Спасли склад клиента с обувью на 5 миллионов рублей. Рассказываем, как маркировать товары, если уже опоздали
В России предпринимателям непросто: даже если закупил товар, его могут отнять. Правительство постоянно расширяет список продукции, которую нужно маркировать. Иногда бизнес не успевает перестроиться — и товар гниет на складе, ведь законно его не продать. Показываем на двух кейсах, как выйти из этой безвыходной ситуации.
Привет! Я Артём Генералов, специалист по маркировке в компании «Бизнес легко». Мы внедряем сервисы для бизнеса: облачные кассы, инструменты для бухгалтеров, автоматизацию учета.
Мы помогаем компаниям и предпринимателям маркировать товары, чтобы продавать их по требованиям закона. Все настройки делаем под ключ и решаем даже сложные задачи. Например, когда товары не маркировали в срок или на них нет сертификатов соответствия. В статье поделюсь двумя ситуациями, когда мы сохранили клиентам несколько миллионов рублей, потратив на работу всего пару дней.
Зачем вообще нужна маркировка
В России действует закон о маркировке товаров — №487-ФЗ. Из-за него производители и импортеры должны размещать уникальный QR-код на упаковке. Маркировать нужно 16 типов товаров: воду, лекарства, слабоалкогольные напитки, молоко, обувь, шубы и другую продукцию, которую часто подделывают или ввозят нелегально. Да, кто-то подделывает воду, такие дела!
Маркировку регистрируют и проверяют в специальной системе — «Честный знак». Этикетку сканируют при отправке, передаче, продаже товара — данные автоматически передаются в приложение. Весь путь товара может узнать и потребитель: для этого нужно считать марку в «Честном знаке».
Без маркировки продавать товары не получится: проверка может выявить нарушение, оштрафовать предпринимателя и изъять всю партию. В компаниях за изменениями в законах следят бухгалтеры и юристы, но частники не всегда успевают за обновлениями — приходится продавать в серую или не продавать вовсе.
За два дня организовали маркировку и уберегли заказчика от штрафов Wildberries на сотни тысяч рублей
Весной 2023-го к нам пришел клиент, который продает сапоги и ботинки на Wildberries. Он никогда не сталкивался с маркировкой и узнал о законе лишь в тот момент, когда маркетплейс оштрафовал его на 150 000 рублей. Предприниматель срочно остановил продажи, чтобы не утонуть в штрафах.
Мы вникли в проблему: оказалось, что клиент покупал товары у поставщика, который не сертифицировал продукцию. Документов на партию не было, даже чека никто не выписывал. Продавец не догадывался, что так обувь продавать нельзя, — пришлось разбираться и оформлять бумаги.
Наш инженер подключил СБИС и провел товары через «Честный знак». Там же предприниматель за три месяца выписал 6200 КИЗов — уникальных марок на коробки. Он оформил карточки товаров, расклеил маркировку и вернул обувь в продажу. Для клиента весь процесс был в новинку, поэтому уже после внедрения программы он часто звонил нашему специалисту и уточнял детали. Все это время инженер консультировал, подключался к компьютеру предпринимателя и объяснял, как правильно заполнять карточки и наклеивать марки.
Другие продавцы на WIldberries оказались в похожей ситуации, поэтому на несколько недель многие ушли с маркетплейса. Рынок оказался свободным, и наш клиент распродал всю партию обуви всего за пару дней.
Результат. Чтобы решить проблемы с маркировкой, клиент потратил 26 000 ₽ — на две лицензии СБИС и услуги инженера. Это помогло ему уберечь партию обуви на несколько сотен тысяч рублей от штрафов и конфискации.
Маркировали целый склад обуви и сохранили клиенту 5 млн рублей
Летом 2023-го к нам обратился клиент, у которого случилась беда: склад битком забит обувью, которую по закону нужно было маркировать еще в апреле. Он не знал о поправках к закону и пропустил период, когда продавцы могли сами маркировать продукцию.
В коробках лежали сапоги и ботинки, на которые предприниматель потратил 5 миллионов рублей — это почти 10–12 миллионов дохода при продаже. Но без маркировки партию было не реализовать. Ситуация казалась тупиковой, однако мы нашли выход. Решили оформить предпринимателя-продавца в качестве производителя обуви, чтобы он «перевыпустил» ботинки, которые уже лежат на складе.
Первым делом оформили документы:
- Добавили в ИП новый код ОКВЭД — 15.20 (производство обуви). Теперь продавец по бумагам может выпускать собственные сапоги.
- Получили сертификат соответствия — документ, который подтверждает качество продукции. Мы рассказали предпринимателю, какие бумаги ему потребуются, а затем направили в Роспотребнадзор.
Документы готовы, можно маркировать. Каждый код маркировки — уникальный. Он отражает вид товара, дату производства или ввоза в страну. Чтобы оформить такую марку, нужно завести индивидуальные карточки для всех товаров. Они содержат название и вид товара, его характеристики: цвет, размер, назначение. Мы объяснили клиенту, как вносить данные, и сотрудники начали описывать склад — заполнять информацию и фотографировать ботинки.
Пока клиент занимался описью склада, мы подключили систему учета СБИС. Через нее можно заказывать маркировку по зарегистрированным карточкам. Программа фиксирует, какие товары продает предприниматель, передает данные в «Честный знак» и выдает уникальные коды для маркировки. Остается только распечатать коды на принтере и наклеить на коробки.
Результат. У клиента появилась настроенная программа для маркировки — он может регистрировать товарные позиции и заказывать QR-коды для коробок. В придачу предприниматель получил сервис ЭДО, с которым может анализировать показатели бизнеса, вести автоматический учет и быстрее выполнять свою работу. Он высвободил больше времени для развития бизнеса и собственных хобби.
Теперь заказчик продает товары, сертифицированные по требованиям закона, штрафы ему не грозят. Вся работа и покупка лицензии программы обошлись в 36 000 ₽ и заняли три дня.
Маркируйте товары заранее, иначе можете их больше не увидеть
Когда в законе появляется новое требование по маркировке, у предпринимателя есть несколько месяцев, чтобы подготовить свои товары. Идеально, если за изменениями следит бухгалтер или юрист — так можно избежать многих рисков. Но если не промаркировать товар в отведенный срок, все равно можно выкрутиться — стоит лишь обратиться к специалистам.
Главное, не продавайте без маркировки: в магазин может зайти тайный покупатель, а затем обратиться в надзорные органы. За нарушение придет большой штраф, а партию товара больше не получится продать — ее просто заберут. Маркетплейсы тоже не позволяют продавать без маркировки — продавцов штрафуют на крупные суммы.
Маркировать товары мы рекомендуем с помощью СБИС: это удобнее и быстрее, чем заказывать напрямую в «Честном знаке», и при этом система дешевле аналогов. Внедрение программы обходится приблизительно в 30 000 рублей за первый год. В эту сумму входят годовая лицензия, марки на 10 000 товаров, услуги инженера и круглосуточная поддержка. После внедрения компания будет тратить ежегодно всего 13 000 рублей.
Все документы на маркированные товары нужно подавать в цифровом виде. Поэтому вместе с маркировкой в СБИС входит электронный документооборот. Управлять маркировкой становится удобнее:
- Данные о товарах не нужно регистрировать в сторонних сервисах. В одном окне можно завести карточку товара, зафиксировать продукцию на складе и перенести данные в «Честный знак». Не придется платить за подписки на несколько сервисов.
- Можно выставлять электронные счета клиентам. Одной кнопкой получится оформить счет и отправить его клиенту из программы для маркировки. Для этого не нужно готовить документ в бухгалтерии и пересылать по почте.
- Система работает надежно. Сервисы СБИС расположены на защищенных серверах внутри Российской Федерации. Даже во время массовых кибератак на сайты государственных служб сервера СБИС работали стабильно и без сбоев.
Напишите нам, если занимаетесь товарным бизнесом и хотите маркировать продукцию. Мы внедрим сервисы документооборота, обучим ваших сотрудников, подготовим необходимые документы и промаркируем продукцию.
Как считаете, маркировка нужна для защиты покупателей или для поборов с предпринимателей? И стоит ли уничтожать товары без маркировки или есть другие варианты?
господи, ну зоочеммм маркировать воду...
Полагаю, чтобы бессмысленные телодвижения по маркировке других категорий товаров казались не таками уж и бессмысленными на фоне.
вы так говорите, пока не словите глистов из воды, которую на ближайшем пруду разливали ушлые барыги, а ларек у дома принял и продавал
То есть я могу налить воды из лужи в бутылку, заплатить 50 копеек честному знаку за генератор случайных чисел, приклею это случайное число в виде двумерного штрихкода на бутылку и за 50 копеек и вода чудесным образом очистится? Даже Иисус так не мог, ему пришлось дезинфицировать воду превращая её в вино.
если вы каким-то магическим образом получите на воду из лужи все сертификаты, то да, возможно и вода очистится таким же магическим образом
Можно предоставить сертификат на воду из лужи почище, а продавать из грязной. Никто в честном знаке анализ воды не делает. Они практически ничего кроме того что предоставляют личный кабинет для взаимодействия с генератором случайных чисел и не делают.
а зачем тогда все это нужно? Зачем-то же нужно, раз просят маркировать
Похоже, что вы что-то начали подозревать, раз такими вопросами стали задаваться)
Комментарий недоступен
"«Честный знак», как и наделавший много шума дорожный «Платон», — полностью частная система. Это бренд центра развития перспективных технологий — совместного проекта USM Holdings миллиардера Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Александра Галицкого." https://www.business-gazeta.ru/article/459654#:~:text=%C2%AB%D0%A7%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%C2%BB%2C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B8,%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%20Almaz%20Capital%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%20%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.
Потому что это про налоги, а не про качество.
ладно, вопрос снят ахахха
чтобы из под крана не налили))
Господин Усманов имеет профит
Получается, если продавец по бумагам может выпускать собственные сапоги, то он и чужие (перепродажу) промаркировать сам может?
Комментарий недоступен
Вот как важно то быть юридически подкованным! А то так все бабло потеряешь, а пока разберешься, что к чему, будешь в долгах как в шелках😅
Мне как-то рассказывали, что какую-то большую штуку, медицинский аппарат по-моему, всей командой после суда кувалдой разбивали, потому что в суде сами не хотели уничтожением заниматься. Такой вот антистресс) Но экологичности в этом 0, конечно
А вы у поставщика запрашивали какие-то документы правообладателя (например, свидетельство о регистрации товарного знака)? Ну то есть, как-то подтверждали, что продукция не подделка чего-то. Или для маркировки это все не нужно, а маркетплейс и не спрашивает =D
т.е. везешь ослиными тропами макасины. Затариваешь гараж в Мытищах, рисуешь правильный ОКВЭД, клеешь QR код и у тебя легальный, белый товар на выходе. Бинго!
А еще, по вашему опыту, каких товаров вскоре может коснуться маркировка? Или какие наоборот, она точно не затронет?
ну вот недавно были новости, что будут икру маркировать, потому что в Ленте и других крупных супермаркетах нашли паленку))))
Есть список категорий товаров на честном знаке с датами обязательной маркировки товаров.
Подскажите пожалуйста,а в случае проверки налоговой службой,как ваш предприниматель докажет,что он ее сам произвёл?У него что цех есть свой или завод?Или вы за это несёте ответственность и предоставляете договор с заводом или юр адрес под липовое производство.Спасибо за ответ
никак
решаю одни проблемы и тут же создают себе другие
Данные проблемы предприниматели решают самостоятельно
Уже много лет показыавют по телефизору, как давят санкционку тракторами. Но смотреть, как уничтожают нормальные вещи по-прежнему больно 🥲 А вы молодцы, конечно!
Хм, по телеку ни разу такое не видал
надеюсь эту статью не увидит роспотреб хD
а себестоимость ботинок буквально делает мне больно, капец сколько мы за бренд платим
и еще пару копеек за маркировку, не забывайте
На мой взгляд, это капец, вот так уничтожать нормальные товары. В мире экологический кризис, в стране десятки тысяч бедных, а мы часы топоров бьем, блеск!
Все под маркировку...
Ладно алкоголь, но воду уже год маркируем - за что?
Неправильно вопрос ставите, товарищ. Не за что, а за сколько. 50 копеек за код без учёта НДС.
Если можно маркировать склад задним числом, то так и контрабанду можно ввозить, получается?) или это не так работает?
тоже не понял как маркировка фактически окажется на коробке/обуви
Все очень просто. В статье же написано - чтобы промаркировать товары, нужно подключить СБИС. Это вроде главная мысль из текста.
Можно самостоятельно через честный знак, а можно через СБИС. Каждый выбирает свое, условно бесплатно со всеми вытекающими или пользоваться платными сервисами
Здравствуйте, я правильно понимаю, что вы помогаете обойти закон, и что будет в случае проверки вам и вашим клиентам?
Нет не правильно, мы помогаем клиентам работать в рамках закона
"Для сигарет, обуви и одежды — двухмерные штрихкоды DataMatrix. Но чаще всего встречаются обычные наклейки с QR-кодами"
После такого можно дальше не читать, ибо ужас ужасный + некомплектность. Вы не знаете элементарной технической части Маркировки. Либо тот что писал заметку ее не знает и не вник в детали.
Формат кодирования ШК Маркировки кроме меха - именно DataMatrix. И на наклейках может быть только DataMatrix. Кто-то когда сказал из-за неточности QR про Маркировку и пошло и поехало ошибочное выражение.
Средство идентификации обувных товаров наносится в виде двумерного штрихового кода на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 0Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix".
https://kb.crpt.ru/_wt/knowledge_base?cat_id=6964317376895347232&s_id=6964341723043345713&a_id=6966125724042867580
Сказки про белого бычка. Чека никто не давал, сертификатов не было, УСН 6%. Вез или выкупал карго, но не знал, что могут поймать) А поймали скорее всего потому что конкуренты слили)