Сумка, деньги и бандиты: как челноки 90-х формировали новую экономику
И рисковали жизнью, получая 100% чистой прибыли.
Лихие 90-е — период становления капитализма новой России. Кто-то его не пережил — а кто-то сделал состояние. Сегодня исследую истоки торговли в нашей стране на примере челноков и пытаюсь понять, к чему привело это явление. А о том, как заработать сейчас — в уютном сорванном пуше.
Предприниматели поневоле
Распад СССР и экономический кризис начала 90-х лишил привычной жизни миллионы людей — а часть из них в прямом и переносном смысле «вытолкнул на рынок». Вчерашние инженеры, учителя и врачи столкнулись с бедностью. Невыплата зарплат приобрела массовый характер, а реальные доходы населения снизились более чем в два раза.
Одновременно физическим лицам был разрешен беспошлинный ввоз товаров на сумму до $5 тысяч. Формально речь шла только о продукции «для личного пользования», фактически же был открыт канал для импорта. Новые участники рыночной экономики — часть от предприимчивости, часть в качестве вынужденной меры, чтобы кормить свои семьи — устремились с клетчатыми сумками в Польшу, Турцию, Прибалтику и Китай. В страну хлынул поток товаров из-за рубежа.
Миллионы челноков
Первое время челноки везли из России товары отечественного производства, продавали их за валюту и закупались дефицитом. Челночная торговля оказалась крайне выгодным делом — норма прибыли никогда не опускалась ниже 100%, а по ряду позиций доходила до 300%. К середине 90-х чаще стали ездить на закупки с наличными долларами. Требуемый стартовый капитал составлял от $500, довольно быстро появились люди, у которых оборот составлял десятки тысяч в американской валюте. Порядка 80% челноков составляли женщины.
Как правило, домой привозили одежду и обувь, электронику, игрушки, продукты питания, косметику, парфюмерию. Сбыт осуществлялся на вещевых рынках крупных городов — туда стекались как рядовые покупатели, так и оптовики из других регионов. Именно так появился знаменитый Черкизон.
Челноки обзаводились связями с поставщиками, стали организовываться в группы и выезжать шоп-турами. О том, как вывозили огромные баулы товара, потом слагали легенды: это были огромные мешки весом от 160 до 240 кг. Поставщики стали отгружать товар в кредит. Постепенно появились турбюро, занимающиеся отправкой автобусов на рынки приграничных стран, карго-компании, а для перевозки грузов стали использоваться чартеры. Иногда организовывалось сразу два рейса — один вез торговцев, а другой — их товар. Объемы были такие, что в 1993 году на Дальнем Востоке упал перегруженный товаром челноков Ту-154.
Лихие люди
Жизнь челноков была опасна. Рынки были полны криминальных элементов, ограбления автобусов и поездов стали нормой. На трассе могли убить из-за пояса-кошелька. «Братки» могли пройтись по всем вагонам и забрать все, что люди заработали. Нередко отбирали и товар. Один из многих примеров: в 1998 году недалеко от города Бугульма трое вооруженных напали на автобус с челноками, ограбили их и облили бензином, угрожая поджечь, после чего скрылись.
Не меньше проблем было и на таможне. В Гродно ходил рассказ о таможеннице, которая «потрошила» челноков и требовала за пропуск товара не менее $500. Опасность могла поджидать и в родном городе — все соседи и знакомые, как правило, знали о деятельности челноков. Если эти сведения попадали к бандитам, вполне можно было ожидать их визита домой.
Конец эпохи
Серьезный удар по челночной торговле нанесла девальвация рубля в августе 1998 года. Обороты резко упали, у многих торговцев образовались колоссальные долги. Удачей в то тяжелое время считалось реализовать товар хоть за какие-то деньги. Ситуация сказалась и на зарубежных поставщиках: к примеру, продажи на стамбульском рынке Лалели из-за ухода российских челноков сократились с $10 до $3 млрд год к году.
Выжить смогли немногие. Преимущественно в нише остались те, кто не имел долгов, и при этом перешел к крупным оптовым закупкам, более организованной и документально зафиксированной работе с поставщиками, открыл свои магазины либо нашел удачные каналы сбыта. Некоторая часть крупных челноков со временем перешла в туристический бизнес — и открыла Европу и другие регионы россиянам. В ограниченной форме феномен челночной торговли существует и сегодня, но в основном в приграничных регионах.
Так или иначе, челночный бизнес стал значимым этапом в формировании экономики постсоветского периода. Он действительно помог удовлетворить базовые потребности населения. Люди получили возможность приобрести относительно недорогие товары, пусть и далеко не всегда высокого качества, которые отличались разнообразием. В Москве на рынках одевалась и обувалась половина населения города — что уж говорить о российской глубинке.
Давно пора снять о челноках сериал — разойдется не хуже слова пацана
Вообще, о том времени многие не знают тк в нём не жили.
Мы не были классическими челноками - торговали товарами из соседних областей. Тогда каждая область была как мини-страна, со своими законами и товарами, так же многие ездили в Харьков за товаром, когда еще границы были открыты. Так вот, я успел поторговать мясом, бензином, автозапчастями, автомобилями, хозтоварами - меня еще учительница перед всем классом отчитывала за то, что я не книги читаю на выходных, а езжу с отцом торгую.
В старом «пирожке», в котором мы возили товар на рынок, не было радио или магнитолы - отец подключил кассетный магнитофон и мы его всю дорогу слушали - запомнилось больше всего Юрий Лоза и группа «Кино».
Вопрос как свидетелю эпохи: на трассах жестко грабили? Были случаи?
Ни одного! На рынке была такса - платишь ее и всё. Не помню кому мы платили - но тебя вообще никто не трогал.
Предполагаю, что солидным мужчинам в кожаных куртках, которые «держали» эту дорогу
Отец вез дыни с Мелитополя без меня - на двух машинах, их под Харьковом гопота хотела грабануть - приехали чуть с фингалами, сказал дали по газам и уехали. С криминалом они столкнулись в Польше - оттуда тогда гоняли советские машины, говорит думали уже не вернемся. Повезло.
Мы не были перегонщиками машин - в основном их грабили. Мы по месту ездили в основном, иногда на Украину. Машину он один раз привез, после этого не стал ездить.
Всегда удивляет, как даже о такой жести люди спустя годы вспоминают легко и даже с юмором
1. Люди были молодыми и гораздо проще ко всему относились.
2. Когда рухнул совок и перед глазами открылись целый мир и понимание перспектив - они казались бескрайними. А без перспектив и мечты нельзя - вон даже сейчас страна живет намного лучше, но загибается ибо перспективы одна хуже другой. Не так просто перед плебсом всегда держали перспективу попадания в рай/построения коммунизма.
3. Все было просто, понятно и намного честней что-ли.
По первому полностью согласен.
Насчет пункта 2 — ну давайте все же согласимся, что если ты в частном бизнесе, то перспективы есть. Как есть и спрос и немаленький в 140 млн человек рынок.
Ну а про честность - не знаю, бандиты и наперсточники на рынках, наркомания грязь и коррупция - так себе к просто и понятно)
Насчет п.2 - очень от многого зависит. От географии и от сферы и этих сфер на выбор становится все меньше. Рынок это не только 140 млн, а еще количество имеющих деньги, чтоб купить ваш товар, а также количество желающих забрать у вас заработанное теми или иными законными способами.
Про честность - все верно. Не хочешь - в наперстки не играй. Не хочешь - наркоту не употребляй. Тогдашняя коррупция по сравнению с нынешней улыбает.
Насчет коррупции - не соглашусь, она тогда была повальная на бытовом уровне, сейчас такого уже нет.
Братки которые придут в ваш магаз и станут требовать процент с прибыли тоже канули в лету, даже в глубинке.
Институциональных проблем не мало, но по факту бизнесу с точки зрения безопасности и опасений за жизнь и здоровье собственников стало лучше. То что рыночная конъюнктура не очень - да. Но кризис никогда не бывает вечным
Ну значит насчет коррупции каждый останется при своих, тогда на ней не жили целые отрасли да еще и в таком количестве - что логично - государство уходило из экономики, а не наоборот.
бизнесу с точки зрения безопасности и опасений за жизнь и здоровьеБратки да, тут требовалось знать правила игры в своем регионе.
C точки зрения опасений за жизнь и здоровье да, безопасности бизнеса - не соглашусь.
Но опять же как я убедился все сильно зависит от региона. Кое где и при ненавидимом мной совке было лучше чем сейчас.
Окей. Но насчет отраслей которые жили на коррупции - тогда как раз на ней все держалось даже на низовом уровне, от шоколадок врачам до согласования тендеров.
О каких тендерах 90х идет речь? Шоколадки врачам - это совок. В 90е появилась платная медицина за одну операцию устранившая проблему донимавшую меня больше 10 лет. Совковые врачи писали всякую дичь и ничем помочь не могли.
Хотите сказать, тогда не было тендеров?
И госзаказа?
Платная медицина - ок вопросов нет.
Моя мысль была в том, что тогда коррупция была гораздо более разветвленная, всепроникающая. Сейчас жить можно и без взяток, тогда благодарности были частью зарплаты
Я хочу вас спросить, о каких тендерах идет речь. И собственно уже это сделал в предыдущем комменте )
Сейчас жить можно и без взяток, тогда благодарности были частью зарплатыЯ и тогда жил без взяток, когда не лез в области, сильно выходящие за понятие "жить" по объемам прибыли ))
Тендер он есть тендер, что значит о каких идет речь?
В каких областях, на что?
Емое да по всем возможным направлениям работы, что прицепился?
Всё отцепляюсь, не нервничай внезапно )). Просто когда человек начинает рассуждать о том, чего лично не видел, это сразу бросается в глаза )
Добавим к этому снизившуюся свободу передвижения в связи с ограничением воздушного пространства и санкции по банковским переводам => вот тебе и ограничения по выхожу на международный рынок
Мы все знаем, что на международные рынки по-прежнему можно выйти) через юрлица в других странах например. Все решаемо при желании
в частном бизнесе как раз перспективы нулевые, реклама запредельно дорогая, спрос съеживается ибо денег нет, поборы все больше (ты там внизу написал что братки канули в лету, никуда они не канули они теперь в погонах ходят и забирают кратно больше)
если бизнес обслуживает государство то еще какие то шансы есть, а все частное отомрет или будет отжато в свою пользу
Кто в 1990е жил, тому сегодняшние испытания не так страшны. Мы живем в Белгороде - обстрелы как по часам, в самом худшем случае каждые 2 часа, но пока держимся.
Кто мешает уехать, зачем сидеть под обстрелами?
Я на своей земле и никуда ехать не собираюсь. Уехать - значит подыграть врагу, который именно этого и добивается своими обстрелами.
Да, без ног или рук, если ракета рядом упадет, ты врагу конечно ай как помешаешь
Это я без тебя разберусь. Иди своей дорогой, провокатор.
Чувство того, что это твой родной город, который кокаинозависимый узурпатор решил изуродовать.
А без рук или ног остаться назло врагу лучше? Каждому конечно свое. Но хотя бы семью и родных в другую область отправить от греха.
Это вопросы, на которые каждый отвечает сам.
Полная дичь. Вот уж действительно дикий капитализм
То что Вам так повезло не значит, что этого не было . Людей убивали только так, достаточно посмотреть криминальную хронику 90-х на коммерсанте
Тут не в везении дело - мы были мелкой рыбешкой и никому не были интересны, по сути , мы работали чтобы прокормить семью - никаких миллионов не имели. Я помогал отцу, зато приобрел навыки, которые уже мне помогают кормить семью - навык общения с людьми, у поколения миллениалов и более молодых с этим проблемы (или так кажется).