{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Право на возврат: смогут ли поправки в закон защитить нас от цифровых мошенников?

С 25 июля 2024 года в России банки будут обязаны возвращать клиентам похищенные мошенническим путем деньги в течение 30 дней после заявления.

И не важно: похитили средства без ведома владельца или с добровольного согласия, но под влиянием.

Центробанк внедрит новые меры безопасности. Он будет отслеживать подозрительные операции. Если деньги переводят на счет из базы дропперов, банк будет приостанавливать или отменять их.

Клиенты получат уведомление от банка. Человека предупредят о подозрительной операции. Он сможет быстро отреагировать и сохранить свой капитал.

Если же пользователь все-таки переведет средства мошенникам, то тут банк сможет снять с себя ответственность.

Но как будут работать поправки на практике никто не знает. Там целая куча юридических тонкостей и нюансов.

Но тенденция положительная, согласитесь?

Аж 91% россиян сталкивался с попытками мошенничества в прошлом году (исследование НАФИ и “Ингосстраха”). Чаще всего нам звонят ”представители банков" или "правоохранительных органов"(73%). Предлагают заработать на “инвестициях и крипте”(63%).

Схемы и способы киберпреступников становятся более изощренными. На “темную сторону” небезуспешно пытаются переманить искусственный интеллект.

Надеюсь, что с нововведениями банки больше не смогут отпираться. А пока система выстроена по принципу: “сам дурак!”.

И люди вынуждены обращаться в суд. Зачастую только на уровне кассационной, то есть третьей, инстанции удовлетворяются такие иски. И то, не всегда. Получается, что человека лишился денег и банк такой: “Сорян!”

¯\_(ツ)_/¯

Вспомнился случай из практики

Обратилась к нам женщина в возрасте, потерявшая сына. У него был вклад в одном крупном банке России на сумму порядка 5 000 000 ₽. Там она получила выписку по счёту, продемонстрировав копию свидетельства о смерти.

Спустя полгода, вступив в наследство, женщина вернулась в банк снимать деньги. А их нет.

На месте происходит разбирательство, пригласили руководителя отделения, который: “Извините, но по нашим данным, денежные средства были сняты ввиду закрытия вклада”.

Можно представить, состояние человека: потеряла единственного сына, так ещё и такая неприятная ситуация.

Сотрудники нашей компании помогли женщине возбудить уголовное дело по п."б" ч. 4 ст. 158 УК РФ “кража, совершенная в особо крупном размере”. Проводились следственные действия с сотрудниками, операторами, руководством банка. Было подготовлено исковое заявление в суд.

Причём интересно, что на первом допросе менеджер дал одни были показания. А на втором заявил, что : “я клиента предупреждал”. Позже сотрудника, совершившего нелегальный перевод, все же нашли. Денежные средства были возвращены.

Возникает вопрос: почему человек, работающий во внутренней структуре, так легко получил доступ к личным данным человека, пусть даже умершего, и спокойно перевёл деньги.

Если распутывать цепь, там, возможно, и служба безопасности замешана, и айтишники, локальное руководство. Увидели, что человек скончался, мама у него старушка, можем 5 мультов у него увести. С кем нужно поделимся.

Как показала ситуация, банки никакие внутренние расследования не проводят. И заявление, как правило, они не удовлетворяют. Проще откреститься.

Уверен, если же у банка будет безусловная обязанность вернуть утраченные деньги, то сотрудников будут подбирать более щепетильно, более качественно выстраивать систему безопасности.

Изначально мы готовили нашу клиентку к тому, что положительное решение, возможно, получим только в 3 инстанции. Чтобы клиент понимал, что судебные тяжбы, скорее всего, будут не быстрыми.

Надеюсь, что нововведение в закон, поможет избежать жертвам мошеннических действий, вот таких неприятных ситуаций, сберечь нервы и время. Ведь

Что я могу порекомендовать?

Напомню 2 неуникальных правила.

1. Лучше перебдеть

2. Сомневаешься – не делай.

Не ленитесь лишний раз перезвонить “пострадавшему в ДТП” родственнику.

Если звонят из “службы безопасности” попросите, чтобы прислали официальное уведомление на ваш адрес.

Если названивают фейковые полицейские, предложите им вызвать вас повесткой.

Если деньги вы все же перевели злоумышленникам, то сразу необходимо предупредить банк, чтобы операцию приостановили, и написать заявление.

В некоторых случаях необходима помощь юриста. Не все банки могут сиюминутно отозвать платёж. Если “физик физику” перевёл деньги, то здесь ситуацию разрешит только суд. А это, как мы знаем, проблематично.

Будьте бдительны и осторожны

Поделитесь в комментариях, сталкивались ли вы с мошенничеством?

0
89 комментариев
Написать комментарий...
Полина Бондарева

Очень актуально. Хоть и появились всякие определители на телефоне, все равно бывает, что звонят. Ситуации с мошенничеством с нейросетью вообще страшно.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Терентьев
Автор

Да, надо быть очень внимательным, чтобы не попасть в лапы мошенникам. Все хитрее и хитрее у них способы.

Ответить
Развернуть ветку
86 комментариев
Раскрывать всегда