{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Как определить, что перед тобой газлайтер (коллега или руководитель)? Что делать?

Без меня ты бы ничего не добился(ась)

Я приведу примеры с точки зрения коммуникации между руководителем и сотрудником. Взаимоотношения между коллегами аналогичны.

Кадр из фильма "Газовый свет", 1944. 

Итак, такие руководители могут использовать разные методики поведения, чередуя самые разнообразные приемы. Приведу в статье несколько из них. Эта информация поможет вам определить такое поведение, узнать фразы, по которым можно понять их тактику. Также я описала, что нужно делать вам, чтобы минимизировать слова и действия газлайтеров.

1. Отрицание:

Что они делают:

  • Они отрицают, что говорили или делали что-то, что вас обидело.
  • Они говорят, что вы слишком чувствительны или что вы неправильно их поняли.
  • Они обвиняют вас в том, что вы выдумываете или преувеличиваете.
  • Заставляют вас сомневаться в своей памяти и восприятии действительности.

Какие фразы они используют:

Я просто пошутил(а), не нужно так серьезно реагировать.

- Ты не так понял(а), я этого не говорил(а).

- Этого не было, ты все выдумываешь.

- Этого не было.

- Ты слишком чувствителен(ьна), не принимай все так близко к сердцу.

- Я просто пошутил(а), не нужно так серьезно реагировать.

- Ты этого не говорил(а), у меня отличная память.

Что нужно делать вам:

  • Доказать обратное очень сложно. Поэтому максимально фиксируйте вашу коммуникацию через электронную почту, например. Пишите все ваши договоренности по итогам встреч и высылайте на подтверждение. Ведите дневник, где будете фиксировать события, даты, время и слова, сказанные вам. В первую очередь, это нужно вам, чтобы позже вспомнить, как все было.
  • Напомните им, что роль руководителя – не оценивать личностные качества, а развивать профессиональные. Спокойно и вежливо отстаивайте свою точку зрения, опираясь на факты.
  • Здесь нужны тоже факты и только факты. И цифры. Обсудите ситуацию с коллегами или друзьями, чтобы получить их взгляд со стороны.

2. Проекция:

Что они делают:

  • Перекладывают свои ошибки, проблемы или чувства на вас.
  • Обвиняют вас в том, что вы делаете то, что на самом деле делают они.
  • Заставляют вас чувствовать себя виноватым(ой) или ответственным(ой) за их проблемы.

Какие фразы они используют:

- Это ты меня расстраиваешь

- Ты всегда все делаешь наоборот

- Из-за тебя я чувствую себя таким(ой)

- Если бы ты не..., то...

- Ты сам(а) такой(ая)!

- Это ты все выдумываешь и преувеличиваешь

- Мне кажется, ты просто завидуешь

- Не стоит перекладывать свои проблемы на меня

Что нужно делать вам:

  • Не принимайте на свой счет слова или действия.
  • Определите границы и не позволяйте им перекладывать свою ответственность на вас.
  • Спокойно и вежливо говорите о своих чувствах и потребностях, не поддавайтесь на провокации.
  • Помните, что он сам может испытывать проблемы и неуверенность. В своей статье Боссинг.Что нужно знать? Как определить и что делать? я описываю причины такого поведения.

3. Критика:

Что они делают:

  • Постоянно вас критикуют.
  • Говорят, что вы ничего не делаете правильно.
  • Подрывают вашу уверенность в себе.

Какие фразы они используют:

- Ты мог(ла) бы сделать это лучше.

- Ты всегда все делаешь не так.

- Ты недостаточно хорош(а).

- Тебе нужно больше стараться.

Что нужно делать вам:

  • Не принимайте критику начальника на свой счет.
  • Анализируйте его слова, чтобы понять, есть ли в них доля правды.
  • Попросите начальника дать вам конструктивную обратную связь.
  • Сосредоточьтесь на своих достижениях.

4. Обесценивание:

Что они делают:

Обесценивают ваши достижения, идеи или чувства.

  • Обесценивают ваши достижения, идеи или чувства.
  • Говорят, что ваши идеи не имеют значения.
  • Заставляют вас чувствовать себя глупым(ой) или беспомощным(ой).

Какие фразы они используют:

- Ты преувеличиваешь свою роль в этом проекте/задаче.

- Твои идеи ничего не стоят.

- Ты не справляешься со своими обязанностями.

- Без меня ты бы ничего не добился(ась).

- Это неважно.

- Ты не прав(а).

- Ты не умеешь этого делать.

- Ты слишком много о себе думаешь.

Что нужно делать вам:

  • Не позволяйте начальнику обесценивать ваши достижения.
  • Напоминайте себе о своих сильных сторонах и достижениях.
  • Собирайте отзывы от коллег и клиентов, подтверждающие вашу компетентность.
  • Помните о своих достоинствах и достижениях.
  • Говорите о своих чувствах и потребностях.
  • Ищите поддержку у других людей.

5. Игнорирование:

Что они делают:

Не дают вам возможности высказаться.

  • Игнорируют ваши вопросы или предложения.
  • Не дают вам возможности высказаться.
  • Заставляют вас чувствовать себя незначительным(ой) или невидимым(ой).

Какие фразы они используют:

- У меня сейчас нет времени.

- Это не важно.

- Я потом тебе отвечу.

- Поговорим об этом позже.

- Я не буду это обсуждать.

- Мне некогда сейчас.

- Не вижу пока в этом необходимости!

- Сейчас обсуждать это я больше не хочу!

Что нужно делать вам:

  • Не позволяйте им игнорировать вас.
  • Будьте настойчивы, но вежливы.
  • Поговорите с кем-то другим, кто может вам помочь.

6. Пассивная агрессия:

Что они делают:

  • Выражают свое недовольство косвенным образом.
  • Делают колкости, саркастические замечания.
  • Отказываются вам помочь или разговаривать.

Какие фразы они используют:

- Конечно, ты можешь это сделать. (с сарказмом)

- Я бы не стал(а) делать это так.

- Это не моя работа.

- Ладно, делай как хочешь.

- Как знаешь.

- Без комментариев.

- Я же тебе говорил(а)...

- Тебе виднее.

- Я в этом не разбираюсь.

- Это не мое дело.

- Пусть будет по-твоему. Я не против.

- Без комментариев.

- Странно обсуждать это здесь и сейчас.

Что нужно делать вам:

  • Не принимайте их пассивную агрессию на свой счет.
  • Сохраняйте спокойствие и вежливость.
  • Игнорируйте саркастические и язвительные комментарии.
  • Обсудите ситуацию с психологом, чтобы научиться реагировать на пассивную агрессию.

7. Перекладывание вины:

Что они делают:

Заставляют вас чувствовать себя виноватыми.

  • Перекладывают вину за свои ошибки на вас.
  • Обвиняют вас в том, что вы некомпетентны или ленивы.
  • Заставляют вас чувствовать себя виноватыми.

Какие фразы они используют:

- Это все из-за тебя.

- Ты мог(ла) бы это предотвратить.

- Если бы ты был(а) внимательнее, то...

- Ты не оправдал(а) мои ожидания.

- Если ты не сделаешь это, я...

- Либо ты делаешь по-моему, либо...

- Это твой выбор, но потом не жалуйся.

- Я не буду с тобой работать, если ты...

Что нужно делать вам:

  • Не принимайте на себя вину за чужие ошибки.
  • Спокойно и вежливо объясняйте свою позицию.
  • При необходимости, ставьте границы и защищайте себя.

8. Изоляция:

  • Они пытаются изолировать вас от других людей. Например, всех пригласили на свой день рождения, а вас – нет. Или организовали выезд на небольшое мероприятие от компании, а вас не позвали. Знайте – дело не в вас, это не потому, что вы плохо работали и не заслужили, дело в том, что так руководитель пытается показать свое превосходство над вами и намеренно хочет показать всем, что он – босс, а вы – изгой.
  • Они запрещают вам общаться с коллегами. Например, говорят/требуют/повышают голос, когда узнают, что вы пообщались по рабочему вопросу с кем-то из вашего или другого департамента. Обосновывают это тем, что он/она – руководитель и должен/должны знать все! Даже про ручку, которую вы дали своему коллеге (здесь я немного утрирую, но смысл, примера думаю, понятен).
  • Они говорят, что никто вам не поверит.
  • Заставляют вас чувствовать себя одиноким и уязвимым.

Какие фразы они используют:

- Тебе не нужно ни с кем об этом говорить.

- Не стоит выносить сор из избы.

- Они тебя не поймут.

- Я единственный, кто тебе поможет.

- Пойти к вышестоящему руководителю могу только я, он слишком занят, чтобы отвлекаться на тебя.

- Тебе не стоит общаться с этими людьми.

- Ты не можешь никому доверять.

- Тебе лучше держаться подальше от...

- Ты не справишься без меня.

Что нужно делать вам:

  • Не позволяйте начальнику вас изолировать. Хотя сделать это фактически очень сложно, но покажите свою позицию, попросите обозначить причины, хотя я уверена, что такой начальник (рука не поднимается, чтобы назвать его руководителем) придумает тысячу официальных отговорок, почему это не сделал.
  • Продолжайте общаться с теми, с кем вам комфортно, соблюдая, конечно, правила корпоративной этики, если они прописаны. Ставьте в копию рабочих задач вашего босса, но, если дело доходит до маразма, это уже серьезный звоночек к размышлению об адекватности.
  • Максимально переведите ваше общение через письменные источники коммуникации. Задавайте уточняющий вопрос по задачам: «Я правильно понял/поняла, что сделать мне нужно это и это таким образом к такому сроку?»
  • Посещайте профессиональные мероприятия.

9. Противоречия:

Что они делают:

  • Говорят одно, а делают другое.
  • Меняют свое мнение без объяснения причин.
  • Заставляют вас чувствовать себя сбитым с толку, сконфуженным

Какие фразы они используют:

- Я вчера не это имел(а) в виду.

- Я просто пошутил(а).

- Ты меня неправильно понял(а).

- Я не помню, чтобы я это говорил(а).

Что нужно делать вам:

  • Не верьте всему, что говорит ваш начальник.
  • Просите конкретных объяснений.
  • Документируйте противоречия в его словах и действиях.

Переключение внимания

Что они делают:

  • Опровергают ваши чувства и переживания
  • Пренебрегают вашими эмоциями и опытом
  • Сбивают с толку, изменяя предмет разговора или переводя обсуждение на другую тему
  • При переключении внимания могут закрыть глаза, отвести взгляд в сторону, сосредоточиться на новом объекте или задаче, изменить позу или выразить другими способами свою концентрацию на другом объекте

Какие фразы они используют:

- Давай не будем об этом сейчас говорить.

- Хватит зацикливаться на прошлом.

- Не нужно искать проблемы там, где их нет.

- Лучше сосредоточиться на работе.

Что нужно делать вам:

  • Настаивайте на обсуждении важных для вас вопросов.
  • Не позволяйте начальнику уходить от темы.
  • Задавайте уточняющие вопросы, чтобы добиться ясности.
  • Предложите конструктивные решения проблем

Ложь:

Что они делают:

• Они рассказывают другим людям о вас негативно.

• Они распространяют слухи о вашей некомпетентности.

• Они пытаются испортить вашу репутацию.

Какие фразы они используют:

- Я тебе ничего не обещал(а).

- Я этого не говорил(а).

- Я не знаю, о чем ты говоришь.

- Все было совсем не так.

Что нужно делать вам:

  • Сравнивайте слова начальника с его действиями.
  • Ищите подтверждение его словам у других людей.
  • Попытайтесь выйти на диалог с ним,
  • Заручитесь поддержкой других коллег

Контроль:

• Они пытаются контролировать каждый аспект вашей работы.• Они требуют, чтобы вы отчитывались о каждом своем шаге.• Они не доверяют вам.

Какие фразы они используют:

- Я просто хочу быть в курсе.

- Мне нужно знать, где ты находишься.

- Я беспокоюсь о тебе.

- Ну что ты переживаешь? Я хочу тебе помочь.

- Я руководитель и обязан(а) знать все, что происходит в нашем департаменте/отделах.

Что нужно делать вам:

• Изучите свои права как работника.

• Установите границы дозволенного в общении с начальником.

• Не позволяйте ему контролировать вашу жизнь.

Кадр из фильма "Газовый свет", 1944

Фразы, которые помогут противостоять газлайтерам-начальникам:

- Я не буду участвовать в этом разговоре в таком тоне.

- Я не принимаю вашу критику в таком виде.

- Я чувствую себя некомфортно, когда вы так со мной говорите.

- Я могу ошибаться, но я уверен/а в своей правоте.

- Я не готов(а) общаться в такой атмосфере.

- Я имею свое мнение, даже учитывая факт, что вы мой - руководитель.

- Я ценю свой труд и не позволю вам так себя со мной вести.

- Я буду защищать свои границы.

Не позволяйте начальнику убедить вас в вашей некомпетентности. Верьте в себя и свои силы. Помните, что ваши навыки и опыт ценны. Не бойтесь отстаивать свою точку зрения.

  • Осознайте, что вы имеете дело с газлайтером.
  • Не позволяйте его словам и действиям влиять на вашу самооценку.
  • Сохраняйте спокойствие и вежливость в общении с ним.
  • Записывайте его слова и действия, чтобы помнить, что происходило и вас нельзя было смутить.
  • Обсудите ситуацию с близкими, друзьями или психологом.
  • Не позволяйте начальнику играть на вашем чувстве вины.
  • Помните, что вы не обязаны работать сверхурочно, если не хотите.
  • Вежливо откажитесь от сверхурочной работы, если у вас нет возможности или желания ее выполнять.
  • Предложите альтернативные варианты решения проблемы.
  • Ищите новую работу, где к вам будут относиться с уважением.
  • Установите границы дозволенного в общении с начальником.
  • Не позволяйте ему кричать на вас, оскорблять или унижать.
  • Вежливо оборвите его, если он начинает вести себя неподобающим образом.
  • Покиньте его кабинет, если он не прекращает свое хамское поведение.
  • Не бойтесь сказать «нет» его требованиям, если они необоснованны.

Если начальник или коллеги продолжает вас унижать, обратитесь за помощью к психологу, вышестоящему руководителю. Если все ваши шаги не приносят результата, подумайте о смене работы. Чаще всего, это решение поможет изменить ситуацию, только если вам самому не "нравится" такая коммуникация с газлайтером. Об это мы говорим с Марией Гарбия, магистром психологии, практикующим психологом гуманистического направления.

В этом подкасте мы поговорим о том:

Что такое корпоративный газлайтинг?

Как понять, что перед тобой коллега или руководитель газлайтер? Почему газлайтеры себя так ведут?

Это видео будет полезно людям, работающим в корпоративной среде, руководителям и HR-специалистам. Эта информация поможет узнать и избежать газлайтерских ситуаций, а также улучшить рабочую атмосферу и отношения в коллективе.

0
2 комментария
Vadim Anjelov

описали все четко , как и есть на самом деле , все фразы в точности , но тут кстати не стоит забывать , что если в совокупности упоминают эти фразы, а не единичные какие-то , потому что не всегда они характеризуют человека с плохой стороны

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Устюгова, HRD
Автор

Да, согласна, рассматривать нужно в совокупности. Если единичные фразы, то это, скорее исключения. И самое главное, когда остается очень неприятно ощущение внутри, и начинаешь думать об этом человеке все чаще и чаще.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда