Сумка, деньги и бандиты: как челноки 90-х формировали новую экономику
И рисковали жизнью, получая 100% чистой прибыли.
Лихие 90-е — период становления капитализма новой России. Кто-то его не пережил — а кто-то сделал состояние. Сегодня исследую истоки торговли в нашей стране на примере челноков и пытаюсь понять, к чему привело это явление. А о том, как заработать сейчас — в уютном сорванном пуше.
Предприниматели поневоле
Распад СССР и экономический кризис начала 90-х лишил привычной жизни миллионы людей — а часть из них в прямом и переносном смысле «вытолкнул на рынок». Вчерашние инженеры, учителя и врачи столкнулись с бедностью. Невыплата зарплат приобрела массовый характер, а реальные доходы населения снизились более чем в два раза.
Одновременно физическим лицам был разрешен беспошлинный ввоз товаров на сумму до $5 тысяч. Формально речь шла только о продукции «для личного пользования», фактически же был открыт канал для импорта. Новые участники рыночной экономики — часть от предприимчивости, часть в качестве вынужденной меры, чтобы кормить свои семьи — устремились с клетчатыми сумками в Польшу, Турцию, Прибалтику и Китай. В страну хлынул поток товаров из-за рубежа.
Миллионы челноков
Первое время челноки везли из России товары отечественного производства, продавали их за валюту и закупались дефицитом. Челночная торговля оказалась крайне выгодным делом — норма прибыли никогда не опускалась ниже 100%, а по ряду позиций доходила до 300%. К середине 90-х чаще стали ездить на закупки с наличными долларами. Требуемый стартовый капитал составлял от $500, довольно быстро появились люди, у которых оборот составлял десятки тысяч в американской валюте. Порядка 80% челноков составляли женщины.
Как правило, домой привозили одежду и обувь, электронику, игрушки, продукты питания, косметику, парфюмерию. Сбыт осуществлялся на вещевых рынках крупных городов — туда стекались как рядовые покупатели, так и оптовики из других регионов. Именно так появился знаменитый Черкизон.
Челноки обзаводились связями с поставщиками, стали организовываться в группы и выезжать шоп-турами. О том, как вывозили огромные баулы товара, потом слагали легенды: это были огромные мешки весом от 160 до 240 кг. Поставщики стали отгружать товар в кредит. Постепенно появились турбюро, занимающиеся отправкой автобусов на рынки приграничных стран, карго-компании, а для перевозки грузов стали использоваться чартеры. Иногда организовывалось сразу два рейса — один вез торговцев, а другой — их товар. Объемы были такие, что в 1993 году на Дальнем Востоке упал перегруженный товаром челноков Ту-154.
Лихие люди
Жизнь челноков была опасна. Рынки были полны криминальных элементов, ограбления автобусов и поездов стали нормой. На трассе могли убить из-за пояса-кошелька. «Братки» могли пройтись по всем вагонам и забрать все, что люди заработали. Нередко отбирали и товар. Один из многих примеров: в 1998 году недалеко от города Бугульма трое вооруженных напали на автобус с челноками, ограбили их и облили бензином, угрожая поджечь, после чего скрылись.
Не меньше проблем было и на таможне. В Гродно ходил рассказ о таможеннице, которая «потрошила» челноков и требовала за пропуск товара не менее $500. Опасность могла поджидать и в родном городе — все соседи и знакомые, как правило, знали о деятельности челноков. Если эти сведения попадали к бандитам, вполне можно было ожидать их визита домой.
Конец эпохи
Серьезный удар по челночной торговле нанесла девальвация рубля в августе 1998 года. Обороты резко упали, у многих торговцев образовались колоссальные долги. Удачей в то тяжелое время считалось реализовать товар хоть за какие-то деньги. Ситуация сказалась и на зарубежных поставщиках: к примеру, продажи на стамбульском рынке Лалели из-за ухода российских челноков сократились с $10 до $3 млрд год к году.
Выжить смогли немногие. Преимущественно в нише остались те, кто не имел долгов, и при этом перешел к крупным оптовым закупкам, более организованной и документально зафиксированной работе с поставщиками, открыл свои магазины либо нашел удачные каналы сбыта. Некоторая часть крупных челноков со временем перешла в туристический бизнес — и открыла Европу и другие регионы россиянам. В ограниченной форме феномен челночной торговли существует и сегодня, но в основном в приграничных регионах.
Так или иначе, челночный бизнес стал значимым этапом в формировании экономики постсоветского периода. Он действительно помог удовлетворить базовые потребности населения. Люди получили возможность приобрести относительно недорогие товары, пусть и далеко не всегда высокого качества, которые отличались разнообразием. В Москве на рынках одевалась и обувалась половина населения города — что уж говорить о российской глубинке.
кто пошустрее был поднялся на таком, возможностей бери не хочу, занял 500 баксов, закупился, продал в 2-3 раза дороже, повторил схему и так до мильонов, дальше компания Техношок, пельмени, банк. Классика
Да, а на полпути - арматурой по голове или нож к животу. Я знаю массу историй о челночестве из своей семьи - и это просто страшный сон. Надо было чемто детей кормить (меня в том числе) и выжить, вот мама и моталась в Белосток. Но пару раз только, и слава Богу.
А в 98-м те кто в этом бизнесе остался так прогорели, что суицидов и спившихся было хоть отбавляй. И это просто прекрасно, что такое время прошло
Суицид и алкоголизм — к сожалению, следствие неправильной оценки эти necessity entrepreneurs своих рисков. А правильно оценить их в условиях выживания крайне сложно. Так что людей типа как «зажало в клешни обстоятельств»
Алкоголизм 90х ничто по сравнению с алкоголизмом совка. В 90-е если бухаешь - опустишься и сдохнешь. В совке во многих местах страны особо развлечений других не было.
Тут выше новость о снижении суммы беспошлинного ввоза, так что не волнуйтесь, новый этап челноков нам не грозит)
Да понятно, что не грозит. Просто иногда напрягают комментарии знатоков мол «пятьсот баксов вложил, тысячу заработал» и далее по кругу. Не понимает народ, что такое стоять неделю на границе а потом тащиться на какой-то грязный рынок
А всю жизнь водить автобус за копейки лучше?
Кому как. Вы сами представляете что такое сухопутная граница с Польшей в девяностые? Там такой треш был что страшно представить, смелый вы наш
Мне не нужно представлять, я видел.
С чем соглашусь - так это действительно с тем, что каждому свое.
Мою смелость можете не обсуждать, ни меня ни её вы не знаете, как и я вашей )))
Так я не спорю с этим. Наоборот, тем людям, а женщинам особенно, мы мужчины все таки легче переносим такой треш, давно пора памятник поставить за то, что торговлю после союза разогнали
Ок. Памятник уже есть так что в принципе сделано
В смысле? Иносказательно?
В Екб напротив тц, где в 90-е вроде как был вещевой рынок
Офигеть, не знал. Ну вот очень правильный памятник, приятно, что к такому важному явлению не относятся, как будто его не было
Это не единственный. Есть еще в Белгороде
Сейчас бы ожидать на дтф и vc комментарий с рассмотрением ситуации с разных сторон, плюсов и минусов и взвешенного вывода относительно других альтернатив в конкретном случае.
Я-то согласен, что не всё просто