Как вернуть деньги за навязанные услуги при покупке автомобиля?

Даже если навязанные услуги уже оплачены, не все потеряно. Как Конституционный Суд РФ облегчил жизнь автолюбителей.

<i>Изображение создано с помощью DreamStudio by Stability.ai</i>
Изображение создано с помощью DreamStudio by Stability.ai

Покупка автомобиля в кредит событие, которое заставляет нервничать вдвойне, ибо в автосалонах часто процесс приобретения сознательно усложняют. Разбираемся, как это происходит и зачем автосалоны это делают.

Менеджеры автосалонов с «заботой» о клиентах собирают кипы документов, засыпают их информацией об авто и порядке оформления.

Замученный клиент кивает, хотя на деле и половины не понимает. Ведь зачастую сделки затягиваются до полуночи. Покупатель к 12 часам ночи готов уже подписать везде, где укажет менеджер салона. Его единственное желание — быстрее выбраться из этого ада. Поэтому он вносит платежи и отправляется восвояси с заветной связкой ключей.

На утро, пересмотрев внимательно свои документы, он обнаружит странные договоры на солидные суммы за услуги, которые не заказывал. Вот тут и начинается самое интересное…

Предлагаю вместе разобраться в подобных ситуациях: как предотвратить покупку навязанных услуг, как действовать, если такое произошло, кто прав и кто виноват в этом?

Как закон защищает покупателя?

Если вы покупаете автомобиль для личных, семейных, домашних нужд, то Вы подпадаете под действие Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о ЗПП). Это дает много преимуществ:

  • Вы вправе по собственной инициативе в любое время отказаться от исполнения договора об оказании услуг и потребовать вернуть Вам уплаченные деньги, компенсировав фактически понесенные исполнителем расходы (п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона о ЗПП).

Cправка.

Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (ст. 32 Закона о ЗПП)

● Закон прямо указывает на ничтожность условий сделок, ущемляющие права потребителя, в том числе условий, которые связывают возможность приобрести основной товар или услугу с обязанностью купить иные товары и услуги, чтобы (п. 1, пп. 5 п. 2 ст. 16 Закона о ЗПП).

Справка.

Недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, которые нарушают правила, установленные международными договорами РФ, настоящим Законом, законами и принимаемыми соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны (п. 1 ст. 16 Закона о ЗПП).

К таким условиям относятся условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом (пп. 5 п. 2 ст. 16 Закона о ЗПП).

Как отказаться от навязанной услуги?

Нужно направить исполнителю письменную претензию о расторжении договора и возврате денег;

Дождаться ответ (в течение 10 дней с момента вручения).

Если ответ не поступит или сумма возврата не устроит, обратиться в суд.

Закон хоть и обязывает продавца предоставлять покупателю достоверную информацию об услугах и товарах (ст. 10 Закона о ЗПП), на практике недобросовестные автосалоны идут на осознанные нарушения.

Поэтому, когда Вы приходите на сделку с адвокатом или просите предоставить бланк договора на вычитку юристу, менеджеры автосалона часто отказывают выдать копию. И не факт, что после Ваших правок в документах салон согласится продать вам автомобиль без дополнительных услуг.

Что делать, если не получилось вовремя отказаться от навязанных услуг и документы уже оформлены? Давайте разберемся на реальном случае.

Как мы помогли клиентке вернуть полную стоимость навязанных автосалоном услуг.

В нашей практике была такая история (Гагаринский районный суд г. Москвы, дело № 2-1648/2022).

26 сентября 2021 г. Марина приобрела в кредит автомобиль. Среди документов, которые она подписала, оказались и:

1. Сертификат, выданный ООО «Автоэкспресс», о купле-продаже услуг по круглосуточной квалифицированной поддержке стоимостью 142 500 руб.;

2. Опционный договор с ООО «АВТОУверенность» на оказание услуг помощи при различных ситуациях с автомобилем стоимостью 12 000 руб.

Автосалон выступал агентом этих обществ.

Сотрудник салона пояснил Марине, что без этих документов невозможно заключить кредитный договор. Она поверила и подписала все, что было предложено.

На свежую голову Марина обратилась к нам, рассказав, что часть услуг ей навязали и направила претензии о расторжении договоров оказания услуг и возврате уплаченных по ним денег. Лишь ООО «АВТОУверенность» вернуло часть денег.

Мы обратились в суд и просили:

1. вернуть полную стоимость навязанных услуг

2. выплатить неустойку за каждый день просрочки возврата денег по договорам

компенсировать моральный вред (ст. 15 Закона о ЗПП), а также штраф в размере 50% от удовлетворенных требований (п. 6 ст. 13 Закона о ЗПП).

Справка.

За нарушение 10-дневного срока, в течение которого исполнитель должен удовлетворить требования потребителя о возврате денежных средств по договору оказания услуг, первый уплачивает второму за каждый день просрочки неустойку (пеню) по правилам п. 5 ст. 28 Закона о ЗПП (п. 3 ст. 31 Закона о ЗПП).

Размер неустойки (пени) равен 3% цены оказания услуги. Договором об оказании услуг между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени) (п. 5 ст. 28 Закона о ЗПП).

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (Ст. 15 Закона о ЗПП).

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона о ЗПП) .

Поскольку Марина не пользовалась услугами, мы требовали вернуть их стоимость в полном объеме. Доказательств несения каких-либо расходов, связанных с исполнением договоров, ответчики не предоставили.

Гагаринский районный суд г. Москвы в итоге взыскал в пользу Марины полную стоимость услуг по договорам, неустойку, компенсацию морального вреда, штраф. Всего — 243 807,07 руб.

Из этой истории очевидно, что потребитель может рассчитывать на восстановление своих прав и возврат денег за услуги (товары), которые он не хотел приобретать, но продавец его убедил.

Нужно только грамотно подобрать нормы закона и объяснить ситуацию, при которой услуги (товары) были навязаны.

Особую правовую защиту потребителя неоднократно подтверждает Конституционный суд. Ведь потребитель в отношениях с организациями и предпринимателями (профессиональными продавцами) признается экономически слабой и зависимой стороной, которая в этих отношениях нуждается в дополнительной защите государства.

В недавнем постановлении № 14-П от 3 апреля 2023 года Конституционный суд РФ вновь сформулировал важные для потребителей в вопросе об отказе или возврате денег за навязанные услуги тезисы:

- В отношениях с профессиональными продавцами граждане-потребители подчас лишены возможности влиять на содержание договоров, что является для них фактически ограничением свободы договора. Поэтому необходимо предоставление особой защиты прав потребителя и соразмерного ограничения свободы договора для другой стороны.

Речь идет о ситуации, когда продавец убеждает покупателя в обязательности каких-либо дополнительных сделок, вшивает в основной договор условия факультативных услуг, предоставляет покупателю заведомо неполную или искаженную информацию о товаре (услуге) и т. д. Так продавцы воздействуют на волю покупателя для увеличения прибыли.

- Покупатель может не осознавать обременительность предлагаемых ему условий продавцом, в том числе, если последний создал видимость выгодности сделки. Что также дает основания для предоставления дополнительных правовых преимуществ.

Продавец может манипулировать информацией о конечной цене сделки, т. е. указывает цену товара со скидкой под условием оплаты потребителем дополнительных товаров и услуг по завышенной (нерыночной) цене.

Или же продавец предлагает скидку с цены, которую сам произвольно назначил и которая не является обычной рыночной, а также предлагает цену, которая отличается от объявленной в рекламе, публичной оферте, на сайте продавца или изготовителя и т. д.

- Суды должны оценивать договоры купли-продажи на предмет отсутствия явной обременительности для покупателя (справедливости), проверяя взаимосвязь его и дополнительных договоров, заключенных потребителем с продавцом или с третьими лицами через посредничество продавца. Если же установлено явное неравенство сторон и продавец своими действиями затруднил потребителю возможность согласовать свои условия сделки, то предполагается, что предприниматель свою обязанность действовать добросовестно не исполнил. Поэтому обременительность условий такой сделки признается подтвержденной.

Т. е. суд должен учесть расходы потребителя по всем связанным договорам и прибыль продавца от этого и соотнести их с уровнем рыночных цен на аналогичные услуги и наличие у них действительной ценности для покупателя.

И если выяснится, что потребитель был лишен права обсуждать условия сделки и настаивать на исключении каких-либо из них, то они признаются судом обременительными.

- Соглашение сторон, содержащее условие о расчете цены в зависимости от поведения покупателя в отношениях с третьими лицами, может быть оформлено единым документом или нескольким взаимосвязанными документами. Главное, чтобы суть таких обязательств покупателя была для него очевидна, и он, не будучи принужденным, с этим согласился. При этом доказать, что предположительно невыгодные условия обсуждались с потребителем, обязан предприниматель.

То есть, если потребитель пожаловался на какие-либо невыгодные условия сделки, то доказать, что они обсуждались и покупатель сам на них добровольно согласился, придется продавцу.

- Аннулирование скидки и возложение на потребителя, отказавшегося от договора страхования (иного продукта), обязанности доплатить до цены, предлагавшейся без скидки, — неблагоприятные последствия для покупателя. При этом необходимо соблюдать баланс прав и законных интересов продавца и покупателя и взыскивать скидку не полностью, а пропорционально выплатам, которые не произвел покупатель или которые ему были возвращены в связи с досрочным расторжением договора кредита или страхования.

В случаях, когда продавец гарантировал покупателю скидку за заключение дополнительных сделок, а покупатель досрочно расторг их, скидка взыскивается с покупателя не полностью, а пропорционально невыплаченным суммам по этим дополнительным следкам.

При этом продавец должен доказать, что действовал добросовестно и объяснил покупателю взаимосвязь предоставленной скидки и совершенных последним дополнительных сделок.

Поэтому если вы недовольны какими-то условиями сделки при покупке автомобиля или сомневаетесь в необходимости дополнительных договоров и расходов, на которых настаивает продавец, найти способ защитить свои права можно.

Да, зачастую сложно сразу разобраться в замысловатых конструкциях договоров и отделить правду от обмана в речах продавца. Но это возможно и довольно выгодно при реализации на практике. Главное вовремя начать. И будет вам счастье.

1616
17 комментариев

Буквально сейчас столкнулся с тем, что продавец навязывает страхование ГЭП (при том, что Каско я беру на полную стоимость машины ) и некую круглосуточную поддержку. Все попытки надавить на продавца и его руководство-безуспешны. Начинаю напоминать продавцу, что он должен продать машину по ценнику - сразу начинаются сопли, слюни - А мы на этом зарабатываем... И для себя еще до этой статьи решил купить машину (другого пути, к сожалению, нет), но попытаться расторгнуть эти ненужные мне договора. И ситуация повсеместная - другой салон - аналогичные впаривания..
Кредит - там вообще Поле Чудес в Стране дураков. Дикие впаривания финансовой защиты, ставок для понижения, гарантии - вот тут раздолье для тех, кого заставили процентную ставку писать крупным шрифтом...

4
Ответить

Все верно. Именно поэтому считаю, что нельзя это оставлять на самотек. Очень порадовала позиция Конституционнного суда на этот счет, в части того, что обуславливаете покупки со скидкой приобретением других «благ» - это ничтожные условия, поскольку ухудшают права потребителя.

3
Ответить

Кстати, да. Тоже покупали в кредит машину с двумя страховками, сумма которых в кредите была чуть ли не 30%. В результате вернули страховку, взяли обычный потребительский кредит, погасили кредит, который взяли через автосалон. Получилось выгоднее намного.

1
Ответить

Финансовая безграмотность наше всё...
Авто можно купить напрямую у производителя, кредит можно оформить в банке до покупки авто.
А автосалон можно лишить дилерства при навязывании услуг, написав письмо производителю.
Я так делал три раза. В итоге производитель дал скидку на свой авто в 50%, лишь бы я не подымал шума в СМИ и в фискальных органах. В последствии дилер разорился. Видимо я не один такой был.
Главное терпение и ни куда не торопится.
А если без машины вообще ни как то для меня месяц в прокате все равно окупался скидкой на авто.

3
Ответить

🔥

Ответить

Потому что лох не мамонт, пока люди соглашаются на дополнительные услуги их будут впихивать

1
Ответить

Проблема в том, что без допов отказываются продавать.

3
Ответить