Почему менеджеры идут учиться

Опросили почти 200 специалистов, чтобы разобраться в нюансах обучения менеджеров в IT

Рассказываем о системе маркетинговых исследований в направлении менеджмента Яндекс Практикума и о том, что удалось узнать в ходе одного из них.

Внутри Практикума есть несколько типов маркетинговых исследований. Регулярно проводятся те из них, в ходе которых замеряют знание бренда и выясняют, с чем он ассоциируется. А еще традиционно собирают аналитику по welcome-анкетам пришедших учиться студентов.

Но большое количество маркетинговых исследований инициируется под конкретный запрос. Например, если нужно понять, есть ли разница между студентами Практикума из регионов и из Москвы. На основании данных об образовании и работе, опыте онлайн-обучения, медиа-потребления можно составить детальный портрет «среднего» студента. И в результате лучше настроить коммуникацию для региональной аудитории, чтобы отвечать на её боли и потребности.

Выводы могут прямо влиять на работу коллег. Например, в исследовании по медиа-потреблению студентов были вопросы и о любимых телеграм-каналах, и о том, на каких платформах они слушают музыку и смотрят фильмы. Оказалось, что большая часть опрошенных активно пользуется медиа-сервисами Яндекса. Для Практикума это сигнал, что нужно активнее смотреть в сторону совместных проектов с этими сервисами.

Как готовили исследование о менеджерах в IT

В отделе маркетинговых исследований трое ключевых сотрудников — бренд-стратег и две исследовательницы. Если они работают с большой задачей, которая включает в себя качественный и количественный этапы, то на выполнение — от подготовки до презентации результатов — уходит 2—3 месяца. Короткие опросы на легко достижимый сегмент аудитории можно проводить за 2—3 недели.

Исследование того, как и чему учатся менеджеры в IT, инициировало направление менеджмента. Изначально мы фокусировались на достаточно узком сегменте аудитории: менеджеры IT-компаний с опытом работы 1-5 лет и командой в 2-10 человек. Предполагалось, что так удастся понять, почему уже работающие менеджеры идут учиться и в чём видят свои слабые стороны.

На качественном этапе было проведено 15 глубинных интервью. Исследователи говорили с менеджерами разного опыта, чтобы изучить проблемы именно «начинающих» специалистов. Информантов собирали через несколько каналов, и хотя большая часть — это студенты Практикума, кто-то к нему практически не имел отношения. Это довольно стандартный подход, чтобы позже на этапе анкетирования варианты ответа больше отражали реальность, чем ощущения исследователей.

«Гипотезы, с которыми мы начинаем исследование, подтверждаются не всегда. Но это не тот критерий, по которому мы измеряем успешность и эффективность. Для нас гораздо важнее подготовить и провести исследование таким образом, чтобы его результатам можно было доверять».

Дмитрий Хворов, бренд-стратег

На количественном — возникли сложности с подбором аудитории: группа, которую хотелось исследовать изначально, оказалась слишком маленькой и труднодостижимой. Поэтому в итоге чуть расширили опыт — до 10 лет вместо 5, уже не совсем новички. Плюс не спрашивали о числе людей в команде. Рекрутировали рассылкой студентам (так пришло около 90 человек) и закупленными постами в группах в соцсетях (ещё около 50 человек). Эффективной оказалась личная коммуникация: почти 30 человек заполнили анкету после просьбы в личных соцсетях и внутренних сетях Практикума.

В итоге получилась выборка 179 человек. Для количественного исследования это не очень много, но для рассмотрения общих черт достаточно.

Что мы узнали

Основные проблемы, с которыми сталкивались опрошенные, связаны со сложностью определения набора навыков для позиции менеджера как таковой и со спецификой продуктов в IT. Так, из-за неопределённости навыков, которые нужны менеджеру, сложно оценить достаточность и уровень собственных знаний.

Менеджерам хочется проверить знания и закрыть пробелы, но не очень понятно, чему именно нужно учиться. В профессии нет какого-то устоявшегося набора компетенций, с которым можно свериться и понять, что тебе не хватает базы. Поэтому часть обучающихся на менеджерских курсах идут туда не чтобы чему-то научиться, а чтобы для начала вообще понять и вспомнить, что они уже умеют.

Что касается специфики IT, то, с одной стороны, менеджерам нужно разбираться не только в управлении вообще, но и хотя бы на базовом уровне знать IT-сферу. С другой, менеджер в IT — это в первую очередь всё равно менеджер, и проблемы коммуникации и мотивации для него также актуальны.

Результаты исследования направления менеджмента Яндекс Практикума

Большинство опрошенных отметили, что лучше и больше всего навыки прокачиваются на практике, а знания приходят с опытом — своим собственным и с кейсами коллег. Но книги, курсы, телеграм-каналы и программа университета тоже могут оказаться очень полезны для развития карьеры.

С этим же связана и основная мотивация для начала учёбы: если запрос идёт от вызовов на работе, от практических задач, потребность в курсах будет выше. Кроме того, важно ощущать, что вложения в развитие оправдаются в будущем, будь то материальная выгода или интересные задачи.

Результаты исследования направления менеджмента Яндекс Практикума

Связь обучения с опытом практической работы прослеживается и в других ответах. Например, отвечая, каким ожидают видеть хорошее менеджерское обучение, респонденты поставили в топ-4 вариант «Курс должен быть наполнен практикой и реальными рабочими кейсам». Также важно, что:

1. Можно учиться дистанционно. Онлайн не отталкивает, а скорее наоборот.

2. Предпочтение полноценным курсам. Они лучше коротких интенсивов или воркшопов.

3. Длина курса может составлять 2—6 месяцев. Но важно ощущать, что действительно всё это время необходимо для обучения и что программу не растянули только ради длительности.

«Менеджеры не ждут какой-то конкретной длительности или стоимости от курса. По моему опыту практикумовских исследований, в других направлениях у студентов есть хотя бы примерное понимание, что 2—3 месяца — маловато. Среди менеджеров больше доля тех, кто смотрит на соотношение «цена-длительность-программа» и не строит никаких предварительных ожиданий».

Дарья Жукова, исследовательница

А теперь — главный вывод

Самое важное, что мы смогли узнать: менеджеры убеждены, что можно научиться профессии. Только 15,1% опрошенных говорили, что «с этим нужно родиться». 82,6% с ними не согласны, причём большая часть — 60,3% — отвечала, что развить основные навыки можно с нуля через обучение.

А значит, у нас есть единомышленники.

Выбрать курс и пройти бесплатный модуль, чтобы понять, подходит ли вам программа, всегда можно на странице направления менеджмента.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда