Творческий=непрофессиональный?
Часто ли вы слышите фразу «да он творческий» в контексте опоздания, невыполнения обязательств или странного внешнего вида?
Что первым всплывает в уме при сочетании слов «творческая личность»?
Давайте разберемся как работает механизм стереотипного мышления, и есть ли у творческого человека шанс считаться профессионалом в современном обществе.
Стереотипы
Стереотипное мышление формируется как результат ранее накопленного людьми опыта. Этот механизм успешно используется нами ежедневно, с целью экономии энергии и упрощения жизни. Какой смысл тратить энергию на раздумья, поиск информации и рефлексию, если можно поддаться соблазну и сразу принять решение. Справедливо будет сказать, что чаще всего этот механизм срабатывает в условиях сильной усталости, занятости или в незрелые годы.
«Творческие личности»
Со временем общество для удобства объединило ряд творческих профессий и наделило их обладателей такими качествами как:
— невнимательность;
— неопрятный внешний вид;
— ненадежность;
— некоммуникабельность;
— конфликтность;
— нестабильность психики.
— некачественные продукты деятельности
Думаю, каждый из нас имел опыт навешивания подобных ярлыков и в ряде случаев, их использование было весьма оправданным.
Любопытно, что все эти стереотипы могут использоваться и самим творческим человеком. Как удобно, при горящих дедлайнах махнуть рукой и заявить: «Я творческий, мне нужно больше времени на работу!» или «Я не буду обсуждать правки – я художник, я так вижу!». Такой подход только укрепляет клише «Творческий=непрофессиональный» и влияет на восприятие всех креативных индустрий в целом.
Быть творческим = быть непрофессионалом?
Как говорил Карл Густав Юнг: «Если вы одаренный человек, это еще не значит, что вы что-то получили. Это значит, что вы можете что-то отдать». Очевидно, что продукты творчества делятся на категории – бытового, научно-технического и мирового значения. Каждый человек самостоятельно принимает решение в пользу той или иной категории для своего продукта. Хорошая новость в том, что, развивая свои компетенции в процессах создания творческого продукта мы можем сделать его по настоящему качественным, ценным и уникальным для общества. Тогда нам не будут страшны никакие стереотипы и клише.
Поднятая тема продолжает оставаться актуальной, хотя по моим ощущениям, за прошедшее десятилетие уровень токсичной коммуникации медленно размывается за счёт увеличения значимости влияния на бизнес-процессы самих представителей креативных индустрий. Их осознанности своих ролей и функций, метрик эффективности.
Согласна, ситуация меняется!
Главным образом за счет сферы creative+tech, в ней наиболее очевидно прослеживается значение креативного мышления для общества и экономики.