Как повысить прибыль - Магия ассортиментной матрицы | ФСОЮЗ
Что такое Ассортиментная Матрица?
Ассортиментная матрица - это структурированная таблица (например Excel), которая описывает и классифицирует ассортимент товаров.
Работая с ассортиментной матрицей, мы получаем:
• Рост продаж за счёт оптимизации ассортимента (управляя матрицей мы напрямую управляем доходами).
- Более точное прогнозирование спроса и сроки пошива.
- Гибкое управление запасами.
- Эффективно управляем бизнесом.
Ассортимент одежды имеет два важных аспекта:
- Ширина ассортимента (Breadth of Assortment): Ширина ассортимента определяет количество разных категорий товаров. В случае одежды это могут быть разные категории, такие как верхняя одежда, нижняя одежда, аксессуары, обувь ...
- Глубина ассортимента (Depth of Assortment): Глубина ассортимента описывает количество различных товаров или моделей внутри одной категории товаров. Это может быть, количество стилей, размеров, цветов, материалов.
Пример: Ширина ассортимента: если кроме футболок вы предлагаете рубашки, платья, обувь и аксессуары, это указывает на широкий ассортимент одежды. Глубина ассортимента: если у вас есть 20 разных моделей футболок с разными размерами и цветами, это указывает на глубокий ассортимент футболок.
Основные параметры, которые нужно указать в таблице:
- Категория
- Модель
- Цвет
- Состав ткани
- Размер
- Количество
- Порядок цен (например, вы можете разделить товары на категории "Дорого", "Средняя цена" и "Доступно»)
- Сезонность
После того, как мы создали таблицу и заполнили основные параметры, мы делим ассортимент:
- Базовый ассортимент (Basic) – повседневные изделия, достаточно спокойные по цветам и фасонам, с минимальным использованием принтов и сложных деталей.
- Модный ассортимент (Fashion) – креативные модели, которые сочетают в себе тренды и характерные черты вашего бренда, отражающие его концепцию через детали, силуэты, принты и цвета.
- Творческий эксперимент (Art Couture) - часто неносибельные трендовые вещи, которые делают для хайпа, выставочных мероприятий, показов.
Традиционная и стабильная с точки зрения прибыли модель распределения ассортимента:
- 30% одежды категории Basic.
- 60% одежды категории Fashion.
- 10% одежды категории Art Couture.
Если вы будете использовать стратегию соотношения 90% базовых вещей и 10% модных, то столкнётесь как минимум с двумя проблемами: сложно привлечь клиентов, так как в отсутствии модных необычных вещей вам нечем будет зацепить их внимание; сложно тягаться с крупными брендами вроде Uniqlo, где люди привыкли покупать те же базовые футболки, и им не совсем понятно, почему за этим товаром нужно идти к вашему начинающему бренду.
Если же у вас, наоборот, будет 90% модного-ассортимента, возникнет сложность с ценообразованием, маржой, сроком пошива.
Главный драйвер продаж и неформальные термины категории одежды:
- Плечевая одежда: Это одежда, которая носится на верхней части тела, включая футболки, блузки, рубашки, свитера, жакеты и пиджаки. Эта категория включает в себя все виды верхней одежды, которые надеваются через голову или застегиваются на плече.
- Поясная одежда: Сюда входят изделия, которые носят на талии или ниже. Это включает в себя брюки, юбки, шорты, платья и другие предметы одежды, которые обычно крепятся или поддерживаются поясом.
- Верхняя одежда: К этой категории относятся предметы одежды, предназначенные для защиты от внешних погодных условий, такие как пальто, куртки, плащи и жилеты. Верхняя одежда также может включать в себя ветровки и пуховики.
- Аксессуары: Эта категория включает в себя дополнительные элементы, которые используются для украшения или дополнения образа, такие как шляпы, шарфы, ремни, сумки, очки, ювелирные украшения и даже обувь. Аксессуары играют важную роль в создании стиля и индивидуальности внешнего вида.
Главный драйвер продаж — это плечевая одежда, её доля в общих продажах может доходить до 50%. Обратите внимание, что и верхняя одежда занимает достаточно большую долю в ассортименте магазинов в России — около 26% в сезоне «Весна-Лето» и около 35% в сезоне «Осень-Зима». Плечевая одежда покупается чаще, потому что в гардеробах у россиян на один низ приходится три верха, а доля верхней одежды велика в силу длинной зимы.
Заключение
Изучайте и внедряйте Ассортиментную матрицу - это мощный инструмент, который помогает модным брендам и дизайнерам управлять своим бизнесом эффективно. Она способствует росту доходов, оптимизации ассортимента и адаптации к меняющимся рыночным условиям. Поэтому, прежде чем создавать новую коллекцию или запускать магазин, не забудьте разработать матрицу. Удачи вам в создании стильных и востребованных коллекций!
* * * * *
Наши Партнёры: OVERZ WEAR