{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","hash":"d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Сумка, деньги и бандиты: как челноки 90-х формировали новую экономику

И рисковали жизнью, получая 100% чистой прибыли.

Лихие 90-е — период становления капитализма новой России. Кто-то его не пережил — а кто-то сделал состояние. Сегодня исследую истоки торговли в нашей стране на примере челноков и пытаюсь понять, к чему привело это явление. А о том, как заработать сейчас — в уютном сорванном пуше.

Предприниматели поневоле

Распад СССР и экономический кризис начала 90-х лишил привычной жизни миллионы людей — а часть из них в прямом и переносном смысле «вытолкнул на рынок». Вчерашние инженеры, учителя и врачи столкнулись с бедностью. Невыплата зарплат приобрела массовый характер, а реальные доходы населения снизились более чем в два раза.

Одновременно физическим лицам был разрешен беспошлинный ввоз товаров на сумму до $5 тысяч. Формально речь шла только о продукции «для личного пользования», фактически же был открыт канал для импорта. Новые участники рыночной экономики — часть от предприимчивости, часть в качестве вынужденной меры, чтобы кормить свои семьи — устремились с клетчатыми сумками в Польшу, Турцию, Прибалтику и Китай. В страну хлынул поток товаров из-за рубежа.

Миллионы челноков

Первое время челноки везли из России товары отечественного производства, продавали их за валюту и закупались дефицитом. Челночная торговля оказалась крайне выгодным делом — норма прибыли никогда не опускалась ниже 100%, а по ряду позиций доходила до 300%. К середине 90-х чаще стали ездить на закупки с наличными долларами. Требуемый стартовый капитал составлял от $500, довольно быстро появились люди, у которых оборот составлял десятки тысяч в американской валюте. Порядка 80% челноков составляли женщины.

Как правило, домой привозили одежду и обувь, электронику, игрушки, продукты питания, косметику, парфюмерию. Сбыт осуществлялся на вещевых рынках крупных городов — туда стекались как рядовые покупатели, так и оптовики из других регионов. Именно так появился знаменитый Черкизон.

Челноки обзаводились связями с поставщиками, стали организовываться в группы и выезжать шоп-турами. О том, как вывозили огромные баулы товара, потом слагали легенды: это были огромные мешки весом от 160 до 240 кг. Поставщики стали отгружать товар в кредит. Постепенно появились турбюро, занимающиеся отправкой автобусов на рынки приграничных стран, карго-компании, а для перевозки грузов стали использоваться чартеры. Иногда организовывалось сразу два рейса — один вез торговцев, а другой — их товар. Объемы были такие, что в 1993 году на Дальнем Востоке упал перегруженный товаром челноков Ту-154.

В середине 90-х около 10 млн человек в России занимались челночной торговлей. Товары, которые они ввозили, составляли не менее трети российского импорта.

Лихие люди

Жизнь челноков была опасна. Рынки были полны криминальных элементов, ограбления автобусов и поездов стали нормой. На трассе могли убить из-за пояса-кошелька. «Братки» могли пройтись по всем вагонам и забрать все, что люди заработали. Нередко отбирали и товар. Один из многих примеров: в 1998 году недалеко от города Бугульма трое вооруженных напали на автобус с челноками, ограбили их и облили бензином, угрожая поджечь, после чего скрылись.

Не меньше проблем было и на таможне. В Гродно ходил рассказ о таможеннице, которая «потрошила» челноков и требовала за пропуск товара не менее $500. Опасность могла поджидать и в родном городе — все соседи и знакомые, как правило, знали о деятельности челноков. Если эти сведения попадали к бандитам, вполне можно было ожидать их визита домой.

Конец эпохи

Серьезный удар по челночной торговле нанесла девальвация рубля в августе 1998 года. Обороты резко упали, у многих торговцев образовались колоссальные долги. Удачей в то тяжелое время считалось реализовать товар хоть за какие-то деньги. Ситуация сказалась и на зарубежных поставщиках: к примеру, продажи на стамбульском рынке Лалели из-за ухода российских челноков сократились с $10 до $3 млрд год к году.

Выжить смогли немногие. Преимущественно в нише остались те, кто не имел долгов, и при этом перешел к крупным оптовым закупкам, более организованной и документально зафиксированной работе с поставщиками, открыл свои магазины либо нашел удачные каналы сбыта. Некоторая часть крупных челноков со временем перешла в туристический бизнес — и открыла Европу и другие регионы россиянам. В ограниченной форме феномен челночной торговли существует и сегодня, но в основном в приграничных регионах.

Так или иначе, челночный бизнес стал значимым этапом в формировании экономики постсоветского периода. Он действительно помог удовлетворить базовые потребности населения. Люди получили возможность приобрести относительно недорогие товары, пусть и далеко не всегда высокого качества, которые отличались разнообразием. В Москве на рынках одевалась и обувалась половина населения города — что уж говорить о российской глубинке.

0
127 комментариев
Написать комментарий...
Архитектор

Давно пора снять о челноках сериал — разойдется не хуже слова пацана

Ответить
Развернуть ветку
Ed R

Вообще, о том времени многие не знают тк в нём не жили.

Мы не были классическими челноками - торговали товарами из соседних областей. Тогда каждая область была как мини-страна, со своими законами и товарами, так же многие ездили в Харьков за товаром, когда еще границы были открыты. Так вот, я успел поторговать мясом, бензином, автозапчастями, автомобилями, хозтоварами - меня еще учительница перед всем классом отчитывала за то, что я не книги читаю на выходных, а езжу с отцом торгую.

В старом «пирожке», в котором мы возили товар на рынок, не было радио или магнитолы - отец подключил кассетный магнитофон и мы его всю дорогу слушали - запомнилось больше всего Юрий Лоза и группа «Кино».

Ответить
Развернуть ветку
Архитектор

Вопрос как свидетелю эпохи: на трассах жестко грабили? Были случаи?

Ответить
Развернуть ветку
Ed R

Ни одного! На рынке была такса - платишь ее и всё. Не помню кому мы платили - но тебя вообще никто не трогал.

Ответить
Развернуть ветку
Донор интеллекта

Предполагаю, что солидным мужчинам в кожаных куртках, которые «держали» эту дорогу

Ответить
Развернуть ветку
Ed R

Отец вез дыни с Мелитополя без меня - на двух машинах, их под Харьковом гопота хотела грабануть - приехали чуть с фингалами, сказал дали по газам и уехали. С криминалом они столкнулись в Польше - оттуда тогда гоняли советские машины, говорит думали уже не вернемся. Повезло.

Мы не были перегонщиками машин - в основном их грабили. Мы по месту ездили в основном, иногда на Украину. Машину он один раз привез, после этого не стал ездить.

Ответить
Развернуть ветку
Мейстер Класкис

Всегда удивляет, как даже о такой жести люди спустя годы вспоминают легко и даже с юмором

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

1. Люди были молодыми и гораздо проще ко всему относились.
2. Когда рухнул совок и перед глазами открылись целый мир и понимание перспектив - они казались бескрайними. А без перспектив и мечты нельзя - вон даже сейчас страна живет намного лучше, но загибается ибо перспективы одна хуже другой. Не так просто перед плебсом всегда держали перспективу попадания в рай/построения коммунизма.
3. Все было просто, понятно и намного честней что-ли.

Ответить
Развернуть ветку
Мейстер Класкис

По первому полностью согласен.

Насчет пункта 2 — ну давайте все же согласимся, что если ты в частном бизнесе, то перспективы есть. Как есть и спрос и немаленький в 140 млн человек рынок.

Ну а про честность - не знаю, бандиты и наперсточники на рынках, наркомания грязь и коррупция - так себе к просто и понятно)

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Насчет п.2 - очень от многого зависит. От географии и от сферы и этих сфер на выбор становится все меньше. Рынок это не только 140 млн, а еще количество имеющих деньги, чтоб купить ваш товар, а также количество желающих забрать у вас заработанное теми или иными законными способами.

Про честность - все верно. Не хочешь - в наперстки не играй. Не хочешь - наркоту не употребляй. Тогдашняя коррупция по сравнению с нынешней улыбает.

Ответить
Развернуть ветку
Мейстер Класкис

Насчет коррупции - не соглашусь, она тогда была повальная на бытовом уровне, сейчас такого уже нет.

Братки которые придут в ваш магаз и станут требовать процент с прибыли тоже канули в лету, даже в глубинке.

Институциональных проблем не мало, но по факту бизнесу с точки зрения безопасности и опасений за жизнь и здоровье собственников стало лучше. То что рыночная конъюнктура не очень - да. Но кризис никогда не бывает вечным

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Ну значит насчет коррупции каждый останется при своих, тогда на ней не жили целые отрасли да еще и в таком количестве - что логично - государство уходило из экономики, а не наоборот.
Братки да, тут требовалось знать правила игры в своем регионе.

бизнесу с точки зрения безопасности и опасений за жизнь и здоровье

C точки зрения опасений за жизнь и здоровье да, безопасности бизнеса - не соглашусь.
Но опять же как я убедился все сильно зависит от региона. Кое где и при ненавидимом мной совке было лучше чем сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Мейстер Класкис

Окей. Но насчет отраслей которые жили на коррупции - тогда как раз на ней все держалось даже на низовом уровне, от шоколадок врачам до согласования тендеров.

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

О каких тендерах 90х идет речь? Шоколадки врачам - это совок. В 90е появилась платная медицина за одну операцию устранившая проблему донимавшую меня больше 10 лет. Совковые врачи писали всякую дичь и ничем помочь не могли.

Ответить
Развернуть ветку
Мейстер Класкис

Хотите сказать, тогда не было тендеров?

И госзаказа?

Платная медицина - ок вопросов нет.

Моя мысль была в том, что тогда коррупция была гораздо более разветвленная, всепроникающая. Сейчас жить можно и без взяток, тогда благодарности были частью зарплаты

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon
Хотите сказать, тогда не было тендеров?

Я хочу вас спросить, о каких тендерах идет речь. И собственно уже это сделал в предыдущем комменте )

Сейчас жить можно и без взяток, тогда благодарности были частью зарплаты

Я и тогда жил без взяток, когда не лез в области, сильно выходящие за понятие "жить" по объемам прибыли ))

Ответить
Развернуть ветку
Мейстер Класкис

Тендер он есть тендер, что значит о каких идет речь?

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

В каких областях, на что?

Ответить
Развернуть ветку
Мейстер Класкис

Емое да по всем возможным направлениям работы, что прицепился?

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Всё отцепляюсь, не нервничай внезапно )). Просто когда человек начинает рассуждать о том, чего лично не видел, это сразу бросается в глаза )

Ответить
Развернуть ветку
Мальдивский трудоголик

Добавим к этому снизившуюся свободу передвижения в связи с ограничением воздушного пространства и санкции по банковским переводам => вот тебе и ограничения по выхожу на международный рынок

Ответить
Развернуть ветку
Мейстер Класкис

Мы все знаем, что на международные рынки по-прежнему можно выйти) через юрлица в других странах например. Все решаемо при желании

Ответить
Развернуть ветку
Артур Маслов

в частном бизнесе как раз перспективы нулевые, реклама запредельно дорогая, спрос съеживается ибо денег нет, поборы все больше (ты там внизу написал что братки канули в лету, никуда они не канули они теперь в погонах ходят и забирают кратно больше)
если бизнес обслуживает государство то еще какие то шансы есть, а все частное отомрет или будет отжато в свою пользу

Ответить
Развернуть ветку
Ed R

Кто в 1990е жил, тому сегодняшние испытания не так страшны. Мы живем в Белгороде - обстрелы как по часам, в самом худшем случае каждые 2 часа, но пока держимся.

Ответить
Развернуть ветку
Укладчик стекловаты

Кто мешает уехать, зачем сидеть под обстрелами?

Ответить
Развернуть ветку
Ed R

Я на своей земле и никуда ехать не собираюсь. Уехать - значит подыграть врагу, который именно этого и добивается своими обстрелами.

Ответить
Развернуть ветку
Укладчик стекловаты

Да, без ног или рук, если ракета рядом упадет, ты врагу конечно ай как помешаешь

Ответить
Развернуть ветку
Ed R

Это я без тебя разберусь. Иди своей дорогой, провокатор.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сергеев

Чувство того, что это твой родной город, который кокаинозависимый узурпатор решил изуродовать.

Ответить
Развернуть ветку
Укладчик стекловаты

А без рук или ног остаться назло врагу лучше? Каждому конечно свое. Но хотя бы семью и родных в другую область отправить от греха.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сергеев

Это вопросы, на которые каждый отвечает сам.

Ответить
Развернуть ветку
Донор интеллекта

Полная дичь. Вот уж действительно дикий капитализм

Ответить
Развернуть ветку
Маэстро торговли

То что Вам так повезло не значит, что этого не было . Людей убивали только так, достаточно посмотреть криминальную хронику 90-х на коммерсанте

Ответить
Развернуть ветку
Ed R

Тут не в везении дело - мы были мелкой рыбешкой и никому не были интересны, по сути , мы работали чтобы прокормить семью - никаких миллионов не имели. Я помогал отцу, зато приобрел навыки, которые уже мне помогают кормить семью - навык общения с людьми, у поколения миллениалов и более молодых с этим проблемы (или так кажется).

Ответить
Развернуть ветку
124 комментария
Раскрывать всегда