{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Верховный суд уличил АО «Рольф» в манипуляциях скидками

Нельзя требовать с покупателя выплаты скидки полностью, если условия ее предоставления были явно обременительны для него.

Полина купила автомобиль у АО «Рольф» за 1 270 тыс. руб. Честный дилер предложил заманчивую скидку около 193 тыс. руб. Конечно Полина согласилась.

Да вот только условием такой скидки стало заключение договоров на «нужные» страховки и другие услуги общей стоимостью 245 тыс. руб.

Полина эту «выгоду» не раскусила и подписала все, что подсунули в салоне. Потом она естественно все пересчитала и побыстрее отказалась от навязанных услуг и страховок.

Но дилер не промах — предусмотрел в дополнительном соглашении условие, по которому за отказ от части или всех услуг его партнеров покупатель должен доплатить за авто сумму предоставленной скидки. И вот тут родился судебный спор.

АО «Рольф» потребовал с Полины 193 тыс. руб. А она — признать дополнительное соглашение недействительным, ведь условия скидки ей никто не разъяснил.

Суд первой инстанции встал на сторону продавца, мол, покупательница могла выбрать иной вариант заключения договора, без скидки. Апелляция и кассация поддержали это решение.

Но Верховный суд разнес в пух и перья акты нижестоящих инстанций и отправил дело на новое рассмотрение в районный суд (определение от 27 июня 2023 г. №5-КГ23-22-К2).

Почему

Верховный суд в первую очередь руководствовался разъяснениями Конституционного суда в постановлении №14-П от 3 апреля 2023 года, о которых я рассказывала ранее.

В соответствии с этими разъяснениями ВС указал, что нижестоящие инстанции:

- не выяснили, получила ли в действительности Полина от АО «Рольф» полную информацию о реальной стоимости автомобиля, об условиях предоставления скидки, о цене дополнительных услуг, о последствиях отказа от них, которая позволила бы ей адекватно оценить приемлемость и выгодность вариантов покупки автомобиля со скидкой и без нее;

- не проверили, была ли на самом деле предоставлена скидка или только создана такая видимость, чтобы Полина приобрела услуги партнеров дилера;

- не установили пропорциональность возврата суммы скидки, не приняв во внимание, что она предоставлена Полине на условиях приобретения дополнительных услуг (от которых она отказалась), а также заключения кредитного договора (который остался в силе).

Помимо этого ВС сослался на положения п. 1 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о ЗПП) и отметил, что к числу ущемляющих права потребителей, а следовательно, недействительным, могут быть отнесены такие условия договора, при которых на потребителя перекладывается бремя предпринимательских рисков (например, изменение обстоятельств, влияющих на стоимость товара).

СПРАВКА

Согласно п. 1 ст. 16 Закона о ЗПП условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с положениями закона в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

Примечательно в этом деле и то, как ВС вступился за потребителя и буквально процитировал позицию КС, о том, что покупатель, получивший предложение о скидке, вряд ли станет выискивать подвох и высчитывать выгоду от приобретения дополнительных услуг. Поэтому и ситуация, в которой покупатель вступит в переговоры об отдельных условиях сделки с продавцом и тем самым изобличит последнего в явном злоупотреблении правом, маловероятна.

Такой подход ВС позволяет рассчитывать на то, что в дальнейшем суды не будут формально принимать за чистую монету утверждения продавцов о том, что покупатель был ознакомлен и согласен со всеми условиями сделки, даже самыми обременительными для него.

Мы уже давно бьемся за права клиентов в подобных делах. И каждый раз приходилось буквально с боем проталкивать доводы, которые теперь закреплены в решениях Конституционного и Верховного судов. Есть надежда, что практика по этой категории дел станет легче и однозначней.

Хорошая перспектива, ведь обманутых потребителей еще немерено.

Еще больше интересной судебной практики в моем телеграмм-канале. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.

0
35 комментариев
Написать комментарий...
Борис Васильев

На самом деле, 90% потребителей:
- совершенно не разбираются/не владеют четырьмя действиями арифметики (это нормально), не будем употреблять слово "лохи";
- ленятся поискать альтернативные предложения на рынке.

Старая мудрость: "Покупатель должен быть осмотрителен, поскольку меняет всеобщий эквивалент всех товаров (деньги) на единственный товар" - не всем известна часто недоступна.

Поэтому они и нуждаются в защите от продавцов (ЗЗПП).
Хотя и потребительский терроризм никто не отменял (Г. Мопассан "Зонтик" не даст соврать).

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Когда говорят о «потребительском терроризме», то как правило речь о продавцах, не желающих исполнять закон. Защита своих прав в суде — законное право покупателя, который вправе рассчитывать на добросовестность продавца.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Это правда.
Но масса примеров, когда маркет плей доставил свадебное платье, а ПОСЛЕ свадьбы его возвращают по причине: не подошло по цвету к галстуку жениха.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Свадебная индустрия — это вообще большой развод на деньги. Когда товары стоят дороже просто потому что есть слово «свадебный».

Ответить
Развернуть ветку
Олеся Ткачук

👏👏👏👏👏

Ответить
Развернуть ветку
Василиса Агафонова

Ещё бы общая юрисдикция читать начала)

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва
Автор

Это если долго показывать, наконец начнут

Ответить
Развернуть ветку
Roman

Рольф - говноеды, больше тут нечего сказать)

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

Ну а в другом деле ВС решил, что сумма страховки жизни заемщика по автокредиту не может быть возвращена частично или полностью при досрочном погашении кредита.

Если такого условия нет в договоре страхования ( странно, если оно будет после таких решений)

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва
Автор

Здесь речь идет не о досрочном погашении, а об отказе от навязанных услуг

Ответить
Развернуть ветку
Сидор

И что? Восторженный тон статьи а ля «ВС щелкнул по носу автодилеров» слишком оптимистичен

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва
Автор

Ну как человек, который с этим работает постоянно, я в восторге от этого решения. Очень хочу, чтобы его и дальше внедряли в жизнь активно.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Покупкин

Прочел статью, так и не понял решения суда.
Есть договор, покупатель с ним согласился, а теперь задним числом почему то отпетлять хочет от его условий.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва
Автор

Алексей, скажите, вот когда Вам говорят, что если Вы купите за 500 тыс. допуслуги, то мы Вам дадим скидку в 100 тыс., Вы согласитесь? Не думаю. А когда говорят, что Вам скидка 300 тыс., а вы просто допы оформите, и не прописывают сколько они стоят, это называется обман. Соглашаясь, Вы думаете, что приобретаете выгоду. А на самом деле идете в убыток. Вот и все. Поэтому ВС посчитал, что навязывание невыгодных условий незаконно.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Покупкин

Я вас не понимаю все таки.
"Вам скидка 300 тыс., а вы просто допы оформите, и не прописывают сколько они стоят" - в каком плане не прописывают, цены допов в договоре что ли не было?
Уверен быть такого не может. А если цена указана в договоре и клиент подписал его, то в чем простите навязывание.

У меня стойкое ощущение что вы с клиентом мошенничеством занимаетесь, клиент получил доп. скидку, за счет того что купил доп. оборудование и у автосалона появилась дополнительная маржа и возможность сделать эту скидку, теперь задним числом, вы хотите отказаться от допов, ну логично тогда и от скидки отказывайтесь.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва
Автор

Все это закладывается в стоимость кредита, а не прописывается отдельными строками. Почитайте комменты людей, кто с этим столкнулся, возможно поймете.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва
Автор

Логично, когда тебе прямо говорят за скидку в 100 тыс. Ты заплатишь 200. Тогда у тебя право выбора. А когда тебе об этом не говорят, а суммы зашифровывают в стоимость кредита - это фактический обман. Если ты не в теме, сразу этого понять нельзя.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Покупкин

А условия кредита и страховок они же не секретные - на бумаге прописаны. Если ваш клиент не понимает что за кредит платят % и страховка не бесплатная, то ему в психиатрическую больницу пора.

Продавец получает за счет продажи кредита и страховки комиссию, и может сделать дополнительную скидку все логично.

А вы каким то потребительским терроризмом пытаетесь заниматься, или мошенничество, кося под дурачков.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва
Автор

Условия кредита понять невозможно , если не сложить всю математику и не объединить все условия всех договоров. Если бы компания честно писала, что скидка 100 тыс., а купить продуктов надо на 200 тыс., все бы поняли. А так все суммы зашиты в кредит и просто так не разберешься. Так что это не потребительский терроризм, а практическое мошенничество, которое , к сожалению, ненаказуемо.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Покупкин

Если ваш клиент недееспособен (не может понять условия кредита прописанные на бумаге), то ему не автомобиль надо покупать, а лечиться в специализированных местах.
У большинства дилеров прямо прописано на сайтах, что есть скидки дополнительные за кредит, трейдин и т.д, а вы пытаетесь съехать что у вашего клиента фляга хлипкая, и он не в состоянии воспринимать нормально информацию в договорах.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва
Автор

Алексей, 90% людей не в состоянии воспринять правильно информацию в договоре. Потому что одно слово может решить все. То, о чем я пишу- это массовое явление. Просто загуглите и поймите. Оскорблять моих клиентов не стоит. Потому что если Вас еще не обманули- это не потому, что Вы так умны. От того, чтобы быть обманутым, никто не застрахован.

Ответить
Развернуть ветку
BblCMOPK HACMOPKA

И сколько судей поперли на мороз за косяки?
0.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва
Автор

Думаю, что ничтожно мало. Но это скорее связано с тем, что судью нельзя наказать за решение.

Ответить
Развернуть ветку
BblCMOPK HACMOPKA

Здорово придумано, правда?

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва
Автор

Логически обоснованно. Судья тоже может ошибиться. Для проверки его решения существует много инстанций.

Ответить
Развернуть ветку
Александр А.

Подозреваю, что в этих инстанциях до судей доходит меньшинство дел, по остальным они только подписывают.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва
Автор

🤷‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
Lady Shkoda

👍

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Брусилов

Без развода ни один магазин не работает) В данном случае Полина молодец, что обратилась в суд и решила не переплачивать, но зачастую клиенты просто соглашаются и платят сколько им сказали

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва
Автор

Да, на этом и выезжают

Ответить
Развернуть ветку
Кира Щекотурова

Классная практика. Здорово, что суды встают на сторону покупателей. Не знаю, может быть это как то связано с менталитетом , но часто даже в мелочах люди ловят себя на том,что надо было лучше читать, разбираться, кулаками после драки не машут, и с досадой соглашаются на какие то совершенно грабительские условия. Если люди будут больше знать о таких практиках, то появиться больше решимости действовать даже тогда, когда дрова казалось бы наломаны

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Зыкин

Интересно. То есть клиент подписал бумаги не читая, а суд встал на его защиту. Сейчас менеджеры начнут принудительно договоры зачитывать клиенту под запись? ;)

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Швырёва
Автор

Это такая же история, как с кредитом, который ты взять можешь только на тех условиях, которые предложены, без права отказаться. А такое право должно быть.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Хренков

А почему вообще люди отказываются от услуг, очевидно ведь, что это невыгодно

Ответить
Развернуть ветку
Анна Шевчук

Помогите пожалуйста!
В ауди север (Рольф) купила машину и мне навязали услуг на 500т (конечно по моей глупости), сейчас начались суды. Они сменили тактику защиты на серьёзные психологические угрозы. Мне ооочень нужны люди кто с ними судился или сейчас в процессе! Если не сложно можно выложить информацию про меня? У них только на конец этого месяца 64 заседания по Москве! 🙏 Не бросайте пожалуйста в б еде!

Мой телеграмм канал https://t.me/+eEUL_DclaoBmYWIy

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда