{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Сумка, деньги и бандиты: как челноки 90-х формировали новую экономику

И рисковали жизнью, получая 100% чистой прибыли.

Лихие 90-е — период становления капитализма новой России. Кто-то его не пережил — а кто-то сделал состояние. Сегодня исследую истоки торговли в нашей стране на примере челноков и пытаюсь понять, к чему привело это явление. А о том, как заработать сейчас — в уютном сорванном пуше.

Предприниматели поневоле

Распад СССР и экономический кризис начала 90-х лишил привычной жизни миллионы людей — а часть из них в прямом и переносном смысле «вытолкнул на рынок». Вчерашние инженеры, учителя и врачи столкнулись с бедностью. Невыплата зарплат приобрела массовый характер, а реальные доходы населения снизились более чем в два раза.

Одновременно физическим лицам был разрешен беспошлинный ввоз товаров на сумму до $5 тысяч. Формально речь шла только о продукции «для личного пользования», фактически же был открыт канал для импорта. Новые участники рыночной экономики — часть от предприимчивости, часть в качестве вынужденной меры, чтобы кормить свои семьи — устремились с клетчатыми сумками в Польшу, Турцию, Прибалтику и Китай. В страну хлынул поток товаров из-за рубежа.

Миллионы челноков

Первое время челноки везли из России товары отечественного производства, продавали их за валюту и закупались дефицитом. Челночная торговля оказалась крайне выгодным делом — норма прибыли никогда не опускалась ниже 100%, а по ряду позиций доходила до 300%. К середине 90-х чаще стали ездить на закупки с наличными долларами. Требуемый стартовый капитал составлял от $500, довольно быстро появились люди, у которых оборот составлял десятки тысяч в американской валюте. Порядка 80% челноков составляли женщины.

Как правило, домой привозили одежду и обувь, электронику, игрушки, продукты питания, косметику, парфюмерию. Сбыт осуществлялся на вещевых рынках крупных городов — туда стекались как рядовые покупатели, так и оптовики из других регионов. Именно так появился знаменитый Черкизон.

Челноки обзаводились связями с поставщиками, стали организовываться в группы и выезжать шоп-турами. О том, как вывозили огромные баулы товара, потом слагали легенды: это были огромные мешки весом от 160 до 240 кг. Поставщики стали отгружать товар в кредит. Постепенно появились турбюро, занимающиеся отправкой автобусов на рынки приграничных стран, карго-компании, а для перевозки грузов стали использоваться чартеры. Иногда организовывалось сразу два рейса — один вез торговцев, а другой — их товар. Объемы были такие, что в 1993 году на Дальнем Востоке упал перегруженный товаром челноков Ту-154.

В середине 90-х около 10 млн человек в России занимались челночной торговлей. Товары, которые они ввозили, составляли не менее трети российского импорта.

Лихие люди

Жизнь челноков была опасна. Рынки были полны криминальных элементов, ограбления автобусов и поездов стали нормой. На трассе могли убить из-за пояса-кошелька. «Братки» могли пройтись по всем вагонам и забрать все, что люди заработали. Нередко отбирали и товар. Один из многих примеров: в 1998 году недалеко от города Бугульма трое вооруженных напали на автобус с челноками, ограбили их и облили бензином, угрожая поджечь, после чего скрылись.

Не меньше проблем было и на таможне. В Гродно ходил рассказ о таможеннице, которая «потрошила» челноков и требовала за пропуск товара не менее $500. Опасность могла поджидать и в родном городе — все соседи и знакомые, как правило, знали о деятельности челноков. Если эти сведения попадали к бандитам, вполне можно было ожидать их визита домой.

Конец эпохи

Серьезный удар по челночной торговле нанесла девальвация рубля в августе 1998 года. Обороты резко упали, у многих торговцев образовались колоссальные долги. Удачей в то тяжелое время считалось реализовать товар хоть за какие-то деньги. Ситуация сказалась и на зарубежных поставщиках: к примеру, продажи на стамбульском рынке Лалели из-за ухода российских челноков сократились с $10 до $3 млрд год к году.

Выжить смогли немногие. Преимущественно в нише остались те, кто не имел долгов, и при этом перешел к крупным оптовым закупкам, более организованной и документально зафиксированной работе с поставщиками, открыл свои магазины либо нашел удачные каналы сбыта. Некоторая часть крупных челноков со временем перешла в туристический бизнес — и открыла Европу и другие регионы россиянам. В ограниченной форме феномен челночной торговли существует и сегодня, но в основном в приграничных регионах.

Так или иначе, челночный бизнес стал значимым этапом в формировании экономики постсоветского периода. Он действительно помог удовлетворить базовые потребности населения. Люди получили возможность приобрести относительно недорогие товары, пусть и далеко не всегда высокого качества, которые отличались разнообразием. В Москве на рынках одевалась и обувалась половина населения города — что уж говорить о российской глубинке.

0
127 комментариев
Написать комментарий...
Mark

кто пошустрее был поднялся на таком, возможностей бери не хочу, занял 500 баксов, закупился, продал в 2-3 раза дороже, повторил схему и так до мильонов, дальше компания Техношок, пельмени, банк. Классика

Ответить
Развернуть ветку
Внучка Бобби Аксельрода

Да, а на полпути - арматурой по голове или нож к животу. Я знаю массу историй о челночестве из своей семьи - и это просто страшный сон. Надо было чемто детей кормить (меня в том числе) и выжить, вот мама и моталась в Белосток. Но пару раз только, и слава Богу.

А в 98-м те кто в этом бизнесе остался так прогорели, что суицидов и спившихся было хоть отбавляй. И это просто прекрасно, что такое время прошло

Ответить
Развернуть ветку
Донор интеллекта

Суицид и алкоголизм — к сожалению, следствие неправильной оценки эти necessity entrepreneurs своих рисков. А правильно оценить их в условиях выживания крайне сложно. Так что людей типа как «зажало в клешни обстоятельств»

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Алкоголизм 90х ничто по сравнению с алкоголизмом совка. В 90-е если бухаешь - опустишься и сдохнешь. В совке во многих местах страны особо развлечений других не было.

Ответить
Развернуть ветку
Слегка устал.

Тут выше новость о снижении суммы беспошлинного ввоза, так что не волнуйтесь, новый этап челноков нам не грозит)

Ответить
Развернуть ветку
Внучка Бобби Аксельрода

Да понятно, что не грозит. Просто иногда напрягают комментарии знатоков мол «пятьсот баксов вложил, тысячу заработал» и далее по кругу. Не понимает народ, что такое стоять неделю на границе а потом тащиться на какой-то грязный рынок

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

А всю жизнь водить автобус за копейки лучше?

Ответить
Развернуть ветку
Внучка Бобби Аксельрода

Кому как. Вы сами представляете что такое сухопутная граница с Польшей в девяностые? Там такой треш был что страшно представить, смелый вы наш

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Мне не нужно представлять, я видел.
С чем соглашусь - так это действительно с тем, что каждому свое.
Мою смелость можете не обсуждать, ни меня ни её вы не знаете, как и я вашей )))

Ответить
Развернуть ветку
Слегка устал.

Так я не спорю с этим. Наоборот, тем людям, а женщинам особенно, мы мужчины все таки легче переносим такой треш, давно пора памятник поставить за то, что торговлю после союза разогнали

Ответить
Развернуть ветку
Внучка Бобби Аксельрода

Ок. Памятник уже есть так что в принципе сделано

Ответить
Развернуть ветку
Слегка устал.

В смысле? Иносказательно?

Ответить
Развернуть ветку
Внучка Бобби Аксельрода

В Екб напротив тц, где в 90-е вроде как был вещевой рынок

Ответить
Развернуть ветку
Слегка устал.

Офигеть, не знал. Ну вот очень правильный памятник, приятно, что к такому важному явлению не относятся, как будто его не было

Ответить
Развернуть ветку
Архитектор

Это не единственный. Есть еще в Белгороде

Ответить
Развернуть ветку
Какой-то никнейм

Сейчас бы ожидать на дтф и vc комментарий с рассмотрением ситуации с разных сторон, плюсов и минусов и взвешенного вывода относительно других альтернатив в конкретном случае.
Я-то согласен, что не всё просто

Ответить
Развернуть ветку
124 комментария
Раскрывать всегда