{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

40% малого и среднего бизнеса планируют за пару месяцев восстановиться после коронавируса

Более 1500 предпринимателей малого и среднего бизнеса сферы услуг из всех федеральных округов России приняли участие в опросе рекомендательного сервиса zoon.ru. Владельцы локального бизнеса рассказали, как выживают в период пандемии, почему удаленная работа и автоматизация не панацея и какая поддержка им на самом деле была бы полезна.

Аналитики Зуна опрашивали предпринимателей в течение последней недели апреля. И в первую очередь общались с собственниками бизнеса, который пострадал в период распространения коронавируса больше всего: салоны красоты, рестораны, фитнес-залы, медицинские и ветеринарные клиники, автосервисы и другие локальные заведения.

На основе полученных ответов выяснилось, что в текущей экономической ситуации 90% предпринимателей считают, что пандемия коронавируса повредит их бизнесу. При этом среди наиболее пострадавших отраслей выделяют сферу развлечений (68%), фитнес-индустрию (62%) и индустрию красоты (61%)*.

Популярный сегодня переход на удаленку для локального бизнеса не панацея, а серьезная проблема. Ведь работать удаленно не может 62% компаний. Предприниматели обозначили и другие проблем, с которыми успели столкнуться в период пандемии, а именно:

  • отсутствие денежных средств для оплаты арендных платежей (70%);
  • невозможность воспользоваться мерами поддержки для бизнеса со стороны государства (60%);
  • снижение спроса на услуги (60%);
  • отсутствие денежных средств для уплаты налогов (58%).

Переход в онлайн - еще один популярный тренд, который нашел слабый отклик у локального бизнеса. Только треть компаний перешла в онлайн в надежде хоть как-то удержать постоянных клиентов и спасти свой бизнес. Интересно, что еще треть компаний вообще не предприняла ничего, предпочитая переждать это смутное время. Среди тех, кто все же адаптировал работу своего бизнеса к новым реалиям: запустили акции, бонусы, скидки (27%), предложили новые услуги (19%) и начали продавать сертификаты (6%).

С государственной поддержкой тоже все сложно. По данным опроса Зуна, 40% компаний не могут воспользоваться мерами государственной поддержки, хотя она требуется 75% респондентов. В первую очередь, это связано с несоответствием фактической деятельности кодам ОКВЭД.

Но хватит про боли. Предприниматели сохраняют веру в будущее! Несмотря на то, что у 80% компаний доходы за последний месяц существенно сократились (упс, опять боль), 41% респондентов планируют продолжить деятельность в полном объеме, а 20% планируют увеличение оборотом или выход в новые сегменты. Кризис - время смелых!

Предприниматели считают, что в данный момент их бизнес смогут поддержать: снижение налоговой нагрузки (77%), существенные арендные послабления (60%) и смягчение режима самоизоляции (54%)*. А вот в автоматизацию верит лишь 13% опрошенных.

Среди мер поддержки, которые не зависят от государства, предприниматели выделили: остановку арендных платежей (72%), снижение комиссии за эквайринг (31%) и адресную помощь от крупных компаний (22%)*.

Большинство респондентов опроса хотели бы сохранить и восстановить свой бизнес. 39% считают, что это произойдет через несколько месяцев. На восстановление в течение одного года рассчитывает 20% предпринимателей. А вот 33% опрошенных владельцев бизнеса затруднились дать ответ на вопрос “Спустя какое время бизнес в их сфере вернется в нормальное состояние?”

Согласно данным опроса, наиболее перспективными мерами восстановления бизнеса предприниматели называют: привлечение новых клиентов (53%), сокращение издержек (47%) и выходы в новые сегменты бизнеса (25%)*.

По итогам первого месяца карантина российский бизнес лишний раз убедился, что в трудной ситуации стоит рассчитывать только на себя. Но наш бизнес, привыкший работать вопреки всему, продолжает сохранять оптимизм и работать под девизом: “Не дождетесь”. Так победим!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда