{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Несколько слов об обратной связи. Развивать или корректировать?

Понятие Обратная Связь (ОС) прочно вошло в деловой этикет и деловую практику. В современном мире это надежный инструмент управления руководителя.Для развития навыка предоставления обратной связи существуют тренинги и методологии. В то же время, я обратил внимание на ряд вопросов, которые возникают при предоставлении обратной связи в отдельных ситуациях.Данную статью я посвятил двум типам обратной связи —развивающей и корректирующей. Эти два типа очень эффективны при их корректном применении. В то же время, они используются в различных ситуациях и имеют абсолютно разную структуру.

Развивать или корректировать?

Название типов обратных связей не случайно. Иногда необходимо помочь человеку в его развитии, а иногда скорректировать поведение, которое не соответствует целям или ценностям компании.

Для предоставления обратной связи необходимо помнить три общих правила:

  • Чтобы предоставлять обратную связь необходимо иметь на это право. То есть Вы должны быть выше по иерархии к человеку (руководитель, тренер, учитель) или получить от него согласие на предоставление обратной связи
  • Любая обратная связь проводится в отдельном помещении, где никто не будет мешать разговору. Также на это необходимо выделать достаточное количество времени, чтобы разговор был корректно завершен
  • К сессии предоставления обратной связи необходимо тщательно подготовиться.

А теперь поговорим про каждый тип обратной связи подробнее.

Развивающая обратная связь

Необходимость такой обратной связи часто возникает, когда человек сталкивается с чем-то новым, и ему необходимо получить собственный опыт, чтобы почувствовать себя увереннее. Это может быть период учебы, участие в новом проекте, освоение новой должности, смена специальности, работы и т. д. В данной ситуации человеку очень нужна ПОДДЕРЖКА.

Метод развивающей обратной связи я узнал от своих английских учителей Джона и Николы Керк. Они таким образом предоставляли обратную связь, что мне хотелось все больше и больше осваивать знания и навыки. Данная обратная связь вселяла в меня уверенность и поддержку. Может быть поэтому мне так нравилось у них учиться.Попадая в зону некомпетентности человек часто чувствует себя слабым и уязвимым. Здесь существует большой риск потери интереса и демотивации: «У меня не получается. Наверное, это не для меня». Чтобы такого не произошло ему необходимо оказывать много поддержки и минимизировать критику — в соответствии с правилом Парето 80% поддержки и не больше 20% указания на ошибки.«А если человек будет все делать неправильно и допускать много ошибок? Неужели нельзя его критиковать?» — такие вопросы также часто возникают. По этому поводу я могу сказать, что критикуя человека мы как бы лишаем его собственного опыта. Результатом критики часто является демотивация и потеря уверенности в себе. Чем больше мы критикуем человека, тем больше мы его лишаем самостоятельности. Иллюстрацией к моим словам является результат отечественного среднего и высшего образования. Часто выпускники с хорошими оценками чувствуют себя неуверенно на новом месте работы. Они сталкиваются с тем, что не могут справиться с требованием быть самостоятельными. Каждый раз им необходимы инструкции. Почему? Да, потому что они привыкли, что в учебном процессе есть преподаватель, который знает, как лучше.

Формат развивающей обратной связи

Итак, как же предоставить корректную развивающую обратную связь, которая поможет сотруднику почувствовать себя уверенно и сформирует готовность продолжать пробовать? Для этого необходимо осуществить следующую последовательность шагов:

Шаг 1. Спросите об успехе, о том, что получилось

Часто на этот вопрос бывает довольно сложно ответить. Действительно, что у человека может получиться, если он только начал и, наверняка, многие вещи сделал неправильно. Важность данного шага заключается в том, чтобы помочь человеку увидеть, что у него получилось. Данное осознание очень важно для дальнейшего развития.Данный вопрос может быть задан в следующем формате: «Подумай, что у тебя хорошо получилось?», «Что тебе удалось?»

Шаг 2. Спросите о будущих изменениях

Данный шаг необходим для того, чтобы человек мог оценить полученный опыт и принять самостоятельное решение о продолжении. Здесь важно, чтобы человек подошел конструктивно к собственному опыту и не ушел глубоко в критику. Если же сотрудник станет активно себя критиковать, то аккуратно прервите его и попросите назвать 2-3 ключевые вещи, которые нужно будет исправить.Данный вопрос может быть задан в следующем формате: «Что в следующий раз ты будешь делать по-другому?»

Шаг 3. Окажите поддержку (много)

Данный шаг является очень важным. Если человеку было сложно ответить на вопрос 1, то от руководителя/ учителя требуется оказать максимальную поддержку и компетентно рассказать, что действительно было хорошо. Поскольку собственного опыта еще недостаточно, то мнение эксперта может быть очень важным. Все сказанное экспертом с аргументацией и примерами окажет благотворное влияние на самосознание человека.

  • «С моей точки зрения, у тебя хорошо получилось...»

Шаг 4. Добавьте конструктивной критики (мало)

Данный шаг, как вы догадались, является продолжением к шагу 2. Здесь полезно экспертно уточнить то, что человек собирается делать по-другому. Если была допущена грубая ошибка, то на ней нужно сделать акцент и подробно объяснить правила и последствия. В то же время, рекомендуется в одной обратной связи не разбирать более одной ошибки. Лучше организовывать такие сессии почаще.

  • «С моей точки зрения, тебе нужно обратить внимание на...»

Шаг 5. Что ты для себя вынес?

В конце предоставления обратной связи полезно передать слово человеку и спросить, что он для себя выносит из данной сессии. Данный пункт помогает понять, в каком настроении находится человек и на сколько «развивающе» вы провели данную сессию.

Корректирующая обратная связь

В отличие от развивающей обратной связи необходимость «в коррекции» возникает, когда человек чувствует себя уверенно, и у него уже существует определенный опыт. Зачастую он не понимает, что его поведение является некорректным — его опыт не применим к существующей ситуации, нормам или ценностям. Это могут быть ситуации, когда человек представляет интересы фирмы, коллектива, транслирует ценности бренда, формирует впечатление у клиентов и контрагентов. Здесь человеку необходимо помочь скорректировать поведение. Это достигается с помощью ОСОЗНАНИЯ.

Метод корректирующей обратной связи пришел ко мне из опыта по управлению конфликтными ситуациями. Корректирующая обратная связь по сути является инструментом решения конфликта. Если у менеджера возникает вопрос, что делать с «трудным сотрудником», то это означает, что конфликт уже существует и необходимо подобрать правильный инструмент для решения.Идея корректирующей обратной связи направлена на то, чтобы конструктивно решить уже сложившийся конфликт. Как и в любом конфликте здесь существует риск эскалации конфликта или потери ценного сотрудника. В то же время, опыт подсказывает, что нерешение конфликтных ситуаций имеют большие негативные последствия как для компании, так и для авторитета руководителя. Предоставляя корректирующую обратную связь, руководитель как бы проводит границу между тем, что можно и тем, что нельзя. Здесь он должен быть четок и принципиален. Любое послабление или сомнение могут усилить конфликт.«А что делать, если данный человек очень ценен для компании и есть риск, что он уйдет к конкурентам? Насколько нужно быть принципиальным?»В ответ на такие вопросы я могу сказать, в ситуации рабочего конфликта всегда встают интересы личные и профессиональные. Если победят «личные» интересы, то есть ценный сотрудник будет продолжать вести себя некорректно, то возникает серьезная угроза бренду в виде потери лояльности других сотрудников, а также клиентов и контрагентов. Поэтому, каждый раз откладывая решение конфликтной ситуации вспоминайте о своей роли в компании.Здесь еще хочется добавить, что решение конфликта требует от многих руководителей серьезной внутренней мобилизации. Дело в том, что большинство из нас воспитывали в формате «мирного решения конфликтов». Поэтому, проведение «неприятного разговора» зачастую бывает очень сложным.

Формат корректирующей обратной связи

Итак, как же провести этот неприятный разговор, чтобы конфликт был решен и не привел к еще более неприятным последствиям? Для этого также необходимо осуществить следующую последовательность шагов:

Шаг 1. Говорим о фактах

Данный шаг является очень важным и направляющим. Успех дальнейшего разговора во многом зависит от того, насколько вам удастся прийти к общему пониманию в данном вопросе. Поскольку «факты — вещь упрямая» и «с фактами не поспоришь», то для того чтобы провести данную беседу необходимо тщательно подготовиться. Хорошим результатом данного шага будет принятие фактов обеими сторонами. Что же можно отнести к фактам? Это могут быть документы, поступки или сказанные слова.

  • «В нашем последнем разговоре Вы упомянули... термины. Помните?»
  • «За отчетный месяц ваше подразделение выполнило план на...%.»
  • «Вчера я общался с клиентом, за которого Вы отвечаете. Он мне рассказал следующее.... Я хочу, чтобы Вы были в курсе»

Шаг 2. Мое отношение

На данном шаге очень важно высказать собственное отношение к происходящему. У получателя обратной связи должно возникнуть четкое ощущение, что это разговор очень серьезный и что никакие отговорки не сработают.

  • «Я хочу сказать, что это очень серьезно, и данная ситуация является для меня недопустимой»

Также здесь полезно взять паузу, чтобы человек прочувствовал серьезность ситуации. Эмоции передаются медленнее, чем мысли.

Шаг 3. Перспектива

Для лучшего и более полного понимания полезно обрисовать перспективу последствий некорректного поведения сотрудника, как для подразделения/ компании, так и для самого человека.

  • «Данное поведение может привести к.... В отношении тебя я буду вынужден...»

Этот шаг помогает увидеть ситуацию шире, заставляет задуматься и поставить под сомнение «собственную правоту»

Шаг 4. Что ты хочешь сказать?

Здесь происходит передача слова. Важно услышать, как человек воспринял разговор и какие действия он собирается совершить. Если разговор проведен правильно, то к человеку приходит осознание, и он готов меняться.

Заключение

В качестве заключения хочется подвести итоги и обозначить краткие выводы. Итак:

  • Форма обратной связи зависит от ситуации и преследует определенную цель;
  • Важно помнить о 3 общих правилах перед тем, как предоставлять обратную связь;
  • Последовательность шагов в обратной связи крайне важна;
  • Передача слова собеседнику в конце обратной связи подскажет Вам, насколько Вы правильно провели данную сессию.

Желаю удачи!

0
2 комментария
Павел Иванов

Обратная связь - это когда орал в обе стороны?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Митин

Что такое «обратная связь» вообще? Это термин из ТЕОРИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ (то есть это не просто термин, чтобы поболтать), которая говорит, что без отрицательной обратной связи система теряет свою управляемость вообще. Этому даже есть математическое доказательство. С человеком точно так же.
Если мы говорим о командной работе, то правила отрицательной обратной связи очень простые. Давать её может любой член команды, вне зависимости от места в иерархии. Обратная связь даётся сразу же и публично. Смысл что-то копить, глядя, как человек портит общее дело?
Нет ничего плохого, чтобы сказать члену своей команды, что он делает что-то не так. Если член твоей команды видит, что ты что-то делаешь не так, потому что просто смотрит на ситуацию с другого ракурса, то такую информацию следует принимать с благодарностью.
Для простоты восприятия просто представьте себе футбольную команду. Кто победит, те которые общаются на поле только через тренера, либо, те которые общаются на поле между собой? Практика жизни показывает, что через тренера на поле уже никто не общается.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда