{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Транзактный анализ Эрика Берна, современные школы ТА и про что всё это

Традиционно на 202-м курсе (продвинутом изучении транзактного анализа) несколько тренингов посвящено изучению школ. Это нужно психотерапевтам и психологам, чтобы разобраться в подходе через разные прочтения и знать, какие современные задачи он решает. Так, учащиеся могут наработать арсенал различных техник и применять его индивидуально на благо клиентов.

Школы различают на основании преследуемых целей и точек воздействия во время непосредственной терапии.

В этой статье опишем пять школ 🙌

Первая — классическая. Ближе всех следует оригинальному подходу Эрика Берна. Психотерапевт фокусируется на анализе эго-состояний (Ребёнок, Родитель, Взрослый) и, выступая в роли Заботливого Родителя, ведёт клиентов к автономности. Достигшим автономности считается человек, который

•‎ воспринимает свои ощущения в реальном времени без внутренней оценки,

•‎ прямо, открыто и свободно реагирует,

•‎ делится с партнером искренними переживаниями.

То есть, осознающий, спонтанный и способный к интимности. Выбор поведения автономного человека многообразен и свободен от разрушающих Родительских установок, пробуждает активную жизненную позицию и даёт гибкость.

В ходе терапии клиент распознаёт причины и следствия своих решений и выбирает действовать по-новому. Задача транзактного аналитика дать клиенту помогающие, “рабочие” послания на замену прежних из роли Родителя.

Вторая — школа Гулдингов, или школа повторного принятия. Помимо транзактного анализа базируется на гештальт-терапии и его методах.

Основной фокус держится на чувствах, которые клиент испытал в детстве и продолжает удерживать, чтобы отыграть сценарий и сохранить безопасность. Цель терапии повторного решения — проанализировать неосознанный детский выбор, найти выход старым эмоциям, влияющим на настоящее клиента, и помочь обрести свободу.

Здесь трудность может возникнуть при установке открытых, доверительных отношений: налаживание контакта с психотерапевтом занимает время, и не все клиенты готовы делиться переживаниями при работе в техниках гештальт-терапии.

Школа Катексиса, третья школа, уделяет внимание «реперентингу» (дословно: переродительству). Основатели школы, супруги Шифф, создавали условия для перепроживания детского опыта, «усыновляя» и «удочеряя» своих клиентов, и давали им надежную близость. В терапии стимулировалось творчество внутреннего Ребёнка, а на место прежней родительской фигуры вставала новая, дающая защиту и поддержку.

Само название школы связано с понятием психоанализа: катексис — направление мыслительной и эмоциональной энергии в значимый объект, его идею или личный смысл. При новом родительстве прежний опыт и образы значимых взрослых клиента теряют свой яркий эмоциональный заряд, а освободившаяся энергия распределяется в новых решениях.

Школа со-творческого транзактного анализа — четвёртая. Базируется на идеях социального конструкционизма и теории поля.

Основная суть — система понятий рождается и развивается в диалоге (а не наоборот, система порождает диалог). Психотерапевт и клиент создают новую модель представлений и смыслов в совместном творчестве, наполняя её значениями и альтернативными историями. В работе со сценариями этот подход схож с нарративным, так как меняет повествование клиентских историй в процессе общения на сессиях.

Ответственность за процессы лежит на обоих участниках коммуникации. Основной инструмент психотерапевта — его взаимоотношения с клиентом здесь и сейчас.

И последняя, пятая, — школа интегративного транзактного анализа (Р. Эрскин), которая объединяет в себе три звена:

•‎ потребность человека в структуре (структурный голод) и отношениях,

•‎ описание внутренних и внешних отношений человека с точки зрения динамики эго-состояний и сценариев (модель “Я-в-отношениях”, модель сценарной системы),

•‎ излечение сценариев происходит в отношениях клиента и психотерапевта, так как они представляю площадку для отыгрывания сценариев.

Цель — осознание клиентом внутренних процессов и своих защитных механизмов психики.

Согласно интегративной школе, аналитик ведёт к личностным изменениям путем расспроса, подстройки и вовлечения. Эти методы подкрепляют терапевтический контакт. Приобретая опору, последовательность и безопасность в отношениях, клиент ощущает контраст и отличие от отношений с родительскими фигурами в детстве. Это становится толчком к переосмыслению. Особое внимание уделяется обратной связи клиенту именно в тех эго-состояниях, в которых он испытывал дефицит.

Изучение основных школ подхода включено в программу 202-го курса, так как предусмотрено требованиями ассоциации EATA (European association of transactional analysis).

Если планируете сдавать экзамен на сертифицированного транзактного аналитика (CTA), для учёта часов рекомендуется всё же поступить на долгосрочный курс в один из проектов обучению ТА.

Если сертифицироваться не планируете, то достаточно прослушать отдельные лекции и семинары.

Чтобы узнать больше про транзактный анализ и психологию, присоединяйтесь к каналу в телеграм.

#психология #обучениепсихологии

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда