{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое семантическое ядро и как собрать семантику

Один из первых и важнейших этапов в SEO-продвижении – это формирование семантического ядра. Семантическое ядро позволяет собрать все возможные запросы, по которым пользователи потенциально могут перейти на сайт и совершить покупку товаров, заказ услуг или другие целевые действия.

На основе семантического ядра составляется структура сайта, формируется контент и мета-теги, формируется структура содержания страниц, а также проводится аналитика видимости и позиций сайта в поисковых системах. Также на основе семантического ядра можно сформировать рейтинг лидеров тематики в поиске Яндекса и Google.

Что такое семантическое ядро

Семантическое ядро (семантика) – это список поисковых запросов, по которым пользователи ищут определенные товары, услуги или любую другую информацию в поисковых системах.

Семантика – это не просто набор фраз, а упорядоченный список поисковых запросов, распределенных по группам (кластерам). Кроме поисковых запросов, семантика включает в себя частотность каждого запроса, степень коммерциализации каждого запроса, сумму частоты каждой группы, посадочные страницы, которые показываются в органической выдаче по каждому запросу и позиции сайта в Яндексе и Google по каждому запросу.

Чаще всего, семантическое ядро оформляется в виде таблицы в Excel или Google таблицах.

Основные термины

Для большего понимания данной статьи приведу расшифровку некоторых терминов:

Поисковый запрос (поисковая фраза) – это слово или словосочетание, которое пользователи вводят в строку поиска Яндекса и Google.

Ключевое слово – это слово или словосочетание, которое используется для оптимизации страницы под поисковые запросы. Ключевое слово и поисковый запрос – это одно и то же слово или словосочетание.

Частота поискового запроса (или частотность) – это количество использования данного запроса пользователями за месяц или за год.

Базовая частота– это количество использования поисковых запросов, которые включают в себя соответствующий запрос.

Точная частота– это количество использования поискового запроса за месяц или за год в точном соответствии слов, входящих в запрос.

Степень коммерциализации (коммерческость запроса) – это процент коммерческих страниц в поисковой выдаче. Как правило, если коммерческих страниц в выдаче по запросу меньше 35%, то запрос считается информационным.

Транзакционный запрос– это коммерческие запросы, которые подразумевают совершение целевого действия, например покупки товара или заказа услуги.

Геозависимый запрос– это запрос, по которому поисковая выдача будет отличаться, в зависимости от региона.

Геонезависимый запрос– это запрос, которые содержит топоним, например Москва. По таким запросам выдача не зависит от региона, в котором осуществляется поиск.

Кластеризация– это группировка поисковых запросов на основе поисковой выдачи. В одну группу объединяются поисковые фразы, по которым в поисковой выдаче присутствует более 3-5 одинаковых страниц.

Для чего нужно семантическое ядро

Семантическое ядро необходимо для выполнения следующих задач:

Анализ спроса

  • Определить, какие направления пользуются спросом.
  • Определить объем спроса.
  • Выявить наиболее запрашиваемые направления.
  • Разделить коммерческий и информационный спрос.

Определение положение сайта в тематике

  • Определить видимость сайта.
  • Определить, по каким группам запросов сайт ранжируется выше, по каким ниже, а по каким группа совсем не ранжируется в поиске.
  • Определить позиции сайта по каждому поисковому запросу.

Определение положения конкурентов и формирование списка лидеров тематики

  • Сформировать список лидеров тематики.
  • Определить видимость лидеров тематики.
  • Выявить направления, где лидеры тематики полностью заняли нишу.
  • Выявить направления, где лидеры отстают.

Формирование структуры сайта

  • Составить список страниц, которые нужны для продвижения сайта.
  • Составить список страниц, которые уже есть на сайте, а какие необходимо создать.
  • Определить, какие страницы уже высоко ранжируются в поиске и занимают позиции в топ-10, а какие страницы не попали в топ-10 и требуют доработки.
  • Составление контент-плана для продвижения сайта по информационным запросам.

Формирование контента и мета-тегов

  • Необходимо оптимизировать мета-теги, заголовки и текстовый контент на страницах сайта, чтобы он охватывал все необходимые для продвижения поисковые запросы.

Ссылочное продвижение сайта

  • На основе семантики формируется анкор-лист для внутренней перелинковки страниц сайта, а также для внешнего ссылочного продвижения.

Аналитика

  • Оценка динамики видимости и позиций сайта после реализации SEO-задач.
  • Оценки динамики видимости конкурентов.
  • Анализ положения сайта в тематике в целом, после реализации SEO-задач.

Как собрать семантическое ядро

Алгоритм формирования семантического ядра у каждого специалиста индивидуален. Нет четкой схемы для сбора семантики. Более того алгоритм формирования семантического ядра может отличаться каждый раз, в зависимости от тематики, объема семантики, особенностей ниши, целей и задач клиента и многих других факторов.

Ниже мы разберем на примере один из алгоритмов формирования семантического ядра.

Изучите тематику

Первый шаг в сборе семантики – это изучение тематики сайта. Необходимо определить, кто является целевой аудиторией, как именно пользователи ищут контент, что важно получить пользователю.

Выделите основные особенности ниши.

Определите, кто ищет информацию, что ищут пользователи, как и зачем ищут информацию.

Например, целевой аудиторией мебельного интернет-магазина с низкой и средней стоимостью товаров, целевой аудиторией будут молодые семьи, люди со средним доходом в возрасте от 23 до 55 лет и т.д. Если на сайте представлена дорогая элитная мебель, то целевой аудиторией скорее будут дизайнеры и строители.

В первом случае пользователи будут использовать более общие запросы, например «купить диван», «купить диван-еврокнижку», «купить недорогой диван» и т.д.

Во втором случае, пользователи могут использовать названия брендов, артикулы товаров, страны-производители и т.д.

Таким образом изучение ниши определение особенностей тематики сайта позволит понять, в каком направлении собирать поисковые запросы и какие запросы будут работать для сайта наиболее эффективно.

Изучите поисковую выдачу

Для этого необходимо подобрать основные поисковые запросы, задающие тематику сайта. Введите данные запросы в поисковую строку Яндекса и Google и проанализируйте поисковую выдачу по данным запросам. Анализ выдачи может включать в себя следующие задачи:

  • Составление списка лидеров тематики
  • Анализ ключевых слова в заголовках и описаниях страниц
  • Анализ поисковых подсказок
  • Анализ похожих запросов

В ходе анализа выписывайте сайты лидеров тематики и целевые ключевые фразы, которые найдете в ходе анализа.

Изучите сайты лидеров тематики

Проанализируйте структуру сайтов лидеров тематики. Посмотрите, как оформлена навигация по сайту.

Проанализируйте структуру сайта и схематично отобразите структуру конкурентов.

Визуализировать структуру можно с помощью различных инструментов, например Xmind.

Можно просканировать сайты лидеров с помощью программ, например Screaming Frog, и собрать список страниц каталога товаров, услуг или других разделов сайта.

Это позволит определить, какие страницы созданы на сайтах конкурентов и под какие поисковые запросы оптимизированы данные страницы.

Составьте список маркерных запросов

Выпишите в таблицу общие запросы, которую задают тематику вашего сайта. Список таких запросов мы предлагали составить в 1 шаге.

В данный список вы можете добавить названия разделов и категорий с вашего сайта и сайтов конкурентов (для этого вы можете выгрузить заголовки h1 с помощью программы Screaming Frog).

Подберите синонимы для фраз, где это возможно.

Соберите заголовки теговых страниц и названия элементов фильтрации.

Объедините все полученные запросы в один список и удалите дубли фраз, если они присутствуют в списке.

Выгрузите запросы из левой колонки Яндекс Wordstat

Чтобы выгрузить запросы из Яндекс Wordstat, необходимо добавить в строку поиска ключевое слово или фразу и скопировать все запросы, которые выводятся в левой колонке. По некоторым запросам может выводить до 40 страниц с запросами. А маркерных фраз может быть от десятка до нескольких сотен или тысяч.

Поэтому для парсинга поисковых запросов из Яндекс Wordstat необходимо использовать автоматические парсеры, например:

  • Программу Key Assort (разовая оплата лицензии)
  • Парсер A-parser (разовая оплата лицензии)
  • Онлайн-сервис Word Keeper (платная подписка)
  • Онлайн-сервис Rush Analytics (платная подписка)
  • Онлайн-сервис Keys So (платная подписка)
  • Любой другой сервис с аналогичным функционалом

Выгрузите запросы конкурентов

Существуют онлайн-инструменты, которые позволяют выгрузить поисковые запросы, по которым ранжируются сайты конкурентов. Некоторые сервисы даже показывают позиции сайта и объем трафика, которые получают ваши конкуренты.

Чтобы получить список запросов конкурентов, можно использовать сервисы Букварикс (бесплатно) или Keys So (нужна платная подписка).

При выгрузке запросов конкурентов в списке может присутствовать много брендовых запросов, мусорных или нецелевых фраз. Поэтому перед работой со списком запросов конкурентов, необходимо удалить все лишние запросы.

После чистки можно добавить все запросы к собранному ранее списку и удалить дубли запросов, если они присутствуют.

Соберите поисковые подсказки

При вводе ключевого слова в строку поиска Яндекса и Google, поисковые системы показывают поисковые подсказки, дополняя ваш ключ хвостами с дополнительными словами.

Такие подсказки могут быть полезны при продвижении, так как они делают запросы более точными и позволяют охватить больше спроса.

Для сбора поисковых подсказок необходимо использовать онлайн инструменты, например:

  • Онлайн-сервис Word Keeper (платная подписка)
  • Онлайн-сервис Rush Analytics (платная подписка)
  • Онлайн-сервис Keys So (платная подписка)
  • Онлайн-сервис Just Magic (платная подписка)
  • Парсер A-parser (разовая оплата лицензии)

После сбора подсказок, добавьте полученные запросы в ваш список и снова проверьте наличие дублей.

Соберите базовые и точные частоты

Чтобы определить объем спроса по каждому поисковому запросу, необходимо собрать частотность ключевых фраз. Частотность также позволит удалить запросы с низким или нулевым спросом.Собрать частоту запросов можно с помощью инструментов:

  • Программу Key Assort (разовая оплата лицензии)
  • Парсер A-parser (разовая оплата лицензии)
  • Онлайн-сервис Word Keeper (платная подписка)
  • Онлайн-сервис Rush Analytics (платная подписка)
  • Онлайн-сервис Just Magic (платная подписка)

Необходимо собрать базовую и точную частоту. Точную частоту вы можете собрать по маске «!запрос» или «[!запрос]».

После сбора частотности поисковых запросов добавьте полученные данные в вашу таблицу со списком фраз и удалите запросы с нулевой частотой. Если объем семантики получился большой, и вы не планируется собирать крохи трафика по низкочастотным запросам, вы можете также удалить запросы с частотой менее 10, 50, 100 или другими показателями, в зависимости от ваших целей и задач.

Также рекомендуем сразу удалить неявные дубли, оставив наиболее частотные запросы.

Сгруппируйте поисковые запросы

Группировка поисковых запросов (кластеризация) – это один и з важнейших этапов при формировании семантики. Кластеризация определяет, какие запросы ведут на одну страницу. Соответственно под каждую группу запросов на сайте должна быть создана отдельная страница.

Также кластеризация упрощает задачу по чистке семантики от нецелевых и мусорных запросов. После кластеризации не нужно просматривать каждый запрос. Можно анализировать группы и удалять нецелевые запросы целыми группами.

Вручную сделать группировку поисковых запросов довольно трудозатратно, поэтому для кластеризации запросов необходимо использовать автоматизированные сервисы:

  • Программу Key Assort (разовая оплата лицензии)
  • Парсер A-parser (разовая оплата лицензии)
  • Онлайн-сервис Word Keeper (платная подписка)
  • Онлайн-сервис Rush Analytics (платная подписка)
  • Онлайн-сервис Just Magic (платная подписка)
  • Любой другой сервис с соответствующим функционалом

Обращайте внимание, что автоматизированные сервисы не идеальны. Запросы с одним интентом могут быть разделены на разные кластеры, или наоборот, запросы с разным интентом объединены в одну группу.

Для кластеров, которые содержат много фраз, делайте группировку отдельно, чтобы разделить запросы из одного большого кластера на более тематические группы. Точечно проверить кластеры можно с помощью тех же платных сервисов или бесплатных инструментов, например через сервис Coolakov.

Каждой группе (кластеру) присвойте название. Лучше всего в качестве названия использовать самый частотный запрос из кластера. Он наиболее точно будет отражать интент группы запросов.

Название группы добавьте в первый столбец таблицы, перед столбцом со списком всех ключевых фраз.

Определите геозависимость и степень коммерциализации запросов

Чтобы более точно определить интент поисковых запросов, необходимо определить геозависимость и степень коммерциализации поисковых запросов.

Собрать данные вы можете с помощью сервисов:

  • Онлайн-сервис Word Keeper (платная подписка)
  • Онлайн-сервис Rush Analytics (платная подписка)
  • Онлайн-сервис Just Magic (платная подписка)
  • Любой другой сервис с соответствующим функционалом

Проверьте, что в одну группу объединены только коммерческие или только информационные запросы. Запросы с разным интентом необходимо вести на разные страницы.

Удалите нецелевые и мусорные запросы

Пройдитесь по всем группам запросов и удалите мусорные запросы (запросы, не относящиеся к тематике сайта, незаконченные запросы). Также удалите запросы с упоминанием брендов конкурентов и явно нецелевые запросы.

Помочь найти нецелевые запросы поможет формула соотношения точной частоты к базовой. Проверьте запросы, с показателем ниже 0,005. Чаще всего это нецелевые запросы, которые не будут использоваться при оптимизации страниц сайта.

Проверьте, что в семантике не упоминаются регионы, в которых не осуществляется деятельность вашей компании.

Также можно смело удалить кластеры, в которых присутствует только 1 запрос. Запросы без группы также чаще всего являются нецелевыми.

Чистку запросов, на наш взгляд, удобнее всего проводить с помощью онлайн-сервиса Word Keeper.

Определите частоту для каждого кластера

Для этого необходимо рассчитать сумму точных частот всех запросов, входящих в кластер.

Это позволит определить наиболее запрашиваемые группы запросов. Также вы можете удалить группы с самым низким спросом, например с общей суммой частот менее 10 запросов в месяц.

Для удобства рекомендуем сделать сортировку от самого частотного кластера к самому низкочастотному. Также вы можете сделать сортировку запросов таким образом, чтобы в каждом кластере запросы шли в порядке убывания точной частоты.

Определите позиции сайта и релевантные страницы по каждому запросу

Чтобы определить позиции сайта по всем поисковым запросам, необходимо загрузить семантику в онлайн-инструмент, которые проанализирует позиции сайта и определит страницы, которые показываются в поиске Яндекса и Google по соответствующим запросам.

Для анализа позиций и видимости сайта вы можете использовать различные онлайн-инструменты, например:

  • Онлайн-сервис Rush Analytics (платная подписка)
  • Онлайн-сервис Allpositions (платная подписка)
  • Онлайн-сервис Топвизор (платная подписка)
  • Онлайн-сервис Пиксель Тулс (платная подписка)
  • Любой другой сервис с соответствующим функционалом

У каждого инструмента есть свои особенности, а также преимущества и недостатки. Например, сервис Allpositions не собирает мобильную выдачу, а через Топвизор можно анализировать выдачу как для ПК, так и для смартфонов. При этом через Allpositions удобнее анализировать видимость конкурентов и формировать рейтинг лидеров тематики, чем через Топвизор.

Поэтому рекомендую изучить все инструменты для анализа позиций и видимости и выбрать наиболее подходящий для вас инструмент.

Сформируйте итоговый файл со всеми данными

Объедините все собранные данные в одну таблицу.Итоговый документ должен содержать следующие параметры:

  • Названия групп (кластеров)
  • Поисковые запросы
  • Базовые частоты
  • Точные частоты
  • Суммы частот кластеров
  • Степень коммерциализации запросов
  • Геозависимость запросов
  • Релевантные страницы в Яндексе и Google
  • Позиции сайта в Яндексе и Google

Также рекомендуем предусмотреть столбец для добавления посадочных страниц и комментариев. Не всегда в поиске ранжируется целевая страница или вообще присутствует какая-либо страница.

Мы сформировали семантическое ядро. Что с этим делать?

После того, как семантическое ядро будет готово, необходимо вернуться к разделу «Для чего нужно семантическое ядро» и еще раз изучить задачи, которые помогаем решить семантика.После формирования семантического ядра необходимо выполнить следующие задачи:

  • Определить текущее положение сайта в тематике
  • Выявить сильные и слабые стороны
  • Составить рейтинг лидеров тематики
  • Изучить положение конкурентов сайта
  • Составить структуру сайта
  • Определить точки роста
  • Составить контент план
  • Провести контентную оптимизацию сайта
  • Провести аналитику после реализации SEO-задач

Реализация данных задач позволит улучшить положение вашего сайта в поисковых системах, увеличить объем целевого органического трафика, улучшить контентную оптимизацию сайта. В совокупности все это приведет к росту конверсий и продаж.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда