{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Зачем бизнесу миссия и как ее разработать?

Миссия — это дело, которому служит компания, смысл ее существования. Она показывает, какую ценность бизнес представляет для покупателей, для чего создана организация и к чему стремиться помимо финансового интереса. Сформулирована миссия обычно в недлинную, понятную фразу.

Например, McDonald's видит свое предназначение в том, чтобы «быстро и качественно обслуживать большое количество посетителей, используя стандартный набор продуктов». А Mary Kay хочет «сделать жизнь женщин лучше с помощью косметики и предоставить им возможность построить карьеру».

В обоих случаях речь идет о пользе для клиентов, а не о финансовых целях компаний.

Миссия помогает ответить на 3 вопроса об организации:

  • Зачем она существует?
  • Кому хочет помочь?
  • Как собирается это сделать?

Кроме этого, на базе миссии формируется стратегическая составляющая бизнеса: принципы, цели, позиционирование, отличия от других участников рынка, роль в обществе.

Это своеобразная философия компании, которая позволяет:

  • транслировать видение организации;
  • управлять внутренней и внешней коммуникацией;
  • мотивировать сотрудников к достижению общих целей;
  • формировать положительный имидж компании.

Когда перед сотрудниками встает неоднозначный выбор. Ответ на вопрос «А созвучно ли это с миссией нашей компании?» поможет принять правильное решение.

Можно ли обойтись без миссии?

Многие компании существуют долгие годы без какой-либо философии. Не все ставят перед собой возвышенные цели. К необходимости выполнять миссию нужно прийти.

Предположим, у вас и так все отлично: прибыльный бизнес, мотивированные сотрудники, довольные клиенты. Нет необходимости что-то придумывать. Но если вы захотите двигаться дальше, то миссия может стать ступенькой в развитии.

Например, люди недоумевают, почему успешный бизнесмен вдруг предлагает бесплатные курсы. Зачем? А он просто «дорос». Это как в психологии с пирамидой Маслоу: все базовые потребности удовлетворены и остается главная — самоактуализация, когда хочется, так сказать, оставить след в истории.

Как разработать бизнес-миссию?

Если чувствуете, что бизнесу необходима миссия, приступайте к разработке:

  • Проанализируйте ситуацию. Опишите сферу своей деятельности, ЦА, проблемы клиентов, которые решает компания, ее ценности, какой след стремится оставить организация. Определите, чем отличаетесь от конкурентов.
  • Изучите опыт успешных организаций. Так поймете, какая позиция вам ближе, а какие формулировки оставляют равнодушным.
  • Объедините ответы в текст. Он должен быть небольшим и отражать образ вашей компании. Иногда в итоге получается краткое УТП, но более вдохновленное. Не используйте сложные предложения, витиеватые фразы и узкоспециализированные термины, которые будут понятны ограниченному кругу людей.
  • Отредактируйте записи. Нужно сократить текст и оставить самую важную информацию, которая поместиться на слайд презентации.
  • Протестируйте результат. Дайте почитать миссию коллегам, сотрудникам и людям вне компании. Важно, чтобы ваша мысль была понятна другим и действительно соответствовала образу организации.

Запишите замечания и впечатления людей после прочтения. Подумайте, такого ли отклика ждете. Если нужно, доработайте миссию и протестируйте повторно. Только не увлекайтесь правками, их можно делать бесконечно.

Ошибки при описании миссии

Некоторые путают миссию с целью. Последняя — более узкое понятие, которое обозначает достижение желаемого, ограниченного во времени результата. Миссия же несет посыл в общество о деятельности организации. При ее формулировании не нужно:

  • Упоминать о прибыли. И так ясно, что любой бизнес предполагает получение материальных благ.
  • Использовать абстрактные понятия, шаблонные фразы. Например, «Совместная работа и жизнь для всеобщего блага». Это миссия Canon, по которой невозможно определить, про какую деятельность речь, каким способом они хотят приносить пользу.
  • Описывать выдуманные стремления. Если миссия — лишь красивая, неработающая фраза, люди это поймут.

Если не о чем писать — не пишите, иначе получится шаблон, который можно применить к любой фирме. Например: «Стремимся быть лидерами на рынке…(впишите нужную сферу деятельности), повышать качество продукции и сервиса, заботиться о клиентах и предлагать лучшие…(добавьте продукт)».

Примеры удачных формулировок

В заключение приведем несколько отлично сформулированных, на наш взгляд, миссий:

  • Google: «Систематизировать всю информацию в мире и сделать доступной каждому пользователю».
  • Toyota: «Сплотить усилия и объединить труд людей на основе строительства качественных автомобилей».
  • Danone: «Нести здоровье людям через продукты питания».
  • Alibaba: «Устранить любые барьеры между покупателем и продавцом».
  • Twitter: «Дать возможность каждому обмениваться идеями и информацией мгновенно, без барьеров».

Помните, миссию не нужно притягивать за уши. Стремление к чему-то большему, кроме зарабатывания денег, должно быть искренним. Если у компании некачественный продукт, низкий уровень сервиса, недовольные маленькой зарплатой сотрудники, то никакие формальные фразы о светлом и чистом не спасут ситуацию. А есть ли миссия у вашей компании?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда