{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Zoom: бизнес-модель и SWOT-анализ

Зум

Возможно, вы никогда не пользовались или не слышали о Зуме – до начала 2020 года. Однако бизнес-модель Zoom стала спасательным кругом для многих предпринимателей в те первые месяцы того года, когда мы столкнулись с социальной изоляцией из-за пандемии Covid-19. Эта компания, предоставляющая услуги видеосвязи, была необходима для того, чтобы люди и команды могли разговаривать друг с другом, даже если каждый участник говорит из разных мест и с разных устройств. Это позволило проводить групповые мероприятия, такие как совещания, занятия, тренинги и даже некоторые мероприятия, например лекции, без особых потерь.

Как работает бизнес-модель Zoom и почему ее популярность так возросла по сравнению с аналогичными продуктами, представленными на рынке?

Краткая история Zoom

Как сообщается на сайте компании, «Zoom – это простая и надежная облачная платформа для видео, голосовой связи, обмена контентом и чата на мобильных устройствах, настольных компьютерах, телефонах и в комнатных системах (которая) помогает предприятиям и организациям объединить свои команды в удобной среде, чтобы добиться большего». Зум – это система удаленной видеоконференцсвязи, основанная в 2011 году Эриком Юанем. Юань был инженером Cisco WebEx, когда он понял, что его продукт не находит должного применения в компании и не устраивает пользователей, он решил покинуть компанию и основал Zoom.

Zoom представляет собой SaaS-платформу позволяющая пользователям взаимодействовать с помощью камер и микрофонов с устройств, подключенных к Интернету, компьютеров, смартфонов, планшетов, а также делиться друг с другом всем, что отображается на экранах, улучшая, например, впечатления от проектных совещаний, презентаций и занятий.

Кто собственник Zoom

Основатель Zoom Эрик Юань и сегодня занимает пост председателя совета директоров и генерального директора. Дополняют основной состав совета директоров компании Келли Стекельберг (Kelly Steckelberg), являющаяся финансовым директором, и Джанин Пелоси (Janine Pelosi), занимающая пост директора по маркетингу.

Миссия Zoom

Миссия компании Zoom заключается в следующем: > Разработать облачный сервис, ориентированный на людей, который изменит опыт совместной работы в реальном времени и навсегда повысит качество и эффективность коммуникаций.

Как Zoom зарабатывает деньги

Zoom применяет бизнес-модель freemium. Другими словами, в качестве источника дохода используется система ежемесячной подписки (существует четыре различных платных тарифных плана для проведения совещаний), но при этом предлагается и бесплатный вариант с более ограниченными ресурсами. Основными ресурсами являются онлайновые встречи.

Существуют следующие тарифы:

  • Zoom Basic. Это бесплатный тарифный план. Хотя он предлагает неограниченное количество встреч, а также неограниченное время видеозвонка между двумя пользователями, продолжительность группового разговора не может превышать 40 минут без перерыва. А новый звонок может быть осуществлен только через 10 минут. Другими словами, бесплатный тарифный план ориентирован на индивидуального пользователя, который хочет использовать этот инструмент только в качестве замены, например, обычного телефонного звонка;
  • Zoom Pro. Этот тарифный план предназначен для небольших команд или индивидуальных предпринимателей, таких как преподаватели и тренеры. При цене 149,90 долл. в год видеозвонки могут осуществляться между 100 участниками, при этом время одного разговора ограничено 30 часами. Кроме того, предлагаются такие функции, как персонализированный идентификатор, отчеты, интеграция со Skype и облачные записи объемом до 1 ГБ;
  • Zoom Business. При стоимости каждой лицензии 199,90 долл. в год (начиная с 10 лицензий за 1 999 долл. в год) этот тарифный план обладает всеми возможностями тарифного плана Pro, обеспечивая до 300 одновременных участников. Предназначенный для предприятий среднего бизнеса, он включает такие функции, как поддержка по телефону, персонализированные электронные письма, логины, URL-адреса, панель администратора и др;
  • Zoom Enterprise. В этом плане стоимость каждой лицензии составляет 240 долл. в год, начиная с 50 лицензий за 12 000 долл. в год. Он разработан для крупных компаний, так как позволяет организовать не менее 500 участников. Кроме того, предлагается неограниченное облачное хранилище, выделенный персонал поддержки и скидки на другие дополнительные преимущества программного обеспечения;
  • Zoom Business United. При стоимости каждой лицензии 350 долл. в год и минимальном количестве 10 (не менее 3500 долл. в год) этот план объединяет Zoom Meetings и Zoom Phone.

Помимо Zoom Meetings, платформа предлагает и другие ресурсы, такие как Zoom Phone, Zoom Video Webinar и Zoom Rooms, с различными вариантами тарифных планов.

Таким образом, бизнес-модель Zoom направлена на превращение бесплатных пользователей в платных. Поскольку абоненты начинают с бесплатной модели Basic, но понимают, что их опыт может быть гораздо лучше, если они перейдут на платный тарифный план. Поскольку тарифы не являются непомерно высокими, пользователь легко принимает решение о переходе на новый тарифный план.

Канва бизнес-модели Zoom

Бизнес-модель Zoom (Зум)

Ниже представлена бизнес-модель Zoom

[1] Сегменты клиентов Zoom

Сегменты клиентов Зум:

  • Пользователи Интернета, B2C-сегмент;
  • Бизнес-пользователи, B2B-сегмент (предприятия, образование, государственные учреждения, здравоохранение)

[2] Ценностные предложения Zoom

Ценностные предложения для клиентов Зум:

  • Бесплатная видеоконференция, которая хорошо работает;
  • Видеоконференции с большей продолжительностью и профессиональными возможностями.

[3] Каналы сбыта Zoom

Каналы сбыта для клиентов Зум:

  • Веб-сайт (zoom.us);
  • Приложение Zoom (мобильное и настольное).

[4] Взаимоотношения с клиентами Zoom

Взаимоотношения с клиентами Зум:

  • Самообслуживание;
  • Поддержка клиентов (телефон и чат).

[5] Потоки поступления доходов Zoom

Потоки поступления доходов Зум:

  • Freemium для пользователей;
  • Тарифы подписки.

[6] Ключевые ресурсы Zoom

Ключевые ресурсы компании Зум:

  • Платформа Zoom;
  • Собственная технология сжатия видеоконтента.

[7] Ключевые виды деятельности Zoom

Ключевые виды деятельности компании Зум:

  • Разработка и сопровождение платформы.

[8] Ключевые партнеры Zoom

Ключевые партнеры компании Зум:

  • Skype;
  • Календарные приложения;

[9] Структура издержек Zoom

Структура издержек компании Зум:

  • Управление персоналом;
  • Поддержание и развитие платформы.

Zoom в настоящее время

Хотя компания была основана в 2011 году, инструмент был выведен на рынок в 2013 году. С тех пор количество пользователей росло год от года, что всегда позволяло компании завершать периоды с весьма положительным балансом. Однако ничто не может сравниться с последними цифрами. Только в марте 2020 года Zoom получил больше абонентов, чем за весь 2019 год. Это, конечно же, связано с пандемией «Ковид-19», которая заставила людей искать способы работать, не выходя из дома.

За один месяц количество пользователей составило 2,22 млн. человек, достигнув цифры свыше 12 млн. абонентов, при этом ежедневно в видеозвонках участвуют более 200 млн. человек. Но помимо частных лиц и компаний, образовательных организаций, медицинских учреждений, государственных структур и многих других, кто воспользовался возможностями Zoom, у компании есть и инвесторы.

С 2011 года компания Zoom привлекла более 145 млн долл. в ходе инвестиционных раундов, а в начале 2017 года стала единорогом. Сегодня ее стоимость оценивается более чем в 16 млрд долл.

Однако компания развивалась стабильно, ежегодно прогрессируя как по количеству пользователей, так и по конечной выручке. Zoom уже был хорошо известен в корпоративном сообществе, являясь фаворитом среди аналогичных инструментов, среди которых Skype, Google Meet и Teams от Microsoft (в настоящее время – лидер рынка).

Это объясняется несколькими важными факторами. Во-первых, его бесплатная версия, используемая для привлечения новых пользователей гарантирующая первый клиентский опыт взаимодействия с сервисом. Во-вторых, высокое качество предоставляемых услуг.

Zoom удается сохранить хорошее качество видео, а его интерфейс очень прост и удобен. Словом, все работает с самого начала. Даже для тех пользователей, которые пришли на платформу только для того, чтобы поддерживать связь с теми, кого они любят, и тех, кого нужно держать на расстоянии.

Конкуренты Zoom

  • Google Meet. Google Meet инструмент видеоконференций Google был широко усовершенствован в ходе пандемии COVID-19. Не только это, но и вся платформа Google G Suite была переименована в Google Workspace, ориентированную на подход, во многом схожий с Microsoft Office 365;
  • Cisco Webex. Webex основанная в 1995 году была приобретена Cisco Systems в 2007 году. В то время как Zoom, Google Meet и Skype, широко используются для дружеских и семейных бесед, Cisco Webex ориентируется на B2B рынок;
  • Skype. Skype настоящий интернет-динозавр на рынке видеоконференций, компания Skype была основана в 2003 году, а в мае 2012 года приобретена корпорацией Microsoft. Сегодня известно, что компания потеряла значительную часть своей доли рынка, уступив ее таким конкурентам, как Google Meet и Zoom;
  • Microsoft Teams. Microsoft Teams впервые выпущенный в марте 2017 года Microsoft Teams – еще одно средство видеоконференцсвязи, завоевавшее весьма значительную часть рынка благодаря пандемии COVID-19. Как и Cisco Webex, компания ориентируется на B2B-рынок;
  • BlueJeans. BlueJeans была основана в 2009 году как сервис видеоконференций, предоставляющий различные ресурсы для проведения звонков, например, во время разговора ведущего. В 2020 году компанию купила Verizon.

SWOT-анализ компании Zoom

SWOT-анализ ZOOM (Свот-анализ Зум)

Ниже приведен подробный SWOT-анализ компании Zoom:

(1) Сильные стороны Zoom

  • Бренд компании. Благодаря тому, что эта программа не принадлежит ни одной крупной корпорации, как, например, ее основные конкуренты Google Meet и Microsoft Teams, компания стала гораздо более сильным брендом после пандемии COVID-19;
  • Репутация компании. Будучи инструментом номер один на рынке видеоконференций, Zoom проявила свои возможности во время пандемии.

(2) Слабые стороны Zoom

  • Единственный сервис. В отличие от Google Meet и Microsoft Teams, Зум не работает в интеграции с другими собственными инструментами, как ее основные конкуренты;
  • Установка приложения. Еще одно отличие заключается в том, что если к видеоконференции в Google Meet или Microsoft Teams можно присоединиться, поделившись одной ссылкой, то Zoom обязательно требует установки программного обеспечения, независимо от того, ведете ли вы разговор или просто присоединяетесь к нему в качестве гостя.

(3) Возможности Zoom

  • Использование тренда гибридного графика работы сотрудников. Даже после пандемии многие компании приняли решение о создании гибридного графика, при котором сотрудник ходит на работу лично только два дня в неделю, а в остальные дни работает из дома;
  • Дополнительное время для бесплатного использования сервиса. Zoom может предоставить потенциальным клиентам несколько часов бесплатного использования для тестирования сервиса, особенно если они уже являются клиентами Google Workspace – то есть пользователями Google Meet, Microsoft Teams или любого другого.

(4) Угрозы Zoom

  • Усиление конкурентов. Не только компания Zoom значительно расширила свои функциональные возможности, чтобы удовлетворить растущий спрос, вызванный пандемией COVID-19, но и ее ведущие конкуренты сделали то же самое;
  • Возвращение сотрудников к очной (офлайн) работе. Многие компании используют гибридный график работы для своих сотрудников, однако также есть компании, которые отказались от онлайн формата и вернули сотрудников в офисы.

Заключение

Недавняя пандемия значительно и прочно увеличила долю Zoom на рынке, сделав сервис основным инструментом не только для предприятий, но и для индивидуальных пользователей. Вовремя Covid-19 Зум предложил B2B сектору работу сервиса без ограничений (количество сотрудников), что позволило расширить свои возможности и увеличить долю рынка. Даже после эпидемии и возвращения работников в офисы многих компаний продолжают пользоваться услугами компании.

Была статья полезной?
Да
Нет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Буду рад если вы оставите свой отзыв, комментарии и пожелания.

В случае использования материалов, необходима ссылка на канал и автора)

Присоединяйтесь к телеграмм-каналу, где вы можете найти более 30 примеров бизнес-моделей.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда