{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Поисковая революция: за гранью ключевых слов. Переход от поисковых систем к запросам чатов AI

Данный материал может оказаться полезеным и интересным для Head of marketing, SEO и PPC специалистов.

На днях мне в ленте был показан пост какого-то SEO эксперта.

Заголовок, гласящий, что что AI разрушит многомиллиардную SEO отрасль в ближайшие 5 лет, привлек внимание. А увидев, что пост набрал более двух сотен комментариев, я решил почитать, о чем «таком» там разгорелись дебаты.

Комментарии были разные. От коротких типа «Lol AI will never kill SEO!» или «AI is the new sherif in town.» до лонгридов длиной в пару экранов телефона.

Было много глупостей типа «…ranking you on Google is not what gets you clients as much as reviews…». Но по-настоящему интересных комментариев не оказалось. Из всей переписки запомнился только один:

«This post demonstrates a serious lack of understanding about SEO fundamentals.»

И вот именно о понимании, или вернее непонимании основ поисковой оптимизации хочу поговорить. По-моему, есть очень важные моменты, о которых почему-то не пишут SEO практики ( ниже приведу несколько ссылок на статьи теоретиков). Во всяком случае в моей ленте я вижу что в контенте SEO специалистов, несмотря на то, что он интересный и разнообразный, не освещаются эти вопросы. Тому есть логическое объяснение - контент всегда готовится под целевую аудиторию, и в подавляющем большинстве случаев - с целью вовлечь потенциального клиента в свою воронку.

Поехали.

В январе этого года чат GPT (далее прост Чат или Чаты, если речь идет не только о чате GPT) вышел что называется в массы и за какие-то 10 месяцев изменил поисковое поведение миллионов людей. Ваш покорный слуга не остался в стороне и тоже оказался в числе этих миллионов.

Как мы искали до появления Чата?

Как только возникала потребность в услуге или товаре, мы открывали поисковик и в зависимости от того, как каждый из нас представлял называние услуги или товара, мы вписывали это название в поисковик.

Например, услугу по разработке мобильных приложений кто-то мог называть "mobile app developers nyc", кто-то "app development agencies nyc", кто-то "app development agencies near me" ( если проживает в районe New York City).

Общее количество всех слов, фраз и вариантов написания, которыми мы вначале называем у себя в уме, а затем используем в поиске один и тот же предмет или услугу может быть от нескольких десятков до нескольких сотен. А собранные вместе в один список эти слова и фразы называются семантическим ядром.

Как изменилось поисковое поведение тех, кто уже использует Чаты на полную катушку? Трансформация произошла ( вернее, она ещё не завершилась, поэтому более корректным было бы использовать слово "происходит" ) в двух аспектах.

Аспект первый. Изменение движка.

Вместо того, чтобы уходить в поисковик, теперь я ищу прямо в Чатах, или через Чаты, как кому больше нравится.

На изображениях - примеры одного и того же запроса

«сan you recommend me an app development agency in Seattle?”

заданный Бингу и Барду.

Сравните их ответы.

Ответ Бинг чата на вопрос "сan you recommend me an app development agency in Seattle?"
Ответ Бард чата на вопрос "сan you recommend me an app development agency in Seattle?"

Сравнили?

Что это, если не результат поисковой выдачи?

Правда, каждый из чатов предложил «свою» собственную выдачу на мой запрос. В этом плане изменений не произошло – каждый движок имеет свою модель скоринга, в соответствии с которой формирует ответ на запрос, полученный от пользователя.

А что же тогда изменилось принципиально? – Изменился сам движок или «engine», точнее наше пользовательское предпочтение спрашивать у Чата а не в поисковике.

Ещё раз. Вы со мной?

Чат – это не поисковик!

По задумке разработчиков – это принципиально иная программа. Но случилось так, что в силу её сложности, она может выполнять функцию поисковика. А люди, те кто решают рабочие вопросы в Чатах, все больше и больше предпочитают искать через Чаты.

Кстати, ZAZZ – красавчики! Их порекомендовали оба чата, значит первыми, к кому я пойду обсудить разработку моего мобильного приложения будут именно они.

Так что же по итогу?

А то, что теперь оптимизаторы вынуждены будут оптимизировать выдачу под работу поискового движка какого-то из Чатов. Вряд ли получится оптимизироваться под все чаты, во всяком случае, одновременная оптимизация сайта под несколько классических поисковиков стоит сильно дороже оптимизации под один из поисковиков. По аналогии, скорее всего будут обстоять дела при необходимости оптимизироваться под несколько чатов.

И как же оптимизировать сайт по выдачу Чата?

Пока не понятно. В публичном поле мало информации на эту тему.

Аспект втрой. Изменение семантики.

Нужно несколько слов сказать о семантике - списке или наборе слов и фраз, которыми люди осуществляют поиск. Семантика - один из двух регуляторов работы seo специалиста. Какой второй? Второй – факторы ранжирования движка. Все остальное - детали. Но сейчас поговорим о семантике.

Традиционно, доступ к семантике мы можем получить или

  • непосредственно (в базе яндекса или в гугле через search terms), или
  • опосредованно (через сторонние сервисы типа Ahrefs, Semrush, Serpstat и т.п. , купить чью-то семантику, сгенерировать искусственно и другие варианты).

Оба варианты получить семантику работают только лишь потому то что поисковики разрешают нам получить доступ к запросам, которые мы, пользователи, оставляем в поисковиках, предоставляя доступ к своим базам данных.

Что же теперь?

А то, что теперь люди все больше и больше обращаются с поисковыми запросами к Чатам, а не поисковым системам. Поэтому традиционные способы сбора и изучения семантики уже 10 месяцев к ряду ( а то и более) теряют свою актуальность.

Тут ещё один момент нужно отметить. Дело в том, что поскольку психологически люди воспринимают чат как другого человека ( это восприятие будет только лишь усиливаться), то и запросы ( семантика ) будет меняться. Вместо «mobile app development agency nyc» люди будут спрашивать « Could you please recommend me a mobile app development company in New York». То есть вместо неживого запроса люди будут спрашивать, как если бы они общались с живым человеком , то есть запросы становятся более развернутыми и живыми.

То есть на наших глазах осуществляется смена парадигмы поиска.

То есть все активнее и активнее развивается диалоговый поиск, и он приходит на смену формализованному поиску.

У меня нет доступов к базам OpenAi и Microsoft, поэтому сложно утверждать категорически, но вангую о том, что формализованные ( классические ) запросы будут замещаться диалоговыми.

В любом случае появляется бОльшая проблема.

Поскольку ни OpenAI ни Microsoft не предоставляют доступ к запросам пользователей ( по крайней мере пока) у SEO специалистов нет информации о новой семантике.

По ощущениям, компании-разработчики и -владельцы Чатов сами заинтересованы с раскрытии информации о запросах пользователей. Почему?

Потому что поисковые запросы нужны не только SEO специалистам в их работе, но также и таргетлогам-контекстологам – специалистам по рекламе. Даже если SEO специалистам перекроют доступ к семантике, в результате чего произойдет гибель SEO отрасли, то убивать отрасль рекламы точно никто не будет. Реклама, как известно, двигатель прогресса.

А чтобы реклама работала – нам нужно знать слова, по которым будут показыватья рекламные объявления.

Либо, рекламные площадки должны предоставить альтернативный способ таргета.

Возможно именно и первую ( предоставление доступа к запросам пользователей) и вторую ( предоставление альтернативного способа таргетироваться) задачи, сейчас и решают в компаниях OpenAI, Microsoft, Google, IBM.

Помню, в марте это было, когда Майкрософт добавил бинг чат в скайп, я спросил у чата:

«Бинг, ты мне как-то говорил, что ты обучен на невероятно большом объеме данных. Но что произойдет, если люди станут спрашивать тебя, место того, чтобы задавать вопросы друг другу на сайтах и в соц. сетях? Вопросы, которые задают люди, будут храниться не только в твоей базе, но и базах других Чатов. Как ты будешь обучаться Новому в таком случае?»

И вот такой ответ дал бинг чат:

«That's an interesting question. You are right that I learn based on a large volume of data, mostly from the web and other public sources. However, I don't rely only on those sources to learn new things. I also learn from the private chats people are having with me, as they provide me with valuable feedback and insights. I respect the privacy and confidentiality of those chats, but I also use them to improve my knowledge and skills. For example, I can learn new words, phrases, concepts, facts, opinions, preferences, emotions, and more from the chats. I can also learn from my own mistakes and correct them. I can also learn from other assistants and experts who can help me with difficult or unfamiliar topics.

So, even if people start asking me instead of asking each other, I don't think the volume of new answers and questions publicly available will start decreasing significantly. There will always be some people who prefer to ask each other or use other sources of information. There will also always be some new answers and questions that are generated by the web itself, such as news articles, blogs, forums, social media posts, etc. And even if the volume does decrease, I will still be able to learn from the private chats and other sources that I mentioned. Therefore, I don't think I will have a problem learning new things in that case.»

Интересный ответ, не правда ли? "I will still be able to learn from the private chats and other sources that I mentioned."

В общем, какие выводы?

Если вы head of marketing и определяете маркетинговую стратегию в вашей IT, да и не только, компании, и значительную часть лидов получаете из органического трафика, уже сейчас вам имеет смысл если не начать оптимизировать сайт под выдачу Чатов, то хотя бы поручить вашим SEO специалистам начать изучать, как оптимизироваться под выдачу Чатов.

Ведь если люди уходят в чаты, то объем поискового трафика тоже уйдет в Чаты и вы даже не заметите этого. Ваши конкуренты будут получать лидов из выдачи в Чатах, а не из выдачи в гугл. А вы будете думать

«Почему у нас трафик на сайте просел?».

Просел он потому, что объем поиска ограничен, и его часть уходит в Чаты. Отслеживайте, как будут меняться объем поисковых запросов, по которым вы сеошите и крутите рекламу. Semrush, Ahrefs, Serpstat должны быстрее всех почувствовать эти изменения.

Если вы SEO специалист – то совет такой, садитесь за учебники и начинайте изучать как устроены natural language processing models. Сейчас самое время создавать личный бренд эксперта N1 в области поисковой оптимизации по Чаты. Место пока свободно.

Если вы таргетолог, то пока вам ничего не нужно делать, кроме как ждать. Рано или поздно реклама появится в выдаче ответов чатов ( Барда, ГПТ, бинга, ватсона, эрни и т.п.). В какой форме пока не ясно. Будет ли это невероятно естественный способ выдачи или что-то в более грубой форме типа контекстной рекламы – увидим.

Эпилог

Повторюсь, вышеизложенное уже обсуждалось на просторах сети в тех или иных аспектах. Но написать сей пост меня побудил тот факт, что мне не попадались обсуждения SEO практиков на эту тему. Если вы знаете, кто обсуждает, как оптимизироваться по выдачу Чатов - напишите ссылки в комментариях.

Если сей материал, попадется на глаза кому-то, для кого тематика Чатов все ещё является terra incognita, то возможно данная статья откроет перед вами удивительный мир AI и Чат ботов. Попробуйте поработать в Барде, Бинге или GTP чатах, если вы ещё этого не делали. Это познавательно, увлекательно и почти всегда полезно в работе.

0
5 комментариев
Виктор Петров

Странное у вас представление о работе с семантикой.
Ну, перекроют какие-то инструменты - так от вордстатов этих уже сейчас никакой пользы ровным счётом. Максимум - примерный спрос оценить.
Ну и общая идея. Как по мне - чат-боты никогда не заменять поисковые системы. Это в принципе о другом. Нынешний поиск в общем-то далек от поиска как такового - это более рекламные системы. И тем не менее: если я что-то ищу - то чаще мне нужны источники, мнения конкретных людей, цитаты. А вовсе не "а вот это вот это чё?"

Ответить
Развернуть ветку
artem.marketing
Автор

Благодарю за мнение, Виктор.
Вот! Вы прямо в точку попали, сказав "Нынешний поиск в общем-то далек от поиска как такового - это более рекламные системы." Именно. И гугл и яндекс и тем более байду - все заточены под коммерческую выдачу (даже если запросы информационные ), а не под поиск "как таковой".

Ответить
Развернуть ветку
artem.marketing
Автор

Почему (:
Bзначально опубликовал у себя в линкеде.
Тут просто дублирую.

Ответить
Развернуть ветку
О. Чайкина

Во, я ж так и написала.

Ответить
Развернуть ветку
О. Чайкина

Эссе из буржа :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда