Инструкция: 5 шагов, которые помогут навести порядок в аналитике

Дата-аналитики уже давно стали новыми рок-звездами диджитала. Но чтобы правильно работать с данными и получать по-настоящему крутые результаты, нужно для начала привести это всё в порядок и следовать чёткой дисциплине. Аналитическое направление Convergent расскажет, как укротить цифровой хаос и организовать работу максимально эффективно.

Шаг 1. Составляем бриф

Бриф — это фундамент любых работ. Без хорошего брифа нет хороших результатов, так что к этому этапу нужно отнестись со всей внимательностью.

Что точно должно быть в брифе?

  • Задачи. Долгосрочные бизнес-цели и тактические решения. Каждая цель при этом должна рассматриваться отдельно, даже если они очень похожи.
  • Технические особенности. Какие платформы будут использоваться, какие технологии будут задействованы, как, что и зачем. Это нужно, чтобы правильно настроить сбор данных — на сайты на Tilda или Wordpress ставят, например, особенные плагины.
  • Текущая аналитическая инфраструктура. Какие используются инструменты и решения. Мы считаем, что проще встроиться в уже существующую систему и дорабатывать её, чем строить новую с нуля.
  • Ожидаемый результат. Конечно, при настройке аналитики можно получить конкретные данные, но часто менеджерам необходимо эти данные ещё преобразовать в понятный и наглядный вид, например, для предоставления руководству. Мы обычно делаем презентации или интерактивные дашборды.
Инструкция: 5 шагов, которые помогут навести порядок в аналитике

Шаг 2. Выстраиваем иерархию

После заполнения брифа нужно правильно расставить приоритеты. Для этого необходимо проработать иерархию метрик, на основе которой будет создаваться архитектура аналитической системы.

  • Самый верхний уровень — это конкретная бизнес-задача. Для FMCG-бренда, например, это может быть вовлечение потребителей в промоакцию.
  • Тактическая цель. Их может быть несколько, но все они должны отражать выполнение бизнес-задачи. Возвращаясь к промоакции — это, например, увеличение числа конверсий в регистрацию чека.
  • Макроконверсия. Это показатель, который отражает выполнение конкретной цели. В нашем случае это отношение регистраций чека к количеству уникальных посетителей сайта.
  • Сегменты пользователей. Можно использовать разные параметры, главное — чтобы они соответствовали задаче. Например, сегменты можно выделить по платформе (desktop или mobile) или по источнику трафика (органический, соцсети, другие активации и т.д.)
  • Пользовательский путь. Для каждого сегмента путь будет разным, поэтому необходимо прописать их все отдельно. Это поможет отследить нестыковки и вовремя вносить улучшения.
  • Микроконверсии. Это те действия, которые приводят к макроконверсии тактической цели. Для каждого сегмента набор может быть разным — например, конверсия из посещения страницы в доскролл до кнопки регистрации чека для пользователей desktop, или конверсия из просмотра одного экрана в нажатие кнопки в mobile.

Шаг 3. Выбираем решения

Инструменты для настройки аналитики зависят от технических особенностей продукта — языка программирования, фреймворка, архитектуры. Для каждого решения работает свой набор инструментов.

Для стандартных веб-сайтов легко настроить события с помощью Google Tag Manager (GTM). Код GTM помогает отслеживать статистику и направляет данные в аналитические системы, например, Google Analytics или Яндекс.Метрика.

Если веб-решение использует раздельную frontend и backend архитектуру (например, Single Page Application на JavaScript фреймворке), будет удобнее внедрять код Google Analytics напрямую в код продукта. В таком случае может понадобиться помощь разработчиков, чтобы они могли настроить события и указать коды для отслеживания виртуальных страниц.

Готовые коробочные решения типа Битрикс, Tilda, Wordpress используют специальные плагины для внедрения аналитики. События в таком случае можно также настроить через GTM или внедрить их напрямую с помощью разработчиков.

В мобильных приложениях для аналитики используется software development kit (SDK), то есть набор средств разработки, которые помогают настроить специальные инструменты для отслеживания разных событий.

Шаг 4. Записываем все шаги

В аналитике важна точность, поэтому чтобы ничего не упустить, необходимо все фиксировать. Это поможет отслеживать все показатели и оперативно вносить изменения.

В Convergent мы обычно составляем детальное техническое задание и карту всех событий для разметки. Это позволяет и клиенту, и разработчикам продукта чётко понимать, что, как и для какой цели мы делаем, и быстрее согласовывать необходимые изменения.

Инструкция: 5 шагов, которые помогут навести порядок в аналитике

Шаг 5. Тестируем систему

Последний шаг — тестирование. На этом этапе важно убедиться, что всё настроено корректно, и мы получаем все данные, которые нам необходимы.

Мы в работе пользуемся такими инструментами:

  • Google tag assistant проверяет корректность установки кодов Google Analytics, Google Tag Manager и Floodlight пикселей от Google.
  • GA Debug позволяет в консоли браузера увидеть все запросы, идущие от сайта на сервера Google Analytics.
  • Ghostery позволяет отслеживать установку кодов и пикселей всех систем трекинга на сайте.
  • GA checker парсит код всех страниц и проверяет наличие GA или GTM на каждой из них.

А ещё мы дополнительно настраиваем алерты в Google Analytics, чтобы мониторить сбор статистики. Например, можно поставить алерт на количество посещений страницы. Если оно меньше 10% от средней посещаемости сайта, это может говорить о том, что где-то случайно удалили счётчик. Ещё пример: показатель bounce rate больше 5-10%, значит, возможно, счётчики задублировались.

Алерты настраиваются исходя из самого продукта и его особенностей — источников и объема трафика, функционала и других.

Пять простых шагов, чтобы настроить корректный сбор аналитики и получать достоверные данные. Или можно поступить проще и обратиться к специалистам, которые соберут, всё, что нужно, а вам останется только принимать решения.

4
Начать дискуссию