. Это тот самый камень преткновения, который провоцирует большинство конфликтных ситуаций. Это очень важно как специалистам, так и заказчикам. Вы должны обоюдно установить ожидания в отношении корректировок проекта. Я как дизайнер, при поступлении заказа самым первым делом говорю, что внесение правок в проект будет платным. И дальше клиент уже сам думает, подходит ли ему это или нет. Вам нужно будет определить допустимый объём корректировок, которые после завершения можно будет включить в проект. Далее установить их характер и сложность. И в конце, если это платно, то назначить цену.

Конечно, если мы напишем четкое, грамотное техническое задание, и специалист сделает ровно то, о чем его попросят, то и о правках речи и не возникнет. Но это в идеальном мире, где люди летают в космос, и все мы живём вечно.

В общем, правки могут повлечь за собой дополнительные расходы и повлиять на сроки, поэтому важно определиться с этим заранее.

В заключение стоит отметить, что, следуя этим шагам, можно гарантировать, что проект будет выполнен в срок в рамках бюджета и будет соответствовать вашим ожиданиям. Не мучай человека, и он не будет мучить тебя. Пишите ТЗ чётко, лаконично и конкретно. Так, будто вы даёте команду роботу. Чем проще и короче — тем лучше.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда