{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Бизнес модель на салфетке 📄

Сегодня хочу сегодня с Вами начать обсуждать тему юнит-экономики.
Это, конечно, база, и все цифры в голове об адекватности стоимости клиента или "масштабируемости" продукт можно принимать именно отсюда.
Уровень 0. На пальцах☝
Так случилось, что бизнес – это клиенты, которые с тобой заключают сделки.
Вот этих клиентов на самом деле не так просто найти.

Не то что бы их нет. Просто изначально ты никому не нужен, ты сидишь со своим сайтом (проектом) и, конечно, сам никто за твоей услугой не придет. Это про онлайн.

В офлайне все так же. Ты снял шаурмичную в поле - и вообще никого. Короче, один из рабочих способов найти этих клиентов - купить их за бабки. Конечно, купить можно дешево (бывает даже почти бесплатно, но это не системно) или очень дорого, но это уже нюансы. Не забывайте вопрос скорости развития проекта. Но в 99 % случаев тебе придется купить клиента так или иначе.

Возьмем для упрощения нечто супер простое, например “Волшебные палочки”. 🪄 Закончили Хогвартс, наняли Мага (или магу) и, допустим, Папу Карло. Если поделить все затраты на количество волшебных палочек, которые производят эти двое, то одна обходится вам в 4000 рублей. Посмотрели в интернете, конкуренты продают за 10 000 руб за штуку. Обратите внимание, что так называемым юнитом будет являться производство одной «Волшебной палочки». Вопрос, а можно ли на этом заработать и сколько?

Строим Бизнес модель на салфетке.📝

Клиентов нет, вы запустили рекламу, заплатили 50 000 рублей, чтобы показать ее в Запрещенограме. Вот у Вас появились желающие, допустим, 50 человек. Это значит, что вы купили заявку за 1000 рублей, половина в итоге не купила, и вам удалось продать только 25 штук значит клиент стоит 2000 рублей, а это добавляет стоимости к производству палочки и ее себестоимость теперь 6000 рублей. Если вы продали за 10 000 рублей, 4 000 - это маржа.

Кажется, что все хорошо, и экономика сходится. А дальше самое интересное - нужно прикинуть, а сколько потенциально можно заработать на этом бизнесе, как сильно он масштабируется.

2 человека, выдавая 30 волшебных палочек в месяц, принесут вам 120 000 тыс. рублей. Аренда и другие постоянные расходы, например, составили 50 000 рублей. Вы такой сидите и думаете: “Чтобы мне зарабатывать на жизнь, нужно производить не 30, а в 10 раз больше! Нужно собрать команду в 20 человек. Ох, вот это геморрой!” А миллиардом-то тут и не пахнет.☹

А если например, вы предлагаете клиентам + услугу поддержки палочки (почистить, установить обновление, заменить наконечник), к примеру, в рамках месячной подписки за 500 рублей. При таком раскладе, через 5 лет работы вы КАПИТАЛИЗИРУЕТЕ свой опыт, и помимо своих 50 тыс. рублей в месяц (заработанных только с двух работяг), вы за каждый месяц еще заработаете до 500 тыс. рублей. Итого 550 в месяц, и каждый год будете расти и развиваться.

Как? За год у вас купят 360 Волшебных палочек. С учетом того, что не все купят подписку, а только какая-то часть, то вы начнете дополнительно в месяц иметь +150 тыс (это через год), а через 5 лет эта цифра может стать +500.

Да, обслуживание будет занимать доп. ресурсы, и нужно будет вычитать затраты на них из общей прибыли, но самое главное - вам не придется тратить деньги на покупку клиентов. Ну а если вы будете все таки вкладываться и наращивать клиентскую базу, используя такую модель, получите рост вашего дела в геометрической прогрессии.

Позже, может через 5 лет, вы придумаете трейд-ин, предложив обменять палочку на новую за отдельную плату, и научитесь делать дополнительные продажи: чехлы, подставки, летающие метлы и т.д. Конечно, это модельный пример, без учета нюансов, но он самое главное показывает разницу между капитализируемым продуктом и тем, где шансов на это нет.

0
1 комментарий
Илья Ланкевич

Замечание: капитализация и монетизация, это две разные вещи, как говорят у нас в Одессе.
Для бизнес-модели не хватает описания взаимоотношений с клиентами, каналов, партнёров, процессов и ресурсов (во-первых, капитал и его стоимость:).

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда