Как учиться, чтобы научиться?
Был раньше такой лозунг: «Учись учиться!» Сейчас он актуален как никогда. Только ленивый еще не сказал про longlife learning. Сейчас постоянно мы учимся и переучиваемся, несколько раз за жизнь меняем карьеру, переходим из одной профессии в другую. А кто этого не делает, безнадежно отстает от современности.
HR тут не исключение – он также должен осваивать новые технологии, понимать, какие профессиональные навыки будут востребованы не только сейчас, но и в перспективе.
И здесь важно понимать, что учиться нужно не всему подряд и не везде. Важно выбирать – чему и у кого учиться, кто даст те знания и практику, которые не просто продвинут вас в профессии, а позволят выйти на новый уровень в карьере и доходе.
Я постоянно учусь, вкладываю в это большие ресурсы своего времени и денег. Вот мой подход к обучению.
1. Обучение я рассматриваю как инвестицию – в себя. Соответственно, выбирая обучение я оцениваю, какую отдачу и в какие сроки я получу. Мой опыт показывает, что обучение – это одна из самых выгодных инвестиций. А по соотношению «доход/риск» вообще не имеет себе равных. Все мое обучение, которое я выбирала и оплачивала сама, окупалось в разы и продолжает окупаться на протяжении многих лет.
Хорошее, качественное обучение может дать квантовый скачок и в карьере, и в доходе.
Пример. В начале моей карьеры я работала в строительном холдинге психологом и затем начальником отдела, который занимался оценкой персонала. Меня тогда уже очень интересовала тема нормирования труда, ключевых показателей эффективности (об этом только начинали у нас говорить), бизнес-процессов и вообще цифр в управлении персоналом. В этот момент компания объявила конкурс на позицию начальника отдела труда и заработной платы (ОТиЗ). Я подала заявку, но мне отказали, поскольку у меня не было тогда профильного образования, взяли кандидата извне. Я помониторила рынок, нашла 2 варианта образования по экономике труда – одно второе высшее, другое – профессиональная переподготовка в Академии труда и социальных отношений. Выбрала второй вариант, который содержал все темы, которые мне были интересны, сильный состав преподавателей «старой школы», кроме того, он был короче по времени и стоил приемлемых для меня денег. Через полгода позиция начальника ОТиЗ опять освободилась и тогда меня на нее назначили, хотя мое обучение еще не было окончено. Собственно, это стало стартом моей карьеры в области организационного развития. Более того, именно на этом потоке ВУЗ в порядке эксперимента дал возможность студентам подать заявку на соискательство ученой степени кандидата экономических наук до подготовки диссертации. Обычно на соискательство можно подаваться, когда работа на 80% написана. Из всего потока этой возможностью воспользовалась только я и в 2008 году защитилась по теме бюджетирования затрат на персонал. Эта инвестиция является для меня прибыльной до сих пор.
2. Учиться нужно не только в своей профессиональной области, но и «вокруг». Сейчас пользуются спросом так называемые «T-shape» специалисты, которые глубоко разбираются в одной области и имеют менее глубокие знания в смежных областях. Так, например, продвинутые HR-ы изучают продуктовый подход, гибкие технологии, программирование роботов и работу с искусственным интеллектом и т. д.
Я время от времени учусь вещам, совершенно не связанным с моей работой. Например, озвучанию, судоходству или финансовому менеджменту. Это способствует образованию новых нейронных и социальных связей и дает совершенно новые идеи. А обучение карьерному консультированию дало мне инструменты для построения собственной карьерной стратегии, которой я сейчас следую, как мне кажется, вполне успешно.
3. Обучение (в формате коучинга, наставничества) у людей, которые уже ранее прошли тот путь, который я себе наметила, позволяет очень сильно экономить время на поиск пути карьерного продвижения и избегать массы ошибок. А также – увидеть возможности, которые иначе не видишь. Наставник – человек, который стоит за пределами той системы, в которой ты находишься, он может помочь увидеть ситуацию, в которой ты ходишь кругами, извне, и, соответственно, показать новые пути и возможности. Самостоятельно решая такие задачи, ты можешь потратить годы жизни на поиск решения. Я предпочитаю годы экономить и платить за обучение.
Мой пример: в период моей работы в государственной корпорации у меня был период сомнений, как в этой системе продвинуться вперед – или уходить. Этот период длился несколько месяцев, я обратилась за советом к наставнику, и за одну сессию мы обнаружили возможность, которая была у меня перед глазами, но я ее не видела. Когда я этой возможностью воспользовалась, смогла в течение 3 месяцев перейти на должность на 2 грейда выше той, которую занимала до этого. Фактически, перейти на совершенно другой уровень должностной иерархии, проектов и, соответственно, вознаграждения.
Я сама тоже учу других и выступаю в роли наставника, ментора. Когда учу других, то структурирую и переосмысляю свой опыт, благодаря чему более эффективно потом его использую для решения не только своих задач, но и задач обучающихся.
Недавно я завела Телеграм-канал, где делюсь своим опытом, практикой и наблюдениями в области оргдизайна и не только https://t. me/sidorkinaorgdesign
Можно подписаться и читать 😊
Мне можно написать: [email protected]
@Павел Иванов а как вам эта авторка? Патруля не хотите разбудить?
Патруля разбудить? Ха-ха-ха.
Он его частенько будит. Пристрастился чувак к патрулю. Это все вы виноваты, женщины, не даете ему!
Наверное, тяжело быть мужчиной — вокруг столько интересных особей женского пола.
Это вы на себя намекаете? 🤢
Нет )
А на кого? Давайте ее вызовем. Посмотрим. Оценим.
Я про офлайн. В интернете заявленный пол от анонима не имеет значения )
Я ей выше написал уже
Да я смотрю вы за каждой авторкой тут бегаете. Думаете хоть одна даст?
Поставьте, пожалуйста, норм фотку на аву, тяжело читать