Executive education: ценность, тренды, подходы
В этой статье мы расcкажем об основных трендах и подходах в области Executive education, что это такое, и кому могут быть полезны такие программы обучения
Самыми распространенными в корпоративном обучении курсами являются курсы для специалистов. Обычно они направлены на развитие hard/soft skills и получение профильных аттестаций. Программы таких курсов основаны на моделях компетенций, а сотруднику остается только вовремя смотреть вебинары и выполнять задания. Информацию и готовые решения несложно найти в свободном доступе и применить на практике.
Но когда речь заходит о руководителях, а особенно о топ-менеджерах и ключевых лидерах компаний, возникает ряд сложностей. К сожалению, компании редко системно инвестируют в развитие C-level executives (с англ. - «первые лица компании, топ-менеджеры: члены совета директоров и те, кто подчиняется им напрямую»). Чаще всего руководитель сам решает, каких компетенций ему не хватает, и находит решение проблемы в получении диплома MBA, регулярной работе с коучами или прохождении узко-специализированных курсов для управленцев. Поэтому вопрос обучения топ-менеджмента в России остается актуальным.
Хорошим решением проблемы могут стать программы ExecEd, которые уже активно развиваются в России, пусть и на данный момент больший приоритет отдается международным программам обучения. Преимущества ExecEd можно узнать из опроса 129 руководителей высшего звена, выпускников из 20 стран мира, который был проведен в 2020 году.
Импульс для развития бизнеса
74% опрошенных участников программы ExecEd по развитию лидерских навыков отметили, что она оказала положительное влияние на их бизнес.
Обучение дало возможность посмотреть на бизнес-процессы с другой стороны, сформировать новый взгляд на многие инструменты и особенности. Так как программы включают в себя разные дисциплины и аккумулируют передовые методы лидерства, у руководителей формируются новые идеи для масштабирования.
В результате выпускники получают весомые результаты: рост маржинального оборота, повышение уровня лояльности клиентов или повышение узнаваемости бренда.
Возврат инвестиций для личных качеств
Около 72% респондентов заметили, что вложения в программы ExecEd оправданы не только в плане прибыли для компании, но и полезны для личного развития. Восемь из десяти руководителей обнаружили, что у них повысилась уверенность в себе, появились новые идеи и вдохновение, даже за пределами рабочих задач. Участники подчеркивают, что программа положительно повлияла на качество их жизни в целом, а не только ее бизнес-стороны.
Ценность живого общения
Несмотря на то, что большая часть занятий сейчас перешла в онлайн-формат, модули программ для руководителей часто организуют оффлайн.
98% опрошенных ответили, что живое общение стало большим плюсом обучения. Оно помогло некоторым руководителям преодолеть психологические барьеры, найти веру в то, что они смогут решать новые задачи в своей ежедневной работе.
Взаимодействие с экспертами
Обучение по программам ExecEd дает топ-менеджерам возможность взаимодействовать напрямую с наставниками — экспертами и лидерами в своих областях.
92% участников опроса отметили, что тесное общение с менторами положительно повлияло на их опыт обучения и реализацию новых идей. Кроме того, они получали дополнительную мотивацию в виде поощрения и поддержки, когда сталкивались с трудными периодами в бизнесе.
Сильный нетворкинг
Нетворкинг — один из важнейших элементов успеха в бизнесе. Аккумулируя мировых лидеров из разных профессиональных сфер, программы обучения руководителей открывают участникам новые перспективы и возможности.
87% участников программ посчитали общение одним из самых важных элементом обучения. Разнообразие выпускников — как в отраслях, так и в географии — открыло участникам множество вариантов решения бизнес-задач и управленческих решений. Так как многие выпускники являются экспертами в своей области, они также могут поделиться со своими коллегами уникальным опытом.
В итоге участники расширяют круг знакомств, заводят дружеские связи и увеличивают возможности для карьерного роста. 94% выпускников рассказали, что все еще находятся в контакте со своими одногруппниками после окончания учебы. А некоторые участники программы вывели свой бизнес на новый уровень, создав собственную экосистему совместной работы.
Что сейчас предлагает мировой рынок Executive Education
По данным исследования UNICON в 2020 году, общий объем мирового рынка программ Executive Education составил $1,5 млрд. 61% рынка занимает США, у России только 4%, 35% — у других стран.
Для top executives 8 бизнес-школ, входящих в топ-30 рейтинга The Financial Times, разработаны особенные учебные модули. Кроме этого, существуют узкоспециализированные направления для конкретных должностей, (например, CEO) или для широкой аудитории — Senior Executives.
Среди ключевых методов обучения выделяют бизнес-стимуляции, групповые дискуссии, проекты, индивидуальный коучинг, бенчмаркинг-визиты и образовательные экспедиции.
Например, Johns Hopkins Carey Business School включает такие экспедиции в курсы по развитию лидерства. Они сочетают в себе строгие академические исследования природы лидерства, строительство честной самооценки и получение практического опыта в сложных условиях. Через опыт и вдумчивый анализ участники вырабатывают собственную концепцию и практику лидерства.
Многие делают акцент на краткосрочные форматы обучения. Примерно 80% образовательного контента занимают от 2 до 10 дней. Остальные программы рассчитаны до 7-8 месяцев, для более глубокого изучения темы.
Среди ключевых практик Executive Education выделяют углубленное развитие управленческих навыков, управление в условиях изменений, диджитал-трансформацию, антикризисное управление, формирование стратегии в условиях неопределенности, операционное управление, мировые тенденции и инвестирование.
Кроме того, наблюдается рост спроса на программы по self-management и повышению осознанности.
Первые шаги при выборе программы обучения
Выводы
Современные реалии задают высокую планку для управленцев. От руководителей ожидается не только грамотное управление показателями компании, но и успешное функционирование в трудных условиях, анализ рисков, генерация, освоение и внедрение передовых идей и технологий.
Спрос руководителей и бизнеса на развитие будет только расти. Нам остается наблюдать за развитием сферы Executive education и надеяться на рост доли российского рынка в этой области.