Открыла производство в России. Рассказываю о проблемах, с которыми пришлось столкнуться
Привет! Я Ольга Амирова, предприниматель из Ульяновска.
Я владелец бренда Meizel, мы занимаемся изготовлением украшений и игрушек из дерева и ювелирной смолы. До ребрендинга 2019 года компания называлась Light Up. До недавнего времени мы экспортировали свою продукцию в 136 стран по всему миру, а сегодня сосредоточили все силы на российском рынке.
То, что сейчас превратилось в семейный бизнес, начиналось на балконе небольшой квартиры в Ульяновске, где мой муж изготавливал первые пробные партии украшений. Опущу самое начало истории, но спустя время мы поняли, что продукт пользуется спросом и нам нужно набирать обороты. Пора было освобождать балкон и открывать полноценное производство.
Трудности стоят перед предпринимателем всегда, и сегодня я расскажу о тех из них, которые было сложнее всего преодолеть.
Итак, первое: поиск рынка сбыта. Мы производственники, загоревшиеся идеей и воплотившие ее. Украшения сделаны, как и куда их продавать? У меня раньше был опыт в продаже услуг, но товарка - это, как оказалось, совсем другое.
Знаний о продаже товаров не было, пришлось решать вопрос очень быстрым самосовершенствованием и консультироваться с теми, кто уже был в теме. Почти год основным каналом сбыта были офлайн-ярмарки мастеров, а это постоянные командировки по крупным городам России и целые дни, проведенные на ногах за прилавком. Еще были попытки продавать через социальные сети, сливы денег на таргетированную рекламу и бесконечную подготовку контента. Но любой опыт - это опыт.
А изменилось все в момент, когда мы открыли для себя маркетплейсы.
Оборудование, которого нет. Под наши задачи не существовало подходящего оборудования. Сложность кроется в уникальности самого продукта: мы первые, кто придумал и изготовил такие украшения, то есть для потокового производства решений просто не было. Российское оборудование нам не подходило, иностранное было чуть более приближено к необходимым требованиям, но его стоимость шансов нам не оставляла - цена за нужный станок на момент поиска превышала 3 миллиона рублей. Выход из ситуации нашли со словами “давай попробуем, вариантов больше нет” - купили российское и стали искать людей, которые смогли бы помочь в его глубокой доработке.
Благо, нам удалось найти в Ульяновской промзоне рукастых людей с головой и с их помощью модернизировать оборудование за относительно небольшие деньги.
Кадры. И снова упираемся в уникальность продукта: очень немногие потенциальные сотрудники понимали и могли сделать то, чего мы от них хотели. У технологии изготовления есть множество нюансов, которые мы сами постигали во время экспериментов на балконе. Мы обучали людей, но они через короткое время уходили. Приходилось искать новых сотрудников, снова их обучать, а потом опять все по новой. Это все растягивалось по времени, из-за чего мы терпели убытки.
В итоге мы разбили каждый процесс на несколько более простых этапов, так новым сотрудникам стало проще работать, привыкать к материалам и оборудованию. Люди перестали увольняться и у нас стал формироваться костяк команды.
А после окончания мучений со сбытом и выхода на маркетплейсы появилась новая задача: надо было очень быстро наращивать темпы производства из-за огромного количества заказов.
Мы просто не успевали изготавливать столько украшений, сколько у нас заказывали через один только Wildberries, а ведь были еще и другие маркетплейсы. На этом этапе мы поняли, что для быстрого роста надо максимально реинвестировать заработанные на производстве деньги.
Но когда ты уже не в первый раз сталкиваешься с закупкой и модернизацией оборудования, поиском людей и их обучением, это уже не кажется такой уж сложной задачей. Просто надо было действовать максимально быстро, не допуская замедления роста.
Спасибо всем, кто дочитал до конца! Буду рада вашим комментариям и с удовольствием отвечу на все вопросы.
"надо максимально реинвестировать" Или брать кредиты, вы посчитайте все внимательно, очень часто кредиты бывают оптимальнее чем реинвестиции
Я так понимаю, бизнес по началу строился с выпученными глазами и воплем "ааа, что дальше-то делать")
Комментарий недоступен
А вы что производите?
Я ярмарки мастеров как вспомню, так вздрогну. Моталась по всем крупным городам с сумками, зимой и летом за прилавком. Чуть больше года выдержала, потом уже начала задумываться, надо ли мне это все.
На самом деле если бы не МП то даже не знаю, как бы все развивалось, честно. Была куча людей, желающих за деньги помочь с привлечением аудитории, а толку практически никакого. А с МП если научиться работать, то уже не слезешь)
Комментарий недоступен
Есть нюансы, конечно. Вязаные вещи это вообще крайне сложная в этом плане ниша.
А как с Инстой, продолжает приносить результат?
Комментарий недоступен
Может, вам на Дзен начать писать? Начать вести блог о своем деле, там основной костяк это как раз довольно возрастная аудитория, насколько я знаю)
Комментарий недоступен
Никогда не поздно) Но там с поиском аудитории есть свои нюансы
Надо помочь зумерам снова изобрести палантин)) и все попрет
Надо моднявое название еще тогда придумать. Иначе не зайдет
Да, иначе изобретения не получится) Хотя в принципе и слово палантин звучит круто и загадочно.
Это тебе не шаль - шмаль, палантин звучит гордо!
Комментарий недоступен
Палантинъ так вообще волшебно. Лавандовый раф в палантине сильно вкуснее
Из чего палантин делают? Шифон?
Комментарий недоступен
вот будем разводить шелкопряда))
А из технической конопли не пробовали?
Комментарий недоступен
Ну я представляю, что адский гемор)) Только у китайцев терпения и хватает)
Не только у китайцев) Я как-то работал на заводе шелкопряда, будучи школьником. Правда в мои обязанности входила сортировка коконов
У нас есть такие заводы?
Комментарий недоступен
Оказывается, край когда-то был центром шелководства СССР. На Ставрополье, а также в Краснодарском крае, Ростовской области, Северной Осетии, Дагестане, Чечено-Ингушской Республике и Кабардино-Балкарии насекомых выращивали в промышленных масштабах. В доперестроечный период производилось 500-600 килограммов промышленной грены (яйца бабочки тутового шелкопряда) в год, которых хватало для выращивания 800-900 тонн коконов.
Вот что печально
Комментарий недоступен
Есть… Симона меня опередила ответом. Но я рос не в РФ, эта фабрика была в Узбекистане
Комментарий недоступен
Ахах. Не, сидя
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Техническую коноплю бесполезно курить и глупо) Я привозил образцы ткани конопли из Китая, отдавал знакомым на производство, чтоб сшили рубашку))
Комментарий недоступен
Зачем пьяным скучающим людям рассказывать про свои штаны
Комментарий недоступен
То есть вы еще и учувствовали во всем этом? Курить свои штаны это верх цинизма
Комментарий недоступен
Да палантины это вообще вещь для тех, кто понял жизнь)
Вот и рекламный слоган для молодежи подъехал, им в 20 кажется, что они уже все знают
Предлагаю сообразить дело на троих. Палантинный производственник у нас есть, креативное ядро тоже) Что дальше делать, регистрируемся на вайлдберрис?
На вайлдберрис, потом остальные МП, масштабируем. Везем оборудование из китая, делаем полный цикл производства.
Ну и так далее до Нью Васюков
Ну заживём же, ну
Комментарий недоступен
А ты уже напроизводила на целую фуру что ли?
Комментарий недоступен
Ну я понял, ты на крыльях вдохновения)
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
а чо дальше-то делать? как что? становиться плохим производителем. Тут вариантов нет
Комментарий недоступен
Это не тот случай.
Вот смотрите возьмем производство табуреток, что надо? Грубо хороший лес, хороший мастер. Когда вы делаете 10 табуреток в месяц можно выбрать самый лучшие лес и найти самого крутого мастера.
А если заказ на 100 000 табуреток? Где взять столько качественного леса? А мастеров? Снижение качества неизбежно. А ниже качество производитель уже не очень как бы.
Потоковое производство не равно потере качества. Сложно будет выстраивать, но за счет роста прибыли появляется больше возможностей для маневра.
Кроме того, общаясь в бизнес-сообществах, обрастаешь контактами, которые могут помочь в решении какой-то проблемы хотя бы советом. Или даже другим контактом, который окажет непосредственное влияние.
А качественный лес покупается, мастера нанимаются или взращиваются внутри компании) У нас тоже такая головоломка была, но ее удалось разрешить. Хоть и с большим трудом.
Ольга, это мой опыт. Надеюсь вам повезет больше.
Я искренне желаю чтобы везение было на вашей стороне)
Комментарий недоступен
Я только рада, интересно же узнать чью-то историю) Я для этого и зарегистрировалась, про себя написать и про других почитать)
Комментарий недоступен
Тогда желаю вам крепости духа)
Комментарий недоступен
На самом деле, без шуток, примерно так оно и было. Оказалось, что нужно разбираться в огромном количестве информации
Вообще если серьёзно у стартапа есть 2 подхода
1 Когда все планируешь, или нанимаешь ментора, или идешь сначала работником в тот бизнес которые хочешь начать
2 Как говорят спортсмены с листа, начнем а там как пойдет
Что лучше? я например не знаю, статистики нет, но по опыту общения с коллегами предпринимателями, 50х50
Мне лично ближе п 2
Потому-что тут как в обучении плаваньем можно с тренером, а можно выкинуть с лодки - плыви. Те кого выбросили иногда изобретают новую технику плавания, и эволюционируют. А те кого научил тренер только копируют чей то опыт
Мы по второму пути пошли) И да, я его считаю максимально действенным.
Первый вариант рациональнее, второй более безбашенный и интересный. Но и более сложный, конечно
Комментарий недоступен
"Выбирай подрядчика с умом"
Комментарий недоступен
Ничто не может сравниться с идеально поклеенными обоями в коридоре.
Ну началось)) БДСМом попахивает
Хуже. Это ремонт))
Так это синонимы
Зато не через жопу, а для себя. Когда начинаешь ремонтировать, что то за мастерами, понимаешь что 99 процентов из них конченые рукожопы
Ну это при условии, что умеешь что-то делать
Комментарий недоступен
красить надо)) Обои это что то для мазохистов
Комментарий недоступен
Сейчас все есть в инете, даже при полной рукожопости, можно сотворить чудо
Бизнес поначалу строиться на мечте
Бесспорно, но я про бизнес-процессы
В этой части да...
Это действительно наш случай