{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему удалёнка это утопия и деградация

Мы перестали принимать сотрудников на удалёнку и перешли полностью в офисный оффлайн формат. Возможно наш опыт пригодится тем кто только начинает свое дело с удалёнки или не может масштабироваться из-за нее, а также это объяснение тем кто очень хочет работать на удалёнке но работодатель по каким-то причинам вам отказывает и не хочет связываться с таким форматом работы и вот почему..

Иван Тищенко
Основатель teamassist

Меня зовут Иван, вот уже год как я развиваю свой стартап - сервис удаленных помощников

Изначально для того чтобы снизить издержки своего дела (на аренде офиса + ФОТ) и предоставить самые низкие цены на рынке услуг, мой штат был полностью основан на удалённом формате работы, но со временем мы упёрлись в потолок, тк при увеличении количества клиентов возросла и сложность управления командой.

Факапы росли в геометрической прогрессии, клиент хоть раз получая услугу не того качества, которого он ожидал уходил и более не возвращался. И если говорить о качестве то я скорее имею ввиду скорость реагирования на вопросы клиента и уровень нашей вовлечённости в его задачи - это имеет гораздо более высокий приоритет даже чем сама выполняемая работа.

Клиент в 10 утра спросил результат по задаче, ассистент который вел на тот момент его задачу был не на связи, телефон выключен. Яркий пример что бывает на удаленке

Естественно строить бизнес и тем более его масштабировать в таких условиях просто нереально, тк концепция сервиса состоит в том чтобы удерживать текущих клиентов а не работать постоянно с новыми. Много клиентов это всегда множество сложных взаимосвязанных между собой процессов требующих быстрого реагирования большого количества сотрудников и скорость коммуникации имеет здесь решающее значение.

Например менеджер отдел продаж проведя 30мин общение с клиентом ответив на все вопросы передает его проджекту, тот запускает все остальные процессы, создает рабочий чат, онлайн отчет, добавляет ассистентов в группу, распределяет задачи, ассистенты в свою очередь берут задания в работу и чем быстрее это все происходит тем удобнее это для клиента, зона выдачи заказов всегда самая красивая в бизнесе чем его производственные помещения. На удалёнке к сожалению построить такое или крайне сложно или невозможно, по причинам которые я опишу ниже.

Так выглядит наш рабочий чат для клиента, слева текущие задачи

Если в офисе какие то задачи, проблемы и вопросы решается одной фразой в моменте, то на удалёнке, это превращается в ад. Это все равно что переписываться с бабушкой по электронной почте, которая жалуется что у нее не работает телефон, она слабо разбирается в гаджетах, у нее плохое зрение и вообще она путается в кнопках, представили всю сложность ситуации? Вот нечто похожее по ощущениям и с удаленными сотрудниками, что это все долго, нудно и малоэффективно, все эти переписки и созвоны, когда в офисе можно перекинуться несколькими фразами и закрыть вопрос. Удаленный же сотрудник будет всегда в режиме ожидания, что его будут вводить в курс дела, пушить, мотивировать - это контрпродуктивно.

Коммуникация наше все, часто просто переписываясь в мессенджерах не всегда удается корректно распознать контекст сообщения, в каком тоне и настроении это было написано, например два знака вопроса подряд можно легко принять за недовольную агрессию. Так же часто бывает сложно понять о чем идёт речь в переписке, хотя вроде вы обсуждаете вполне конкретную тему.

Сложность в коммуникации приводит к усложению даже самых простых задач, что можно было бы в офисе сделать за пару минут с удаленщиками растягивается на часы.

В офисе всегда видно кто какие задачи ведёт, общаясь с одним специалистом ты как бы общаешься и с другими одновременно, не надо никому ничего отдельно пересказывать, звонить и писать, тратить время персонально на каждого дизайнера или ассистента. Обсуждая одну задачу остальные в курсе дел и главное в случае если проблема повторяется у другого коллеги то ее решение уже публично обсуждалось ранее и отдельно повторять это не нужно, что сильно экономит ресурсы время и силы команды, конечно же удаленщик вообще не в курсе этих разговоров и его нужно сопровождать персонально а если таких несколько? Или даже 5-10? Каждому звонить и писать? Нереально.

Но пожалуй самая большая проблема с удаленными специалистами заключается в том, что свою работу они выстраивают под свой ритм жизни, т.е приоритет всегда сначала под свои житейские дела и уж потом работа (т.е по остаточному принципу). Фрилансер допоздна играл в игры или смотрел фильмы, поэтому очевидно высыпается а клиент нам в 9 утра уже пишет, какие промежуточные результаты он может посмотреть прямо сейчас? Помощник или дизайнер на удалёнке часто просыпается в 11 или даже в 12 дня, что часто у нас происходило ранее, пока не позвонишь сотруднику он не отвечает в телеграме, стоит ли говорить какие неудобства это создаёт в том числе как повышается градус напряжения и дискомфорта для всех сторон (команда/удаленщик/клиент)?

Частая проблема с удаленщиками. В 10 ты уже в работе а ассистент только просыпается

Но даже с теми кто более серьёзно относится к своей работе и уже с утра на связи случались ситуации когда удаленщик днем был не на связи, после нескольких часов отсутствия выясняется что там кошка рожала, маму в больницу везли, трубу прорвало, электричество отключали и тд. Вот только клиенту ты это не объяснишь, ассистент проджекту говорит "извини, такого больше не повторится" и что нам с этими извинениями делать? Клиент просто говорит "спасибо ребята но я с вами работать больше не буду, все с вами ясно". Результат работы многих сотрудников (маркетолог, продавец, проджект, руководитель и тд) в течение длительного времени с этим клиентом просто уничтожается одним вовремя удачно пропавшим удаленщиком, который выходит на связь с фразой "Ну так получилось, сорян!"

Что по факту получается, что при таком подходе клиент должен подстраиваться под ассистента/дизайнера а не наоборот, что в целом противоречит самой идее сервиса удалённого помощника и бизнес ассистента а также ставит крест на масштабировании бизнеса.

Например 2 ассистента могут честно отработать по задаче клиента на 110% а третий участник - дизайнер на удалёнке только ответит через час или два, когда заказчику уже нужен готовый результат а не просто его ответ. И все, клиент говорит спасибо до свидания, задача не актуальна, мы больше с вами не работаем.

Желающих на удаленке очень много, но это заранее проигрышный вариант по опыту

Часто нам соискатели говорят, со мной точно все будет ок, я никогда не пропаду, никто не жаловался и вообще я супер пунктуальный человек, хочу принципиально работать на удалёнке, возьмите я докажу. Вы бы знали сколько раз мы это слышали и что в итоге было по факту.

Дело здесь даже не в пунктуальности а в том, что человек на удалёнке не разделяет ценности команды, он не вовлечён в наши процессы, нет живого общения, нет сопричастности и уважения к членам команды. Ты просто работаешь ради денег и все, завтра кто-то больше предложит денег туда он и пойдет, сделает сначало свои дела потом выйдет на связь. И я не осуждаю, что человек хочет больше зарабатывать, просто мы рассчитываем на человека и зависим от него, если ты на фрилансе то ты на фрилансе, не командный игрок априори.

В любой момент такой сотрудник может сказать "я передумал, не могу так работать" или "нашел проект поинтереснее" и стоит ли тогда нам так рисковать?

Почему удаленка плоха и для самого сотрудника

Удаленка это работа из зоны комфорта, человек окружил себя приятной и безопасной атмосферой а любая деятельность и тем более работа в любом случае это всегда стресс, просто потому что у нее всегда есть сроки актуальности, ее нельзя делать тогда когда тебе этого хочется, ее надо делать к конкретному назначенному времени, которое как правило сильно ограничено.

Фокус внимания у такого сотрудника будет минимальным

Стоит ли говорить сколько отвлекающих факторов на удаленке и как сложно выходить из зоны комфорта находясь в самом ее эпицентре?

Дом это место для отдыха, спокойствия, расслабления, защиты и безопасности, место где стресса не должно быть априори.

Фрилансеры и удаленщики часто не понимают, что работать дома нельзя тк ты бессознательно в свой храм впускаешь стресс, тревогу и опасность, конечно умом ты понимаешь что нет никакой угрозы но бессознательно на уровне ощущений дискомфорт ощущается довольно остро.

Представь ты дома с ноутом со своим котиком, он не дает тебе уйти а в это время у тебя горят сроки и клиент начинает уже наседать в чате, команда напрягается, градус общения повышается и вот уже сидя на своем уютном диване дома, с котиком на коленях, чашечкой кофе, лаундж музыкой, ты уже не чувствуешь себя в безопасности.

Я допускаю что на фрилансе реально работать, но если только человек работает не из дома а в отдельном своем офисе, коворкинге, помещении которое находится за пределами его жилища, что скорее редкость. Но даже если предположить что это так, то такой формат все равно проигрывает офису.

Обычно слово офис имеет скорее негативные ассоциации, это неудобное, неуютное строгое помещение с минимальными удобствами и люди там не всегда приятные с которыми просто вынуждено приходится работать.

Обычно это происходит когда собственник видит в своем бизнесе только цифры, прибыль и сотрудники в его компании это штатные единицы, юниты в бухгалтерских табелях

Именно так я себя и ощутил работая в одной московской компании наемным сотрудником. Когда же владелец любит свое дело, то и люди там другие и атмосфера приятная, туда хочется возвращаться, когда тебе не заливают в уши про семью на планёрках а ты это сам чувствуешь, по всяким мелочам, а главное, что тебя там слышат и люди не душные с которыми просто даже общаться приятно.

Однажды один наш сотрудник сказал, что встретил шефа с прошлой работы и тот звал его обратно, но коллега отказался, потому что наш вайб и комфорт в команде значительно выше тех условий что был на его прошлой работе. Плюс здесь работа интереснее, разнообразнее и ты растешь, развиваешься как личность и как специалист а не выполняешь одну и ту же скучную монотонную работу каждый день просто ради денег. Почувствуют ли хоть частичку этого удалённые сотрудники?

Невозможно физически уделить каждому удалённому сотруднику даже 10 часть того внимания что происходит в офисе, поэтому удаленщик будет всегда чувствовать себя изгоем и не будет ассоциировать себя частью команды, денежная мотивация всегда самая слабая. Человеку всегда важнее он сам, он хочет испытать себя, сделать чтото ценное для общества и цивилизации, реализовать себя, доказать самому себе в первую очередь, что он может влиять на этот мир да еще и зарабатывать на этом, получать удовольствие от достижений в первую очередь. Если офис и коллеги способствуют этому то это просто читерская комбинация где паззл идеально складывается.

А теперь статистика, проработав с около сотни разных специалистов все приходит к одному и тому же результату, за удалённым специалистом приходится "бегать", это отнимает массу сил, энергии - ресурсов компании на осуществление контроля и чем жестче этот контроль тем больше появляется взаимного негатива и скрытого недовольства.

Самое неприятное для команды это потерянное время и силы потраченные на обучение и адаптацию удаленщика, сотрудники видят текучку и демотивируются, тк надо снова искать замену, терпеть косяки нового стажера, доделывать за ним задачи, ждать пока он разберётся в сути работы и сделает нужный команде результат и тем более когда нужно будет тушить за ним пожары.

На удаленке это частая история, просто трата времени на сотрудника, который в любой момент может уйти.

Далеко не каждый руководитель так протянет, тк такой проходной двор психика долго не выдержит, хочется стабильности и прогнозируемого будущего а не повторения одного и того же сценария с негативным исходом, создаётся ощущение бесполезности своей работы, хочется расти и по результатам и по деньгам а не заниматься тем что тратить свою жизнь на всякую бесполезную хрень, для менталки это тяжело, поэтому удаленщик это всегда бомба замедленного действия.

Итак мы подходим в следующему важному выводу.

Мы как команда работаем на клиента и это нам диктует не владелец бизнеса или я как директор а жёсткий, безжалостный и очень конкурентный рынок.

Когда покупатель платит за услугу то он ожидает что его задачи будут сразу же взяты в работу, что он будет видеть ход работ, получать моментальную обратную связь. Если вам вовремя не ответили на звонок вы уже через 30 секунд закажете товар или услугу в другом месте, поэтому никакие "извините такого не повторится" или "электричество отключили, кошка рожала" и прочие "важные дела" удалённого сотрудника конечно же ни кого не волнуют. Да у нас работают на удалёнке некоторые специалисты, но скорее для средне срочных и длительных проектов и то в качестве дополнительной мощности но не для основной работы.

Иван Тищенко
Основатель teamassist

Я проработал на удалёнке большую часть своей жизни и она слишком романтизирована, очень много минусов у этого формата работы о которых узнаешь спустя годы и они накладывают свой отпечаток на личностный и профессиональный рост и чаще он скорее негативный.

0
89 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ivan Tischenko
Автор

что имеете ввиду?

Ответить
Развернуть ветку
86 комментариев
Раскрывать всегда