{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Мотивация в обучении — что же на самом деле скрывается за этим движущим фактором?

В статье я рассказываю о различных мотивах, оказывающих влияние на поведение студентов, и объясняю, почему важно учитывать их при разработке обучения.

Каждый из проектировщиков обучения задаётся вопросом: «Как сделать так, чтобы студент в течение курса учился с энтузиазмом?» Вопрос сложный, многогранный, но актуальный.

Поэтому сегодня хотелось бы поговорить не столько в общем о мотивации и теориях, сколько об учебной мотивации и мотивах.

Если говорить простым языком, то мотивация — это сила, движущая людей к желаемому результату. Соответственно, можно сказать, что учебная мотивация — это та побудительная сила, которая заставляет студентов учиться и достигать образовательных целей.

Кстати, важно отличать учебную мотивацию от студенческой вовлеченности. Тот, кто состоит в моём чате уже знает в чём состоит главное отличие.

Чтобы определить интенсивность мотивации учебной деятельности, мы сначала должны узнать оценку студентами вероятности того, что ожидаемые последствия от обучения будут результатом достижения заранее намеченной цели (например, от получения диплома инженера-программиста).

Поэтому в учебной мотивации важно уделять внимание мотивам.

Классификация учебных мотивов

Существуют разные классификации учебных мотивов (см. работы Марковой А.К., Мельниковой Т. В. и т.д.), но я склоняюсь более к трём укрупнённым группам мотивов: познавательным, социальным и личностным.

Вкратце рассмотрим каждый из них.

  • Познавательные мотивы. Данные мотивы связаны непосредственно с содержанием обучения. Они свидетельствуют об ориентации на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, определяются в целом интересом к знаниям, например, новым фактам или явлениям, к ключевым идеям темы, предметным теориям и принципам и т.д. К этой группе относятся также мотивы, которые направлены на овладение способами добывания знаний: интерес к самостоятельному приобретению знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы и т.д. Познавательные мотивы также включают в себя стремление к самообразованию и саморазвитию.
  • Социальные мотивы. Данные мотивы связаны с видами социального взаимодействия студентов. Например, получить знания для того, чтобы принести пользу обществу, или стремление приобрести при помощи обучения определенный статус (стать востребованным специалистом на рынке), получить одобрение от окружающих за освоение новых навыков и т.д. Также данные мотивы могут отражать потребность в общении и взаимодействии со студентами, преподавателями, экспертами, кураторами обучения и т.д.
  • Личностные мотивы. Данные мотивы связаны с реализацией личности. Например, студент учится для того, чтобы индивидуализироваться при помощи обучения (отличаться от других, являясь носителем уникального знания), реализовать личную цель при помощи обучения, продемонстрировать самому себе волевые качестве в обучении (например, обучению сложным навыкам) и т.д.

Полезный комментарий: в своё время я уже писал на канале о том, что измерение опыта взрослых обязательно перед началом обучения, но помимо измерения опыта можно и «измерить», а точнее понять мотивы студентов, которые пришли к вам учиться на курс. Может ли прийти студент без познавательных мотивов, а лишь только ради социального мотива (например, чтобы найти коллегу себе в проект)? Ответ: «Да».

Поэтому предлагаю простое решение: перед началом обучения создайте Excel, назовите колонки «познавательные мотивы», «социальные мотивы» и «личностные мотивы». В каждой из колонок пропишите несколько вопросов, которые помогут понять мотивы учащихся на входе.

Примеры вопросов для определения мотивов

Затем сформируйте при помощи, например, Гугл.форм опросник и запустите его на целевую аудиторию. После чего консолидируйте данные и проанализуйте их.

Вы спросите: «Какова конечная цель?»

Мне кажется, что, опираясь на полученные результаты, можно разделить студентов в обучении по группам в зависимости от преобладающего мотива, например, социального, а затем ориентировать куратора группы обучения на то, чтобы он выстраивал стратегию для их поддержки в рамках мотивов, которые студенты описали в ответах опросника на входе.

Стоит отметить, что привычная для нас формулировка «сбор потребностей» является с научной точки зрения не совсем уместной, т.к. потребность и мотив — это разные вещи. Если говорить простым языком, то потребность— это не всегда осознаваемое желание устранить дискомфорт человека, а мотив, как правило, характеризуется осознанностью. Например: самореализация — это потребность, закончить курс «бизнес аналитика» и построить карьеру в EdTech-компании — это мотив.

Падение учебной мотивации

Иногда случается, что на курсе у студента падает, или как говорят проектировщики обучения, «проседает» учебная мотивация.

Что это означает?

Скорее всего, что:

А) У студента сменился мотив (-ы). Мотивы учащихся, особенно взрослых, непостоянны и могут меняться в течение обучения. Например, студент пришёл учиться для того, чтобы изменить социальный статус, но во время обучения потерял в этом смысл и сменил ориентиры. Поэтому я всегда рекомендую собирать обратную связь до, во время и после обучения. Инструментом могут стать обычные опросники в формате Гугл, в которых отражены вопросы каждого из групп мотивов.

Б) Обучение не соответствует мотиву (-ам) студента. Случается так, что студент пришёл получить знания, чтобы повысить свою экспертность в теме (например, по курсу «Методист онлайн-обучения»), а программа обучения не модернизировалась больше года и не адаптировалась под опытных студентов. Соответственно, учебная мотивация в таком случае с каждым пройденным модулем движется к нулю. Одно из эффективных решений — провести аудит мотивационного дизайна курса (проверить наличие модели, например, SSDL, или проверить лендинг, в котором на входе описываются образовательные результаты для студента).

Приходите на мой канал «Лаборатория онлайн-обучения» — первый научно-популярный канал об онлайн-образовании!

На канале:

• Собрана мощная база знаний как для начинающих специалистов, так и для опытных представителей сферы образования.

• Проводятся образовательные эфиры по разным темам.

• Работает Креативная мастерская «ФреймЛаб» по разработке и внедрению методических фреймворков, которые помогают специалистам решать реальные задачи при создании обучения.

Подписывайтесь и убедитесь в его пользе! А также не забывайте подписаться на мою страницу VC.ru

Друзья, вот и вся информация, которой я хотел с вами поделиться.

Если было полезно и интересно — пишите в комментариях, либо ставьте ваши 💙

Источники

Национальная энциклопедическая служба, раздел "Психологические словари и справочники", подраздел "Социальная психология" (Интернет-ресурс)

Motivation and Self-Regulated Learning (научная статья)

Практический опыт образовательного консультанта и методолога Осипова Михаила

0
2 комментария
Вася Никитин

даже сил у ученика есть огромный интерес и желание, преподаватель его может прекрасно отбить

Ответить
Развернуть ветку
n.shmelev

можно перед этим постом написать, как найти мотивацию читать длинные посты?

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда