{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Какие просчеты допускают агентства в своих антикризисных стратегиях?

Результаты опроса digital-агентств, проведенного в конце мая 2020 + интерпретация экспертов

В конце марта digital-портал CMS Magazine и тендерная площадка Workspace провели опрос 236 представителей digital-рынка, чтобы узнать, с какими прогнозами и планами на будущее была встречена первая волна кризиса. В конце мая было проведено повторное исследование, целью которого была фиксация изменений, произошедших за два месяца, и выявление новых тенденций. Специально для vc.ru мы подготовили короткую выжимку наиболее интересных данных и попросили их прокомментировать наших экспертов.

Кого спрашивали?

Для лучшей интерпретации результатов, в начале уделим немного времени портрету респондентов.

  • 18% представляют супер-высокий ценовой сегмент, 19% — высокий, 40% — средний, 18% — низкому, 5% — супер-низкий.
  • Наибольший сегмент респондентов (42%) в качестве локомотива предоставляемых услуг указали веб-разработку, 17% — комплекс услуг, 12% — услуги по поисковому продвижению, 7% — внедрение CRM, по 4% — мобильную разработку и контекстную рекламу. Добавим, что все большее количество агентств оказывают только одну услугу (например, становятся редкостью веб-студии, не предоставляющие SEO-услуги).
  • 43% респондентов работают только с заказчиками из собственного региона, 60% — с заказчиками со всей России, 13% в том числе получают заказы и из западных стран, 15% — практически со всего мира.
  • 38% респондентов имеют гибридную модель, 36% являются агентствами, опрошенных представляют агентства, 20% — продакшенами, 6% — аутсорс-продакшнами на субподряде.

С какими проблемами уже столкнулись агентства?

Перед тем, как ознакомится с проблемами, с которыми агентства столкнулись в апреле и мае, посмотрим, как они оценивают текущую ситуацию.

В рамках обоих исследований, респондентам было предложено дать свою оценку рынка в среднем и состояния собственной компании по десятибалльной шкале. Ожидаемо оба этих показателя в мае снизились, однако разница в оценке ситуации в собственной компании более разительна: 5,7% в мае против 6,3% в марте. Впрочем, возможно и эти оценки излишне оптимистичны. По крайней мере, если рассматривать их вкупе с негативными факторами, которыми поделились респонденты.

Негативные тенденции в цифрах:

  • большинство респондентов (77%) за последние два месяца ощутили снижение количества новых заказов. Особенно это характерно для компаний, специализирующиеся на SEO и веб-дизайне;
  • при этом 71% агентств поделились, что имеют дело с заметным уменьшением бюджетов своих клиентов;
  • 43% уже столкнулись со снижением маржинальности;
  • почти у трети (31%) увеличилась дебиторская задолженность;
  • 28% заметили увеличение стоимости привлечения новых заявок.

Какие решения агентствам пришлось принять этой весной?

Стратегии развития и выживания у агентств довольно разные. Многое зависит от размера, специализации, ценового сегмента и бизнес-модели агентств. Однако, мы смогли выявить наиболее характерные для респондентов шаги, на которые им пришлось пойти.

Принимаемые решения в цифрах:

  • 49% респондентов заметно снизили расходы. Чаще всего это происходило за счет ФОТ, накладных расходов и покупок оборудования;
  • 34% агентств стали больше тратить на PR и маркетинг, а 15% — на собственные продажи;
  • 27% компаний сократили менее 10% штата, а 1,4% — более половины;
  • 26% решили снизить свой прайс (впрочем, 10%, смогла его повысить);
  • 15% агентств ускорили процесс предоставления услуг;
  • 12% компаний довольно экстренно сменили специализацию на видах оказываемых услуг и почти столько же — на отраслях своих клиентов.

Есть ли просчеты в антикризисных стратегиях агентств?

Нынешний кризис от предыдущих отличает его причина — пандемия covid-19. С такой ситуацией бизнес ранее еще не сталкивался и к чему готовиться далее до сих пор непонятно. Какие стратегии выживания и развития агентств являются целесообразными, а какие — нет, покажет время. Однако на основе исследования уже сейчас можно увидеть, какие просчеты свойственны многим игрокам рынка.

Главный редактор CMS Magazine Анатолий Денисов вместе с независимыми экспертами по работе агентств Анной Карауловой и Константином Заруцким, составили список таких просчетов:

  • Слишком оптимистичная оценка своих возможностей

Комментарии экспертов: 53% респондентов рассчитывают улучшить положение своих агентств на рынке до конца кризиса. И это при том, что уже сейчас у 77% снизилось количество новых сделок, у 71% — бюджеты клиентов, а 48% столкнулись с заморозкой проектов. Также нельзя забывать, что для digital-отрасли характерны спады спроса на услуги с мая по август и есть вероятность, что в этом году весенняя бизнес-активность не перенесется на лето.

  • Излишне радужные прогнозы на быстрое завершение кризиса

70% digital-агентств прогнозируют, что ситуация в секторе услуг, которые они предлагают, нормализуется до конца 2020 года. Однако при этом многие экономисты уверены, что возвращение российской экономики к докризисному уровню займет не менее 2 лет. Так как digital напрямую зависит от других отраслей бизнеса, если экономисты правы, стратегии многих агентств окажутся нежизнеспособными.

  • Недостаточное внимание, уделяемое качеству пресейла

Только 16% агентств считают, что им необходимо улучшить качество собственного пресейла. Однако качество предпродаж — это одна из проблем, которая была присуща многим агентствам и до наступления кризиса, а сейчас стала еще актуальнее. Выходит, что часть агентств упускает очевидную возможность улучшить свои продажи.

  • Недостаточное внимание, уделяемое качеству аккаунтинга

Лишь 8% респондентов отмечают острую необходимость в повышении качества своего аккаунтинга. А ведь именно грамотный аккаунтинг и кросс-продажи являются одним из самых очевидных способов выживания агентств в кризис. Так как крайне низка вероятность того, что у 92% агентств это направление находится на высоком уровне, можно сделать вывод, что многие агентства направили усилия на привлечение новых клиентов в ущерб текущим.

Надеемся, приведенные выше данные помогут представителям digital-рынка задавать себе правильные вопросы и находить на них правильные ответы.

Пользуясь случаем, хотим узнать мнение читателей. А как вы думаете? Когда нормализуется ситуация в digital?

0
2 комментария
Timur Mustafin

Так как digital зависит от других отраслей рынка, пока в целом экономика не пойдёт на подъем - и digital ничего хорошего не светит. 

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Логвинова

Меня удивило, что лишь треть агентств ожидает нормализации рынка в 21-22 году, а остальные - ранее. Мне кажется, нужно готовиться с марафону, а не спринту.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда