{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Как Вконтакте разоряет медиабизнес: история падения пабличной империи

Паблики вконтакте – этот большой медиабизнес: тысячи администраторов развивают десятки тысяч тематических сообществ, вкладывают свои, привлеченные или заемные деньги, нанимают редакторов, создают контент. Монетизация в таких сообществах строится на двух форматах: паблики сами привлекают и размещают рекламу или используют инструменты соцсети.

Но вне зависимости от формата монетизации Вконтакте полностью контролирует этот бизнес и в одностороннем порядке периодически меняет правила игры. Почему полностью контролирует? Потому что любая монетизация завязана на охватах, распределение охватов – это алгоритмы, а логика работы алгоритмов находится в руках вконтакте.

Когда алгоритмы подчинены какой-то здравой логике, все существуют в рамках здравой конкуренции. Но когда алгоритмы работают не пойми как и, например, в один день роняют охват в сообществе с сотен тысяч до нуля, а тех поддержка объясняет это изменившимися в одночасье интересами аудитории, – это уже не похоже на здравую конкуренцию.

Можно было бы предположить, что Вконтакте берет пример с зарубежных гигантов и вспомнить недавнюю историю с Илоном Маском, когда тот расстроился, что его аккаунт и твиты не самые популярные, и компания изменила алгоритмы под запросы одного человека – главного босса. Но такое предположение неверно – Вконтакте на протяжении многих лет ведет сомнительную политику в отношении бизнеса пабликов. И ниже мы рассмотрим по пунктам и с примерами те проблемы, с которыми приходится сталкиваться пабликам. И предположим, какие сценарии ждут соцсеть с таким подходом.

Что еще важно знать перед тем, как вы погрузитесь в увлекательную историю:

  • для сбора материала я обратился к крупным игрокам рынка – десятку администраторов с многолетним опытом работы Вконтакте (большинство админов занимаются пабликами 5-10 лет); у меня самого 9-летний опыт и сетка пабликов с суммарной аудиторией на 90 млн подписчиков)
  • Вконтакте – это 100 млн уникальных пользователей. А суммарное количество подписчиков опрошенных админов – более 1 миллиарда – это суммарная аудитория сообществ, не уникальная. Один из опрошенных админов поделился аналитикой по своей сетке пабликов, размером около 290 млн. подписчиков: одна его сетка – это около 30 млн уникальных активных пользователей, ежемесячно заходящих Вконтакте. Т.е. одна сетка пабликов – это около ⅓ всей активной ежемесячной аудитории Вконтакте. Если провести аналитику по всем опрошенным админам и их сеткам, не удивлюсь, если окажется, что они держат аудиторию всего Вконтакте среди своих подписчиков. Вы только вдумайтесь в эти цифры: ⅓ всей активной аудитории Вконтакте сосредоточена в руках одного медиабизнеса! А социальная сеть никак не считается с этой категорией поставщиков контента и из года в год ухудшает для них условия работы на площадке.

В далекие и прекрасные около 2010-е года паблики Вконтакте активно росли, наполняли соцсеть контентом, развиваясь сами и развивая площадку. Тогда не было проблем с охватами, монетизацией, всевозможных запретов и наказаний, работа на площадке в общем была стабильна и предсказуема. И это была история win-win: паблики строили бизнес и зарабатывали, привлекая и вовлекая аудиторию, соцсеть наполнялась контентом, росла и развивалась в том числе благодаря той активности, которая приходилась на паблики. Но с годами условия работы на площадке постепенно ухудшались:

  • постоянные эксперименты с алгоритмами, которые забирают у пабликов охват и перераспределяют его не пойми как в пользу не пойми кого и зачем, ведет к стагнации и падению метрик сообществ; это тянет за собой падение дохода (при этом траты на содержание и развитие пабликов из года в год растут)
  • пессимизация охватов на прямой рекламе – Вконтакте принудительно занижала посты с меткой “реклама” много лет, что привело к уходу заказчиков прямой рекламы и падению дохода с этого формата монетизации
  • всевозможные запреты и ограничения на уровне правил, зачастую непрозрачных, за нарушения которых паблику прилетают различные наказания (в том числе запрет на размещение рекламы, пессимизация охватов и блокировка сообщества навсегда), что приводило к нестабильности и невозможности прогнозировать работу бизнеса – в одночасье паблик мог лишиться возможности монетизироваться или администратор мог лишиться вообще самого паблика

И это только глобальные проблемы.

В итоге это все привело к следующему:

  • большие паблики, которые создавались много лет назад, давно не растут, статистика (охваты) в них падают, аудитория в лучшем случае стагнирует (но чаще тоже падает)
  • количество администраторов, развивающих рынок пабликов, тоже сокращается – ребята сливают аудиторию, продают паблики и, как правило, идут развивать новые проекты в телеграм (только в одном чате, где сидит несколько сотен админов, около половины участников продали свои сетки и перестали развивать бизнес Вконтакте, переключившись на другие площадки)
  • доход падает: рынок прямой рекламы убит пессимизацией рекламных постов с меткой и постоянными наказаниями за нарушения непрозрачных правил; доход с партнерской программы из года в год падает, количество рекламных объявлений, приходящих с маркет-платформы, тоже сокращается

Пример, который меня больше всего поразил: в 2021 году у администратора была сетка на 150 млн подписчиков, она приносила Х руб. В 2023 году эта сетка выросла в 2 раза, а доход – упал в 3 раза.

Причины этого падения – постоянные урезания охватов алгоритмами Вконтакте и снижение выплат в партнерской программе.

В 2022 году Вконтакте предприняли попытки сделать какие-то положительные изменения но эти разовые акции глобально ситуацию не улучшили. В марте соцсеть не брала комиссию с рекламы и на 1 месяц доходы пабликов подросли. А в конце года сняли лимиты на количество рекламных постов, но толку от этого нововведения ноль, тк рынок прямой рекламы еле живой и безлимитно рекламу можно ставить только в том случае, если паблик не подключен к монетизации через партнерскую программу (а многие паблики именно на ней преимущественно и зарабатывают последние годы). Запущенная видеомонетизация приносит настолько мало денег, что даже не каждый паблик окупает редактора.

В 2022 году соцсеть начала еще активнее заманивать к себе блогеров и лидеров мнений, окончательно позабыв о том, что есть и другие поставщики контента, В итоге 2023 год для пабликов начался так:

  • в январе упали доходы (сначала мы сильно не переживали, тк январь всегда самый худший месяц в году), потом они еще раз упали в феврале, а потом еще и в марте. В итоге январь – классически самый худший месяц, внезапно стал самым лучшим
  • в середине февраля Вконтакте отобрали виральные охваты у крупных пабликов и распределили их в пользу маленьких и в пользу блогеров (далее будет много примеров, где наглядно видно , что дело – не в качестве контента)
  • а на днях еще и выпустили новые правила партнерской программы, которые ставят под удар отключения от нее большинство текущих участников. причем в декабре прошлого года Вконтакте выпустили более лайтовые правила, получив огромное количества негатива, из-за которого были вынуждены отказаться от обновления и уйти на доработку. Но, как мы видим сейчас, доработка обернулась катастрофой – правила стали еще более жесткие, чем были в декабре.

В общем, ситуация катастрофическая, в таких условиях бизнес пабликов больше выживать не может. Как и в какую сторону развиваться и перестраиваться – не понятно, от Вконтакте нет никаких практических советов, нет пояснения, что такое оригинальный контент и что вообще должны делать паблики, чтобы соцсеть считала их качественными поставщиками контента.

Как нам, админам, представляется будущее? Примерно, так:

  • паблики начинают читерить, чтобы хоть как-то попадать в правила, чтобы сохранить возможность зарабатывать, и это история совсем не про качество – это про байт на лайки (посты в духе “лайк, если любишь маму”), накрутки и низкокачественную переделку контента из интернета
  • паблики сливают трафик на другие площадки
  • администраторы уходят развивать проекты на другие платформы
  • паблики Вконтакте забрасываются или продаются (потенциальные покупатели: гос компании или те администраторы, кто будет ухудшать качество, сокращая расходы пытаясь выжать максимум из пабликов)
  • блогеры, на которых Вконтакте делает ставку, уйдут, когда соцсеть перестанет им платить, или когда конкурентные площадки вернутся

При этом паблики – самые крупные и преданные поставщики контента, в отличие от блогеров и лидеров мнений, которые пришли Вконтакте лишь с закрытием других площадок. Паблики всегда были Вконтакте и развивали площадку и были бы готовы делать это и дальше, если бы условия ведения бизнеса были бы более предсказуемые и выгодные.

Это статья – крик души сотен неравнодушных администраторов, с ужасом наблюдающих за тем, как площадка отказывается от тех, кто может и готов помогать ей развиваться, и последняя попытка достучаться до тех, кто принимает самоубийственные решения.

Дальше – детали и подробности для тех, кто хочет убедиться, что слова выше подкреплены данными и погрузиться в детали того ужаса, которые администраторы сообществ наблюдают ежедневно

1. Низкосортный контент? Отлично! Пускаем в рекомендации!

Спросите любого человека, как по его мнению во Вконтакте обстоят дела с контентом – смело заявит“скатились”. Не удивительно, ведь если раздавать охваты ютуберам, скаму и копипасте, то так, конечно, и будет.

Вконтакте железно решил превратить себя в "нельзяграм". Однако, есть одно большое НО: Вконтакте всегда был соцсетью мемов, кладезью пиратского контента и других народностей. Если с пиратством все понятно и логично, то вопрос мемов стоит остро.

Все сообщества с мемами, на ежедневной основе уничтожаются обновлениями алгоритмов, создающими условия, где аккуратный пост, состоящий из картинки с незамысловатой подписью (очень смешной), не будет набирать охват, ведь подобный пост не удерживает тебя, (не надо свайпать, кликать, зумить) а значит не мэтчится с планами по увеличению таймспенда в ленте.

Первые звоночки появились в 2019 – ВК изменил алгоритмы в пользу фотоподборок, и чтобы пост набирал свой средний охват он, вдруг, стал должен состоять из нескольких картинок. Как итог, админы начали резать мемы посередине, на две части. Да, так выглядели абсолютно все мемы в ленте, просто потому что, иначе не набрать даже средний охват поста.
Потом выкатили партнерскую программу на смену РСВК и конечно же подкрутили работу алгоритмов, новой фишкой стала вовлеченность, поэтому все начали делать коллажи– и это был самый стремный формат контента, который ненавидели абсолютно все пользователи, а комменты разрывались от негатива, зато охват поста был в норме.

Время коллажей утихло и с вводом новых правил для участия в партнерской программе появился отдельный вид искусства, преследующий нас и по сей день - так называемые "Реакты" - добавление отдельной картинки в конце фотоподборки ради повышение коэффициента оригинальности. Прикрепи картиночку к посту и это уже не просто копипаст, - а авторское видение.

Это все говорит о том что Вконтакте постоянно меняет алгоритмы и вынуждает постить то, что в принципе не интересно аудитории. Если ВК сделал карусель - значит все будут смотреть карусели, если ВК сделал статьи - значит статьи будут везде, потому что иначе охвата не будет. И это происходит постоянно. Админ любого паблика буквально заложник алгоритмов, поэтому ему придется постить то, что нужно Вконтакте, а не что он хотел бы показать своим подписчикам.

И такими темпами мы пришли к тому, что если ты не блоггер (желательно чтобы крутой изначально и популярный), то можешь идти лесом. Например, https://vk.com/lynacom2000 я не знаю кто это, но ясно что это блоггер, просто посмотрите какие охваты.

Миллионы охватов на фоточках без смысла - это то что мы действительно заслужили? Это не частный случай! Ниже я прикладываю ссылки на десятки подобных профилей которые забирают наш охват: ССЫЛКА

А самое забавное, что заседая в том же нельзяграмме, мы в основном смотрим контентне от блоггеров, а от разного родапабликов. Но ВК на это плевать.

ВК говорит пабликам делать сторизы, но сами принудительно их пихают в папку в конец списка, из-за чего просмотры пабликов на историях стремятся к сотням-нескольким тясячам просмотров при миллионе аудитории. В то время как в нельзяграмме нам показывают то, что нам интересно и что мы чаще всего смотрим, что как мне кажется весьма логично.

А ниже я хочу вам показать сравнения действительно легендарных пабликов и блоггеров:

Помимо блоггеров вк прекрасно продвигает ставки в ленте рекомендаций:

ну и еще пачка ссылочек:
https://vk.com/wall-190830341_240354

Как вы видите ВК отлично продвигает блогеров и сомнительный контент, забивая на паблики, которые вообще-то и сделали эту соцсеть популярной. Но вместо поддержки пабликов, ВК их душит из года в год, не давая даже банальных рабочих советов для развития.

2. Оплаты за хороший контент не будет - постите копипаст

Вконтакте постоянно говорит - "делайте оригинальный контент" и будут и охваты и доходы.
В первую конечно очередь хочется понять что такое оригинальный контент? Спойлер - ответа нет. Даже агенты тех. поддержки, которые модерируют сообщества для подключения к партнерской программе, сами понятия не имеют что это такое.
Вы можете сколько угодно пытаться делать действительно крутой контент, но интереса он вызовет явно не больше чем подобный низкосорт:

На первый взгляд это прикольный пост. Прикольный, да, но только это баян, которому уже минимум 3 года и публиковался он уже миллионы раз во всех пабликах ВК:

Ну и не только ВК, конечно:

Просто полистайте этот паблик и посмотрите какие там охваты! В лучшем случае вы увидите просто баяны, но в большинств случаев это будет второсортный копипаст. Для тех, кому лень листать стену, краткая выжимка: ССЫЛКА

Получается, что какой-то паблик на 140 тыс. человек получает миллионы охватов на своих баянах. Невольно возникает вопрос - как это может мотивировать публиковать качественный контент?

Самое обидное, что подобные баяны сейчас забирают огромную часть трафика, и поразительно, что при этом подобный контент не является качественным по мнению ВК. По правилам партнерской программы, копипаст должен занижать доход, но по факту такой копипаст хорошо рекомендуется, собирает охваты и на нем в партнерской программе можно заработать больше, чем на оригинальном контенте. А вот если ты серьезное сообщество и публикуешь что-то ценное и интересное - тебе с ВК не по пути.

Например, вот эти прекрасные авторские паблики не получают такого охвата, как копипаст, да они меньше, но и соотношения в охватах совсем другие:

https://vk.com/proidemtes (22к подписчиков)
https://vk.com/nikita.greedy (20к подписчиков)
https://vk.com/zinben (20к подписчиков)
https://vk.com/booksinfilms (50к подписчиков)
https://vk.com/kultandprosvet (64к подписчиков)
https://vk.com/thenewsight (86к подписчиков)

Именно поэтому, когда ты тратишь часы работы над постом и получаешь 10000 охвата, а какой- то левый паблик ворует пост и получает миллионы - возникает вопрос, а что я тут делаю? А зачем мне это все в таком случае?

Опять же, если взять в пример не авторские паблики, а обычные развлекательные, то в них такая же картина: например вот паблик - https://vk.com/memes_of_names и примерно с начала лета до ноября там публиковался в целом не плохой контент, можно сказать качественный по меркам ВК:

Свой дизайн, оформление, своеобразные разборы имен, с интересными картинками и какая-никакая смысловая нагрузка - имело примерно такую статистику:

Но потом админ кажется понял, что лучше постить баяны и он оказался чертовски прав, о чем говорит его статистика с тех пор:

Как итог - ориг - в топку , бессмысленные мемы - пожалуйста.
Изучите статистику, это все не просто цифры из головы.
Ссылка на статистику: vk.com/stats?act=reach&gid=192113811

Еще один интересный пример: vk.com/book.record - vk.com/stats?gid=78388911 Сценарий тот же, был качественный контент - не было охватов.

Пошел обычный контент - стата в небеса.

Интересно же получается, что никому не нужен действительно качественный контент. Он не интересен ни пользователям, ни админам. А значит что? Все дружно постят копипаст.

3. Зачем убивают крупные сообщества?

Даже если начать просто листать ленту рекомендаций - крупных сообществ вы там практически не найдете. Все рекомендации нацелены на маленькие сообщества и блоггеров. Еще интерсный момент: если крупный паблик решит запостить что-нибудь интересное и потом это просто сворует какой нибудь микро-паблик, угадайте кому достанутся охваты? Смотрите сами:

И все это отлично отражается на статистике вирального охвата, которая на протяжение года скатывается вниз у больших сообществ и идет вверх у малышей. Да,конечно, не все маленькие получают такие охваты, но вот крупные точно гасят по полной:

https://vk.com/scifacts - 4.700.000 подписчиков
https://vk.com/comics_troll_face - 3.500.000 подписчиков
https://vk.com/ifeed iFeed - 4.600.000 подписчиков

Если смотреть внимательно, то можно заметить что спад пошел с конца ноября / начала декабря. В то время как у большого количества маленьких сообществ как раз обратная картина. С тех же пор их охваты пошли вверх:
https://vk.com/priton2280 - 114.000 подписчиков
https://vk.com/forgettttme - 125.000 подписчиков
https://vk.com/genpact - 56.000 подписчиков

Получается - вк забирает у одних все и отдаем другим. Классно ВК настраивает свои алгоритмы!
Подобные скрины можно показывать до бесконечности, поэтому огромный список (а их более тысячи) сообществ с упавшим виральным охватом мы приготовили для вас по ссылке: ССЫЛКА
Помимо того, что падает виральный охват, так же падает и охват подписчиков - ведь эти два показателя неразрывно связаны. Если вас не показали в рекомендациях - не думайте что вас покажут и вашим подписчикам:
https://vk.com/rainheifers
https://vk.com/evilo
https://vk.com/4ch

Так же собрали для вас большой список сообществ с демонстрацией падения охвата подписчиков: ССЫЛКА

Казалось бы, куда еще хуже? ВК решили, что это не предел и15 февраля еще что-то подкрутили в ленте, из-за чего виральный охват в одних сообществах взлетел до небес, а в другой упал в 0 и с тех пор и не поднимался:
https://vk.com/grebaniy_stid 3.4M подписчиков

https://vk.com/pro.psyx 2.6M подписчиков
https://vk.com/zloyshkolnik - 2.6M подписчиков

Ну а теперь перейдем к тем, кому эти охваты достались:
https://vk.com/ya_hozayka - 94K подписчиков
https://vk.com/chmpmma - 47K подписчиков
https://vk.com/dance_malyshkaa - 45K участников

Огромный список сообществ с упавшим виралом до 0 : ССЫЛКА

Конечно, это все можно спокойно списать на ошибки алгоритмов и частные случаи, поэтому мы попросили одного нашего хорошего знакомого - https://vk.com/max_coder провести аналитику по всем сообществам от 30.000 подписчиков с открытой статистикой, а это, на секундочку, более 29.000 пабликов. И вот какие интересные результаты мы получили:

В результате анализа было выявлено, что сообщества с аудиторией более 3 млн потеряли 44% вирального охвата, а сообщества с аудиторией 1-3 млн - 22% соответственно. Это средние значения, по факту в некоторых пабликах куда более существенные снижение.

Если в январе 2022 года насообщества с аудиторией более 1 млн приходилось 29 % вирального охвата, то сейчас приходится всего 16%.Таким образом, контент крупных сообществ, которые, как правило, имеют больше ресурсов для создания качественного контента, стали реже показывать в ленте.

И после этого ВК заявляет, что у них нет никаких падений, все равномерно. Ага угу. И это данные за январь, который был не самый плохой месяц в этом году. Потому что февраль и март в этом году для крупных ребят стали буквально последним гвоздем в крышку гроба и с точки зрения охватов, и с точки зрения финансов.

4. Кстати, о финансах и партнерской программе

Пообщавшись с десятком админов и просмотрев комментарии в админских сообществах, мы пришли к простому выводу: ВК активно срезает доходы крупных сообществ. Как раз начиная с этих игр с виралом админы заметили, что декабрь в 2022 году получился особо доходный, как ранее, а потом наступил январь и цифры от декабря срезали еще в два с половиной раза. Ну ладно, январь, понятное дело, ведь потом должны пойти праздники и как и каждый год - февраль / март исправят картину. Но не тут то было,февраль стал хуже января, а март еще хуже февраля!

Как итог: цифры в январе и феврале в лучшем случае стали хуже в два раза чем в прошлом году, а по факту скорее это даже трехкратное падение.

Давайте посмотрим на примерах (спасибо админам, которые не побоялись поделиться цифрами):
https://vk.com/n.smekalka - 1.382.000 подписчиков

https://vk.com/just_art1 - 1689.000 подписчиков
https://vk.com/saaaveit - 2.055.000 подписчиков

На примере паблика "Ты сохранишь" видно, что при + /- одинаковых ценностях группы коэффициент оплаты упал. Если посчитать показы 2023 года по коэффициентам 2022 года, то выходит что за те же показы в этом же году должны были заплатить106 тыс руб, вместо 93.724.

И что же получается? То, что упали показы - это одно дело. Но на скринах видно, что и плата за показ упала в ~ 1.5 раза. Добавляем к этому жесткий срез охвата и получаем падение в 2.5-3 раза. И в таких условиях ВК хочет чтобы мы развивались? Ты можешь потратить сотни тысяч на рекламу и в лучшем случае останешься на том же уровне.

Ко всему прочему стоит отметить, что в январе-феврале начались какие-то приколы с ценностями и онипадали без причин, что так же сильно сказалось на доходах админов.

А если говорить о том насколько алгоритмы ВК работают криво, то наш знакомый https://vk.com/max_coder предоставил еще один интересный отчет: проанализировав данные по 29000 сообществ от 30000 подписчиков, мы получили занятные цифры: 40% вирального охвата приходится на 3.4 % сообществ.

Вы только вдумайтесь! На сообщества с аудиторией 1.3 % от общей (неуникальной) приходится 39.93 % вирального охвата. Это откровенная демонстрация несостоятельности ВК в настройке алгоритмов ленты.
Если не все понятно, то для наглядности посмотрите как выглядят статистики в этих пабликах:
https://vk.com/kot_cynik - 85000 подписчиков (2.5 млн охвата в пике за день!)
https://vk.com/zlayapanda20 - 54000 подписчиков (783к охвата в пике за день!!)

Большой список сообществ с аномальными охватами по ссылке: ССЫЛКА

Глядя на все это, можно сказать что политика ВК явно нацелена не на развитие сообществ, а на их угнетение. Если раньше ВК просто забивал на паблики, то сейчас идет откровенное убийство в пользу блогеров и не пойми чего. ВК - это соцсеть пабликов , а не нельзяграм, в который его резко решили превратить: перегрузили все интерфейсы, раздали все охваты и деньги первым попавшимся блоггерам, которые, кстати, в первую очередь сбегут отсюда, если нельзяграм разблочат.

Итоги:

Паблики годами делали ВК популярным, несмотря на все сложности и нелогичные обновления. И когда к 2022 дела у пабликов стали идти совсем плохо, ВК сделал ставку не на тех, кто его поддерживал и развивал годами, а на переметнувшихся с разных платформ блогеров.

Вконтакте продолжает смотреть на свои растущие циферки, забивая на пользователей и админов, которые постоянно пытаются донести до ВК, что они убивают соцсеть.

Сейчас, на волне банов других соцсетей, ВК имеет всплеск активности и притока аудитории. Однако на этой волне вместо работы со своими козырями, они решили отдать все - охваты и монетизацию - тем, кто выбрал для себя изначально другую площадку, и кто пришел в ВК от безысходности.

Сейчас же следим за новыми правилами партнерской программы и разбираемся в них, возможно это будет новый материал для статьи, а возможно и нет

Посмотрим, что из этого выйдет...

0
193 комментария
Написать комментарий...
Со Луцкая

А Леонардо Дайвинчик, MDK и ЁП это у нас нынче примеры высококлассных публикаций? Не вижу больших отличий от тех же блогеров, уж извините.

И в целом - вы не понимаете, не видите, как изменилась реклама в ВК за два года? Ещё начале 2022 у ВК заказывали рекламу Total War WARHAMMER III, регулярно рекламировались известные бренды. Сейчас доходы с рекламы просели, крупные международные компании не сотрудничают с ВК. Логично, что с просевшей прибыли ВК и делится меньше.

ИМХО, монетизация рождает однотипные котико-мемо-жопо-паблики: контент, который есть на любой площадке. Но, поскольку цель у соцсети всё же заработать, а не привить чувство прекрасного, разумеется ВК потакает вкусам широких масс. Однако ... уйдут крупные паблики, придут мелкие. Уж такие-то посты найдётся кому клепать.

Добро пожаловать в реальный мир. Внезапно, но в бизнесе есть риски и те, кто вкладывал заёмные деньги в раскрутку пабликов, могут прогореть точно так же, как те, кто организовывает кофейню или даже завод.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Гусь

Ух, наконец то хоть кто то это написал

Ответить
Развернуть ветку
190 комментариев
Раскрывать всегда