{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я создал бизнес в сфере освещения без стартового капитала на голом энтузиазме и выжил, пройдя несколько кризисов

Меня зовут Дмитрий и я владелец компании Pixout. Хочу рассказать, как я поднимал свой бизнес без стартового капитала и на голом энтузиазме. Сразу оговорюсь, что сфера моей деятельности очень специфическая с одной стороны, но красочная и яркая с другой. По профессии я программист уже много лет работающий в сфере встраиваемых систем, они же embedded systems. Часто в начале карьеры хочется найти работу мечты, чтобы было и интересно, и денежно. Именно это я и сделал, о чём до сих пор не пожалел.

LED модуль Aquamarine 60.

Приехать на выставку и нарушить патенты

В 2005 году я попал в небольшую фирму Street Television, которая занималась созданием полупрозрачных LED экранов. Ну как попал – увидел объявление на портале для поиска работы и подал заявку. Это и определило мою дальнейшую судьбу: именно здесь началась моя деятельность в такой узкой, но интересной отрасли как архитектурный свет (в том числе свет для шоу-бизнеса, концертов, клубов).

Нас было трое: два совладельца и я как наемный работник. Помню нашу первую выставку во Франкфурте, куда мы приехали с LED модулем Aquamarine 60 в виде легкой алюминиевой полупрозрачной рамы c низким разрешением 16х16 пикселей, работающий по оптике. Я делал управляющий софт на C++ Builder, и всё это работало на простом лаптопе. В далекие времена до Google такой проект считался бы инновацией, а мы могли бы называться стартапом, но тогда этих слов мы ещё не знали и просто делали то, от чего сами горели.

Сами горели и зажигали всё больше LED модулей.

Надо сказать, наше устройство произвело фурор, ведь у немцев были могучие, тяжёлые как Panzerkampfwagen, большие и дорогие системы для управления LED экранами которым требовалась целая команда инженеров. Плохая новость заключалась в том, что нас сняли с участия за день до выставки за нарушение нескольких патентов, но тогда, мы посчитали это успехом. Ведь нас заметили, и одна крупная немецкая фирма предложила нам сотрудничество.

Потом было много проектов, которые мы делали самостоятельно и с немцами. Одни из самых крупных были: полупрозрачный экран на сцене “Новой Волны” в Юрмале, презентация новой модели VW Iroc, концерты в Кремле. Но самый крупный – это 700м2 параболический экран в музее BMW в Мюнхене, расположенный на глубине трехэтажного здания под землёй. Это повод для гордости и отдельной статьи.

Кинетический экран ORBIS FLY в Дубае.

Кризис как возможность для своего бизнеса

В 2008 году на волне кризиса многие фирмы, связанные с освещением, шоу-бизнесом и ивентами, умерли естественной смертью. Когда нечего есть, эта сфера сворачивается первая. Я ушел прикладывать свои профессиональные навыки в другое место, не связанное с освещением. Но постепенно сфера освещения начала оживать, и мне стали приходить халтуры.

В 2009 году ко мне пришёл один из бывших совладельцев той самой фирмы, про которую я писал выше, и попросил создать систему для нового необычного экрана. Так я начал создавать систему управления для кинетического экрана ORBIS LED DMX, которую потом успешно украли(зачёркнуто) скопировали китайцы.

Чтобы рассказать, как я совмещал этот проект (по 4 часа в день минимум!) и при этом работал на полную ставку на основной работе, а также уделял время детям и жене, нужно написать отдельную статью. Примерно 2 года ушло на создание с нуля всей управляющей системы: от сборки embedded OS Linux до написания GUI, тестирования и исправлений. На этом проекте я многому научился и задумался о своём продукте.

Мобильный digital signage грузовик.

Первый клиент с LED грузовиком и крутой pivot

Работая в сфере освещения, я наработал кучу полезных знакомств. И вот однажды мой знакомый предложил помочь ему создать digital signage устройство, которое могло бы играть видео-файлы на LED экранах. Хм, такое устройство было бы полезно для рекламных билбордов, подумал я и сделал первый прототип для грузовика, который ездил по городу и показывал рекламу. Мы договорились, что сам продукт будет мой, а знакомый сможет его покупать на правах клиента. Так я заполучил первого лояльного клиента.

Мы использовали китайский модульный непрозрачный экран размером 3x1.8 метра на шасси грузовика Mercedes, которым можно управлять с водительскими правами категории B. Система работала очень просто: водителю давали флешку, он ее втыкал в мини-компьютер, на флешке были управляющие скрипты и медиа-файлы, которые отображали нужную рекламу на экране, расположенном на борту грузовика.

Проект прожил некоторое время и свернулся по неизвестным мне причинам. К тому времени у меня уже был MVP, который я предлагал всем моим знакомым в сфере освещения, но желающих было не так уж много. Именно тогда после очередной демо я получил ключевой отзыв: “Что если бы твоя система не проигрывала чужие видео, а могла захватывать осветительный протокол ArtNet DMX и проигрывать его после. Это позволит использовать готовые программы для генерации световых эффектов от сторонних производителей”. Я всегда старался развивать бизнес, отталкиваясь от нужд клиентов, поэтому понял, что пора сделать разворот и полностью переписал код прототипа.

Ёлка у олигарха (картинка не передаёт ее размер). Каждый шар управляется индивидуально

Новогодняя ёлка у олигархов, подсветка пентхауса и первый крупный заказ

Моя философия – получать удовольствие от всего, что ты делаешь. Поэтому я с одной стороны не торопился, а с другой – работал на пределе своих возможностей, при этом не позволяя проваливаться остальным сферам жизни (отдых, семья, деньги, хобби). Кто-то скажет, что так бизнес не делается, надо сфокусироваться на чем-то одном и усердно бить в эту точку. Примерно так я и делал, но строго в рабочее время, а утром и вечером уделял время всему остальному, чтобы не выгореть, а ещё ходил в походы с друзьями и даже организовал туристический клуб (кому интересно, ставьте плюсик в комментах – напишу про хобби отдельную статью).

К началу 2013 года у меня уже был полностью обновленный прототип, и я стал пробовать его на разных проектах. Запомнился дом олигарха, который решил обернуть пятиметровую ель у своего дома гирляндой из шаров. Для каждого шара нужно было обеспечить индивидуальное управление, чтобы сделать анимацию с 3D-эффектами на елке.

Со стороны это выглядело эпично. В элитном посёлке вдруг появилась инсталляция пять метров высотой, которая переливалась и светилась как ракета на солнце перед стартом. Особенное удовольствие доставила отладка системы: я сидел в стареньком VW Touareg прямо на французском газоне у дома, в декабре погода была немилосердная, а система в режиме beta работала с глюками.

Планшет Samsung чтобы клиент мог выбирать разные типы подсветки.

Потом был заказ в пентхаусе: клиент очень хотел подсветку по всему периметру крыши, где был джакузи и зона отдыха. Там был использован планшет Samsung под управлением Android, чтобы клиент мог выбирать разные типы подсветки с эффектами и без, не выходя на улицу. Планшет был красиво вмонтировал в стенку рядом с выходом на крышу, и кто знает, может, он до сих пор там и работает.

Тот год был насыщен разноплановыми заказами. Самым крупным стал заказ на подсветку в одном из ресторанов сети отелей Semarah в Юрмале. Основная фишка была в том, что в помещении ресторана на потолке висели шары разного диаметра и надо было их плавно диммерить, создавая эффект по всей поверхности потолка. Вышла офигенно приятная расслабленная атмосфера, и с каждым новым таким заказом я стал убеждаться в том, что можно одновременно делать прикольно, получать удовольствие от результата и на этом зарабатывать.

Ресторан SemaraH Hotel Lielupe в Юрмале. Шары изменяют интенсивность света динамически.

Команда Шрёдингера

К 2015 году стало понятно, что интерес к осветительным проектам со стороны рынка есть, но сил на всё одному катастрофически не хватает, и я стал искать команду. Всё это время я совмещал создание продукта и основную работу. Привлекал знакомых и коллег с работы, студентов. Каждый раз обжигался, потому что работать в команде намного сложнее, чем одному. Надо разруливать командную работу, быть тим-лидом, а ещё управлять всей операционкой и генерировать идеи. На первых порах я даже пробовал привлечь жену к работе бухгалтером, но потом понял, что лучше нанять стороннего специалиста, чем скандалить с женой из-за дебита-кредита.

Тут я смотрю на Дмитрия из прошлого немного снисходительным дедовским взглядом – теплым, но с оттенком “а я же говорил”, а заодно и предостерегаю вас: никогда не привлекайте родственников к своим проектам. Банально, избито, тривиально, но правда.

Так вот про команду. Люди приходили и уходили, я платил пусть и не много, сколько мог, обещал долю, но часто люди не могли выдержать совмещение еще одного проекта с основной работой. Поэтому я оставил себе двух опытных программистов, небольшой отдел сторонних QA, стороннего копирайтера и полное отсутствие маркетинга с продажами. Я – тот основатель-технарь, который до определенного времени не занимался этими вопросами, а занимался в основном базовым функционалом, потому что мне это было по кайфу. Я не слишком заморачивался бизнесовой стороной вопроса, но понимал, что рано или поздно игнорировать его будет уже невозможно.

Вот такая красивица украшает променад в небольшом Швейцарском городке Neuchâtel

Когда увольняют, а ты и рад

К 2016 году мы – уже с командой – начали активно работать на европейском рынке. Я ездил на выставки и для этого брал отпуска на основной работе, по сути занимался маркетингом и продажами. Надо сказать, что основная идея моего маркетинга, это так называемый “женский маркетинг”. Когда клиенты сами к тебе приходят, потому что у тебя классный и нужный продукт, а еще красивый, удобный и недорогой. Оставалось лишь рассказывать об этом на тематических сайтах.

Наш оборот увеличивался на 30% каждый год. В 2019 году я решил уйти с работы: доходы бизнеса уже позволяли выплачивать себе 51% от моей текущей зарплаты, и по моим расчётам этого было достаточно для рывка на волю, в пампасы. Конечно, я волновался, потому что у меня семья, но решение было принято. А вот реализацию этого решения я постоянно откладывал до лучших времен. В итоге дооткладывался до того, что филиал крупной европейской фирмы, где я работал, закрыли и уволили всех сотрудников одним днем без каких-либо объяснений (а вы говорите Европа!).

Если для остальных это был шок, то я сидел и не верил своим ушам, для меня увольнение стало волшебным пенделем, к которому в придачу полагалось хорошее пособие по безработице на полгода. И всё было хорошо до начала 2020 года, пока не случился ковид.

Арт объект Bladerunner под крышей отеля The Jacquard Hotel в США

Ковид и все-все-все

В пандемию в первую очередь пострадала сфера гостеприимства, ивентов, шоу-бизнеса, которая напрямую питает нас заказами через фирмы-интеграторы световых решений. До этого времени мы набрали более 400 клиентов по всему миру и поучаствовали в сотнях проектов: от Burning Man, шоу Victoria Secrets, Vivid in Australia до более местечковых инсталляций по управлению подсветки фонтанов и променадов. К этому моменту мы перестали проедать всю прибыль, появилась возможность откладывать на развитие и создав финансовый резерв, мы засели за переделку кодовой базы, чтобы выйти из пандемии в белом.

Но никто не предвидел кризис полупроводников и последующий российско-украинский конфликт. Чтобы выжить без полупроводников, мы полностью переделали устройство по конвертации HDMI в ArtNet DMX на новую компонентную базу, это было больно и дорого. А чтобы снизить удар от потери клиентов, стали брать непрофильные проекты на outsource.

На данный момент мы выжили и движемся дальше, продажи медленно восстанавливаются, а наш продукт уже окреп, возмужал, обзавёлся документацией, видео-уроками и рвётся захватывать мир. Конечно, наши конкуренты тоже не спали и смогли вырастить свои продукты похожего типа, но наша отличительная особенность в том, чтобы быстро адаптироваться к разным ситуациям, придумывать новые интересные ходы, отслеживать тренды и видеть перспективы на новых рынках. Да, наша ниша насыщенная, но со многими конкурентами мы научились даже сотрудничать, потому что я всегда топлю за стратегию win-win в любой ситуации

Хочется ещё многое написать и про технические характеристики, и про нюансы маркетинга, который последние два года я усиленно развиваю. Но оставлю продолжение для следующей статьи. Хотелось бы в целом понять, интересно ли людям читать про предпринимательский опыт из первых рук.

Шкаф с оборудованием и его сердце наше управляющее устройство.

Выводы

  • Один основатель – это возможно. Нужно знать предметную область, обладать дисциплиной и мотивацией – сначала для рывка, а потом для планомерной работы.

  • Не бросай основную работу и старайся совмещать ее с стартапом, пока прибыль не достигнет 51% от твоей зарплаты.
  • Помни, что на работе свет клином не сошелся, а жизнь быстро проходит. Уделяй время себе, семье, высыпайся и не работай по выходным – ты строишь бизнес, а не бизнес строит тебя.
  • Ищи партнёров и не тащи всё на себе. Избитая истина, но актульна как мир. Я всё ещё работаю над этим.
  • Ищи нишу, которая тебя привлекает, чтобы работа была в удовольствие, иначе запала надолго не хватит.
  • Бди! Если твоё предприятие “накренилось”, смело делай поворот и ложись на встречный курс. Изменения – это не только нормально, но и необходимо.
  • Не привязывайся и будь готов продать своё дитятко, если потребуется.
  • Всегда держи в голове план, чем можно заняться дальше.

Товарищи, это мой первый блог в жизни, пожалуйста, аплодисменты этому господину. Раньше писал небольшие заметки в ФБ, на ТГ-канал времени уже не хватает, но если кто-то хочет пообщаться, дать совет, сделать предложение или еще что-то, то смело пишите лично. Жду вас в личке красивый весь в жёлтом!

Про наши продукты можно почитать по ссылке

0
145 комментариев
Написать комментарий...
Мехман Саламов

В одно время я очень хотел сделать прозрачный дисплей для задних стекол автомобилей. Идея была такая, чтобы хозяин мог за символическую плату купить и ставить себе такой дисплей под заднее стекло, и там он иог рекламировать свою продукцию. А в основное время там шла бы реклама от фирмы производителя данных дисплеев. Допустим, едешь на трассе, а перед тобой едет машина , у которой на заднем стекле актуальный футбольный финал, а иногда и перерывы на рекламы.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Клепиков
Автор

Насколько мне известно за незаконное световое оборудование гибдд штрафует. Машины с экранами обычно стоят на стоянках, а при передвижении выключают их. Это сделано не случайно, а чтобы не ослепить и не отвлекать водителей

Ответить
Развернуть ветку
Мехман Саламов

Тогда можно немножко по другому. Например, на Тверской (Москва) договориться со всеми магазинами и кафе на первых этажах, и на одно стекло фасадных витражей поставить полупрозрачные дисплеи. С условием, что половину минуты там будет их персональная реклама, а в остальное время единая реклама. Особенно в час пик это смотрелась бы классно, и реклама работала бы эффективно. Представьте, вдруг на всех экранах по всей улице включается единая реклама, и даже можно придумать вариант с перескакиванием изображения с одного экрана на другой.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Клепиков
Автор

Идея огонь 🔥 но технически сложно, провода, блоки питания, низкое разрешение, отвод тепла, шум, металлоконструкции. Были бы они лёгкие и компактные 🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Мехман Саламов

Провода, не так то уж много надо. Можно все раздать через интернет. Шум? От чего? Если озвучка, то это не проблема.
Низкое разрешение? Можно высокого разрешения дисплеи поставить, если витражей много (пусть один будет закрыт дисплеем).
Отвод тепла? Обычно в таких магазинах вентиляция топовая.
Металлоконструкции? Не понял.

Ответить
Развернуть ветку
Мехман Саламов

Я в одно время аж до дисплеев (из Китая ) проработал вопрос.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Клепиков
Автор

Даже если подсчитать очень лайтово, просто зайдём на сайт future-vision.ru и подсчитаем гибкий светодиодный экран P2.

Итак, чтобы получить 640x320 пикселей нам потребуется четыре блока по 160х80 пикселей каждый.

Итак:
Экран размером 640x320 пикселей

1. Вес - 60Kg,
2. Потребление электричества 0.4кВт (примерно 32A 12V).
3. Размер ДxШхТ 1280мм на 640мм на 110 мм
4. Уровень шума. Предположим у нас вот этот блок питания MEAN WELL 12V / 125A ENCLOSED POWER SUPPLY не известен уровень шума, но внутри есть вентилятор и обычно это высокооборотистые вентиляторы
5. Провода для соединение 4 блоков, провод и сам блок питания.

То есть конструкция не маленькая и простым движением в окно её не запихнуть, нужен какой-то кронштейн, хоть от ТВ, хоть от чего.

Я не говорю, что этого нельзя сделать! Можно! Но всё надо считать и разговаривать с владельцами кафе, других мест где это будет стоять.

Ответить
Развернуть ветку
Мехман Саламов
Ответить
Развернуть ветку
Мехман Саламов

Я не технарь, но есть такие варианты. Этот touch screen, а можно найти и без этого.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Клепиков
Автор

Можно линк на сайт производителя?

Ответить
Развернуть ветку
Мехман Саламов

Попозже отыщу, отправлю. Это я вам для примера отправил. Там можно заказать даже outdoor вариант, и, без корпуса. Из этих 40 кг веса (данного примера) наверняка килограмм 10-15 это корпус и подставка.

Ответить
Развернуть ветку
Мехман Саламов

Отправил на личку.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
142 комментария
Раскрывать всегда