{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Спасли склад клиента с обувью на 5 миллионов рублей. Рассказываем, как маркировать товары, если уже опоздали

В России предпринимателям непросто: даже если закупил товар, его могут отнять. Правительство постоянно расширяет список продукции, которую нужно маркировать. Иногда бизнес не успевает перестроиться — и товар гниет на складе, ведь законно его не продать. Показываем на двух кейсах, как выйти из этой безвыходной ситуации.

Привет! Я Артём Генералов, специалист по маркировке в компании «Бизнес легко». Мы внедряем сервисы для бизнеса: облачные кассы, инструменты для бухгалтеров, автоматизацию учета.

Мы помогаем компаниям и предпринимателям маркировать товары, чтобы продавать их по требованиям закона. Все настройки делаем под ключ и решаем даже сложные задачи. Например, когда товары не маркировали в срок или на них нет сертификатов соответствия. В статье поделюсь двумя ситуациями, когда мы сохранили клиентам несколько миллионов рублей, потратив на работу всего пару дней.

Зачем вообще нужна маркировка

В России действует закон о маркировке товаров — №487-ФЗ. Из-за него производители и импортеры должны размещать уникальный QR-код на упаковке. Маркировать нужно 16 типов товаров: воду, лекарства, слабоалкогольные напитки, молоко, обувь, шубы и другую продукцию, которую часто подделывают или ввозят нелегально. Да, кто-то подделывает воду, такие дела!

Для маркировки шуб используют микрочипы. Для сигарет, обуви и одежды — двухмерные штрихкоды DataMatrix. Но чаще всего встречаются обычные наклейки с QR-кодами

Маркировку регистрируют и проверяют в специальной системе — «Честный знак». Этикетку сканируют при отправке, передаче, продаже товара — данные автоматически передаются в приложение. Весь путь товара может узнать и потребитель: для этого нужно считать марку в «Честном знаке».

После сканирования в «Честном знаке» можно отметить, что с товаром все хорошо или пожаловаться на продукт через приложение. Тогда у производителя проведут проверку

Без маркировки продавать товары не получится: проверка может выявить нарушение, оштрафовать предпринимателя и изъять всю партию. В компаниях за изменениями в законах следят бухгалтеры и юристы, но частники не всегда успевают за обновлениями — приходится продавать в серую или не продавать вовсе.

За два дня организовали маркировку и уберегли заказчика от штрафов Wildberries на сотни тысяч рублей

Весной 2023-го к нам пришел клиент, который продает сапоги и ботинки на Wildberries. Он никогда не сталкивался с маркировкой и узнал о законе лишь в тот момент, когда маркетплейс оштрафовал его на 150 000 рублей. Предприниматель срочно остановил продажи, чтобы не утонуть в штрафах.

Мы вникли в проблему: оказалось, что клиент покупал товары у поставщика, который не сертифицировал продукцию. Документов на партию не было, даже чека никто не выписывал. Продавец не догадывался, что так обувь продавать нельзя, — пришлось разбираться и оформлять бумаги.

С 2019 года обувь нужно маркировать, согласно Постановлению Правительства РФ от 05.07.2019 №860. В первые месяцы разрешили оформлять документы на остатки продукции по упрощенной схеме: ее могли сделать не только производители, но и продавцы. Достаточно указать ИНН, вид и страну производства обуви — и товары можно было продавать.

Наш инженер подключил СБИС и провел товары через «Честный знак». Там же предприниматель за три месяца выписал 6200 КИЗов — уникальных марок на коробки. Он оформил карточки товаров, расклеил маркировку и вернул обувь в продажу. Для клиента весь процесс был в новинку, поэтому уже после внедрения программы он часто звонил нашему специалисту и уточнял детали. Все это время инженер консультировал, подключался к компьютеру предпринимателя и объяснял, как правильно заполнять карточки и наклеивать марки.

В карточке указывается количество товара, себестоимость и состав. Вместе с тем вносятся данные о документах

Другие продавцы на WIldberries оказались в похожей ситуации, поэтому на несколько недель многие ушли с маркетплейса. Рынок оказался свободным, и наш клиент распродал всю партию обуви всего за пару дней.

Результат. Чтобы решить проблемы с маркировкой, клиент потратил 26 000 ₽ — на две лицензии СБИС и услуги инженера. Это помогло ему уберечь партию обуви на несколько сотен тысяч рублей от штрафов и конфискации.

Маркировали целый склад обуви и сохранили клиенту 5 млн рублей

Летом 2023-го к нам обратился клиент, у которого случилась беда: склад битком забит обувью, которую по закону нужно было маркировать еще в апреле. Он не знал о поправках к закону и пропустил период, когда продавцы могли сами маркировать продукцию.

С 1 апреля 2023-го размещать маркировку на обуви могут только производители или импортеры. Продавцам больше нельзя самим маркировать обувь.

В коробках лежали сапоги и ботинки, на которые предприниматель потратил 5 миллионов рублей — это почти 10–12 миллионов дохода при продаже. Но без маркировки партию было не реализовать. Ситуация казалась тупиковой, однако мы нашли выход. Решили оформить предпринимателя-продавца в качестве производителя обуви, чтобы он «перевыпустил» ботинки, которые уже лежат на складе.

Первым делом оформили документы:

  • Добавили в ИП новый код ОКВЭД — 15.20 (производство обуви). Теперь продавец по бумагам может выпускать собственные сапоги.
  • Получили сертификат соответствия — документ, который подтверждает качество продукции. Мы рассказали предпринимателю, какие бумаги ему потребуются, а затем направили в Роспотребнадзор.
Так выглядит декларация о соответствии: это большой документ с подробным описанием товара под продажу

Документы готовы, можно маркировать. Каждый код маркировки — уникальный. Он отражает вид товара, дату производства или ввоза в страну. Чтобы оформить такую марку, нужно завести индивидуальные карточки для всех товаров. Они содержат название и вид товара, его характеристики: цвет, размер, назначение. Мы объяснили клиенту, как вносить данные, и сотрудники начали описывать склад — заполнять информацию и фотографировать ботинки.

Пока клиент занимался описью склада, мы подключили систему учета СБИС. Через нее можно заказывать маркировку по зарегистрированным карточкам. Программа фиксирует, какие товары продает предприниматель, передает данные в «Честный знак» и выдает уникальные коды для маркировки. Остается только распечатать коды на принтере и наклеить на коробки.

За продажу товаров без маркировки предпринимателей штрафуют на 5000–10 000 ₽ на каждую реализованную единицу товара. Для компаний санкции еще больше: 50 000–300 000 ₽. После проверки партию без марок могут изъять.

Результат. У клиента появилась настроенная программа для маркировки — он может регистрировать товарные позиции и заказывать QR-коды для коробок. В придачу предприниматель получил сервис ЭДО, с которым может анализировать показатели бизнеса, вести автоматический учет и быстрее выполнять свою работу. Он высвободил больше времени для развития бизнеса и собственных хобби.

Теперь заказчик продает товары, сертифицированные по требованиям закона, штрафы ему не грозят. Вся работа и покупка лицензии программы обошлись в 36 000 ₽ и заняли три дня.

Маркируйте товары заранее, иначе можете их больше не увидеть

Когда в законе появляется новое требование по маркировке, у предпринимателя есть несколько месяцев, чтобы подготовить свои товары. Идеально, если за изменениями следит бухгалтер или юрист — так можно избежать многих рисков. Но если не промаркировать товар в отведенный срок, все равно можно выкрутиться — стоит лишь обратиться к специалистам.

Главное, не продавайте без маркировки: в магазин может зайти тайный покупатель, а затем обратиться в надзорные органы. За нарушение придет большой штраф, а партию товара больше не получится продать — ее просто заберут. Маркетплейсы тоже не позволяют продавать без маркировки — продавцов штрафуют на крупные суммы.

После изъятия товар уже не продать: его раздавят трактором, сожгут или искорежат гидравлическим прессом. Встречаются и креативные варианты — ГУ МВД по Челябинской области показывало, как контрафактные часы раскалывают на камне топором

Маркировать товары мы рекомендуем с помощью СБИС: это удобнее и быстрее, чем заказывать напрямую в «Честном знаке», и при этом система дешевле аналогов. Внедрение программы обходится приблизительно в 30 000 рублей за первый год. В эту сумму входят годовая лицензия, марки на 10 000 товаров, услуги инженера и круглосуточная поддержка. После внедрения компания будет тратить ежегодно всего 13 000 рублей.

Все документы на маркированные товары нужно подавать в цифровом виде. Поэтому вместе с маркировкой в СБИС входит электронный документооборот. Управлять маркировкой становится удобнее:

  • Данные о товарах не нужно регистрировать в сторонних сервисах. В одном окне можно завести карточку товара, зафиксировать продукцию на складе и перенести данные в «Честный знак». Не придется платить за подписки на несколько сервисов.
  • Можно выставлять электронные счета клиентам. Одной кнопкой получится оформить счет и отправить его клиенту из программы для маркировки. Для этого не нужно готовить документ в бухгалтерии и пересылать по почте.
  • Система работает надежно. Сервисы СБИС расположены на защищенных серверах внутри Российской Федерации. Даже во время массовых кибератак на сайты государственных служб сервера СБИС работали стабильно и без сбоев.

Напишите нам, если занимаетесь товарным бизнесом и хотите маркировать продукцию. Мы внедрим сервисы документооборота, обучим ваших сотрудников, подготовим необходимые документы и промаркируем продукцию.

Как считаете, маркировка нужна для защиты покупателей или для поборов с предпринимателей? И стоит ли уничтожать товары без маркировки или есть другие варианты?

0
41 комментарий
Написать комментарий...
Мария Рогозова

господи, ну зоочеммм маркировать воду...

Ответить
Развернуть ветку
EpiSH

Полагаю, чтобы бессмысленные телодвижения по маркировке других категорий товаров казались не таками уж и бессмысленными на фоне.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Асланиди

вы так говорите, пока не словите глистов из воды, которую на ближайшем пруду разливали ушлые барыги, а ларек у дома принял и продавал

Ответить
Развернуть ветку
EpiSH

То есть я могу налить воды из лужи в бутылку, заплатить 50 копеек честному знаку за генератор случайных чисел, приклею это случайное число в виде двумерного штрихкода на бутылку и за 50 копеек и вода чудесным образом очистится? Даже Иисус так не мог, ему пришлось дезинфицировать воду превращая её в вино.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Асланиди

если вы каким-то магическим образом получите на воду из лужи все сертификаты, то да, возможно и вода очистится таким же магическим образом

Ответить
Развернуть ветку
EpiSH

Можно предоставить сертификат на воду из лужи почище, а продавать из грязной. Никто в честном знаке анализ воды не делает. Они практически ничего кроме того что предоставляют личный кабинет для взаимодействия с генератором случайных чисел и не делают.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Асланиди

а зачем тогда все это нужно? Зачем-то же нужно, раз просят маркировать

Ответить
Развернуть ветку
EpiSH

Похоже, что вы что-то начали подозревать, раз такими вопросами стали задаваться)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Бережной

"«Честный знак», как и наделавший много шума дорожный «Платон», — полностью частная система. Это бренд центра развития перспективных технологий — совместного проекта USM Holdings миллиардера Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Александра Галицкого." https://www.business-gazeta.ru/article/459654#:~:text=%C2%AB%D0%A7%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BA%C2%BB%2C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B8,%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%20Almaz%20Capital%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0%20%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Потому что это про налоги, а не про качество.

Ответить
Развернуть ветку
Мария Соболева

ладно, вопрос снят ахахха

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

чтобы из под крана не налили))

Ответить
Развернуть ветку
Максим Иванов

Господин Усманов имеет профит

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Артемьева

Получается, если продавец по бумагам может выпускать собственные сапоги, то он и чужие (перепродажу) промаркировать сам может?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Таня Леонтьева

Вот как важно то быть юридически подкованным! А то так все бабло потеряешь, а пока разберешься, что к чему, будешь в долгах как в шелках😅

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Безрукова

Мне как-то рассказывали, что какую-то большую штуку, медицинский аппарат по-моему, всей командой после суда кувалдой разбивали, потому что в суде сами не хотели уничтожением заниматься. Такой вот антистресс) Но экологичности в этом 0, конечно

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Крымская

А вы у поставщика запрашивали какие-то документы правообладателя (например, свидетельство о регистрации товарного знака)? Ну то есть, как-то подтверждали, что продукция не подделка чего-то. Или для маркировки это все не нужно, а маркетплейс и не спрашивает =D

Ответить
Развернуть ветку
ArtemRE2

т.е. везешь ослиными тропами макасины. Затариваешь гараж в Мытищах, рисуешь правильный ОКВЭД, клеешь QR код и у тебя легальный, белый товар на выходе. Бинго!

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Артемьева

А еще, по вашему опыту, каких товаров вскоре может коснуться маркировка? Или какие наоборот, она точно не затронет?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Соболева

ну вот недавно были новости, что будут икру маркировать, потому что в Ленте и других крупных супермаркетах нашли паленку))))

Ответить
Развернуть ветку
Бизнес Легко
Автор

Есть список категорий товаров на честном знаке с датами обязательной маркировки товаров.

Ответить
Развернуть ветку
Варвара Печкина

Подскажите пожалуйста,а в случае проверки налоговой службой,как ваш предприниматель докажет,что он ее сам произвёл?У него что цех есть свой или завод?Или вы за это несёте ответственность и предоставляете договор с заводом или юр адрес под липовое производство.Спасибо за ответ

Ответить
Развернуть ветку
арнольд чреззаборногузадирищен

никак
решаю одни проблемы и тут же создают себе другие

Ответить
Развернуть ветку
Бизнес Легко
Автор

Данные проблемы предприниматели решают самостоятельно

Ответить
Развернуть ветку
Мария Соболева

Уже много лет показыавют по телефизору, как давят санкционку тракторами. Но смотреть, как уничтожают нормальные вещи по-прежнему больно 🥲 А вы молодцы, конечно!

Ответить
Развернуть ветку
Рама

Хм, по телеку ни разу такое не видал

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова

надеюсь эту статью не увидит роспотреб хD
а себестоимость ботинок буквально делает мне больно, капец сколько мы за бренд платим

Ответить
Развернуть ветку
Мария Соболева

и еще пару копеек за маркировку, не забывайте

Ответить
Развернуть ветку
Мария Асланиди

На мой взгляд, это капец, вот так уничтожать нормальные товары. В мире экологический кризис, в стране десятки тысяч бедных, а мы часы топоров бьем, блеск!

Ответить
Развернуть ветку
Иван Самойлов

Все под маркировку...
Ладно алкоголь, но воду уже год маркируем - за что?

Ответить
Развернуть ветку
EpiSH

Неправильно вопрос ставите, товарищ. Не за что, а за сколько. 50 копеек за код без учёта НДС.

Ответить
Развернуть ветку
Майнкрафтер Фирамир

Если можно маркировать склад задним числом, то так и контрабанду можно ввозить, получается?) или это не так работает?

Ответить
Развернуть ветку
арнольд чреззаборногузадирищен

тоже не понял как маркировка фактически окажется на коробке/обуви

Ответить
Развернуть ветку
Dm.Belov

Все очень просто. В статье же написано - чтобы промаркировать товары, нужно подключить СБИС. Это вроде главная мысль из текста.

Ответить
Развернуть ветку
Бизнес Легко
Автор

Можно самостоятельно через честный знак, а можно через СБИС. Каждый выбирает свое, условно бесплатно со всеми вытекающими или пользоваться платными сервисами

Ответить
Развернуть ветку
Андрей

Здравствуйте, я правильно понимаю, что вы помогаете обойти закон, и что будет в случае проверки вам и вашим клиентам?

Ответить
Развернуть ветку
Бизнес Легко
Автор

Нет не правильно, мы помогаем клиентам работать в рамках закона

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Леопольдович

"Для сигарет, обуви и одежды — двухмерные штрихкоды DataMatrix. Но чаще всего встречаются обычные наклейки с QR-кодами"
После такого можно дальше не читать, ибо ужас ужасный + некомплектность. Вы не знаете элементарной технической части Маркировки. Либо тот что писал заметку ее не знает и не вник в детали.
Формат кодирования ШК Маркировки кроме меха - именно DataMatrix. И на наклейках может быть только DataMatrix. Кто-то когда сказал из-за неточности QR про Маркировку и пошло и поехало ошибочное выражение.

Средство идентификации обувных товаров наносится в виде двумерного штрихового кода на потребительскую упаковку, или на товары, или на товарный ярлык обувных товаров в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 0Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix".

https://kb.crpt.ru/_wt/knowledge_base?cat_id=6964317376895347232&s_id=6964341723043345713&a_id=6966125724042867580

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Козырев
Мы вникли в проблему: оказалось, что клиент покупал товары у поставщика, который не сертифицировал продукцию. Документов на партию не было, даже чека никто не выписывал. Продавец не догадывался, что так обувь продавать нельзя…

Сказки про белого бычка. Чека никто не давал, сертификатов не было, УСН 6%. Вез или выкупал карго, но не знал, что могут поймать) А поймали скорее всего потому что конкуренты слили)

Ответить
Развернуть ветку
38 комментариев
Раскрывать всегда