(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(66729223, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(66729223, 'hit', window.location.href);

Кейс Openland: нужно больше организаторов!

В ноябре Convergent участвовал в кейс-чемпионате P1 — наша команда придумывала, как сделать так, чтобы продуктом Openland начало пользоваться ещё больше людей. Рассказываем, что мы узнали, что придумали и что в итоге получилось.

Про что был кейс

Openland — мессенджер для чат-сообществ, который был создан в 2018 году. Перед проектом стоит задача выйти на следующий уровень и стать более популярной платформой.

Как привлекать новых организаторов сообществ и масштабировать этот процесс? Это нам предстояло придумать.

Решение

Мы решили модифицировать проект, чтобы он продвигал себя сам, то есть активно использовать виральность. Это не вирусность и не сарафанное радио — это равномерное и плавное привлечение трафика, которым при этом можно управлять.

А вот как сделать, чтобы это сработало?

Исследования: начало начал

Для решения нужна база, поэтому мы провели объемное исследование: проанализировали конкурентов, аудиторию Openland, провели ux-аудит и изучили тему комьюнити.

Анализ целевой аудитории показал, что организаторы сообществ чаще всего выбирают инструменты по принципу «как у всех». Функционал при этом может не устраивать, но уже существующая широкая аудитория у площадки это компенсирует. Обычно организаторы сообществ — это эксперты в своей области, которые не всегда могут разобраться со сложными digital-инструментами, поэтому популярные платформы для них проще: по ним есть и инструкции, и много отзывов. Люди не преследуют цель монетизировать сообщество — им важно поделиться опытом, прокачать личный бренд и выстроить нетворкинг.

Анализ конкурентов помог нам выявить ошибку: с ростом продукта растёт и барьер сложности входа. Нужны простые инструкции, постоянно обновляемые по мере развития. К тому же многие платформы для общения предлагают интересный функционал, который, однако, не соответствует их позиционированию.

Чтобы сделать платформу максимально функциональной, мы изучили принципы развития комьюнити. Главные выводы:

  • Комьюнити как организм проходит несколько стадий, и на каждой из них нужны разные инструменты.
  • Построение сообщества начинается с маленькой идеи — в большой все сразу теряются.
  • Если участники активно вкладывают ресурсы в сообщество, они ценят его намного больше. Активные пользователи чаще становятся организаторами.

UX-аудит показал, что интерфейс Openland достаточно запутан для нового пользователя. Многие полезные материалы не найти на платформе, хотя они существуют. Помочь тоже некому — в чат-боте ограниченный функционал. Поэтому продукт необходимо доработать, чтобы превратить его в понятный и простой инструмент для организаторов.

Что будем делать?

Мы использовали фреймворк AARRR:

Acquisition — привлечение

Activation — активация.

Retention — удержание.

Revenue — желание заплатить.

Referral — желание рекомендовать (мы назвали виральность).

Для Openland мы рассматривали 3 ключевых этапа: привлечение, активация и виральность, и для каждого установили свои метрики успеха.

Привлечение

  • Онлайн-мероприятия

Конференции, митапы и воркшопы объединяют вокруг себя единомышленников, а это как раз то, что нужно для создания успешного сообщества. Openland может стать партнёром организаторов, чтобы привлекать их в тематические сообщества. Функционал закрытых сообществ позволит также делиться уникальным контентом с участниками.

  • Больше говорить про Openland

Сейчас в сети мало информации про сам продукт — в основном это интервью с создателями. Нужно познакомить пользователей и будущих организаторов с функционалом, которого нет на других платформах, и просто повысить узнаваемость продукта.

  • Мотивировать будущих организаторов

Обычно тематические сообщества ведутся из интереса организатора. Чтобы мотивировать людей переходить на Openland и создавать свои чаты, можно использовать геймификационные механики, и, возможно, материальные поощрения, которых нет на других площадках.

Активация организаторов

  • Проработать user journey

Каждому пользователю должно быть понятно, как устроен Openland, в том числе и как создать сообщество. С этим помогут проработанные сценарии обучения плюс наглядное привлечение, например, специальная кнопка на стартовой странице.

  • Помогать организаторам

Дополнительные инструменты помогут обычным участникам создавать свои сообщества. Специальные шаблоны с предустановленными функциями и аналитикой помогут быстро начать. Плюс помощь могут оказывать уже опытные организаторы — за менторство они будут получать бонусы.

С решением простых и быстрых вопросов точно может помочь чат-бот — осталось доработать его и превратить в понятный инструмент.

  • Проактивно предлагать стать организатором

Активные участники могут создавать свои сообщества — их только нужно немного подтолкнуть. В этом поможет алгоритм рекомендаций — например, при поиске некоторых тем можно предлагать создать отдельное сообщество.

Виральность

  • Внедрить реферальную программу

Нужно сделать так, чтобы организаторы сами хотели рассказывать про Openland. Кроме непосредственного функционала, это можно сделать с помощью реферальных кодов или приглашений друзьям, за которые организаторы будут получать бонусы.

  • Повысить видимость

Чтобы увеличить охваты и узнаваемость продукта, можно также использовать ватермарки на материалах внутри сообщества — если ими поделиться, получатель сразу увидит плашку Openland.

Как достичь результата?

На реализацию уйдёт примерно год и 1,6 миллиона рублей. На первых этапах нужно фокусироваться на доработке уже существующего продукта без внедрения ресурсоёмких функций и больше освещать Opeland на площадках, где собираются эксперты и будущие организаторы сообществ.

По оценке есть три основных риска, которые требуют особого внимания: спад активности по окончании контрактов, открытая критика в сети и неудовлетворённость ядра в роли менторов. Для каждого мы предложили возможные решения.

Что в итоге?

Мы набрали 69 баллов — судьям понравился комплексный подход и детализация, но они посоветовали показывать весь объём работы, проделанный путь и выводы.

Учтём это, когда будем решать следующие кейсы — подписались ещё на два в апреле 2021го .

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда