{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Черный лебедь» или психологический ужас

SPOILER ALERT

Нина, психологически несформировавшаяся балерина, мечтает о роли Одетт в «Лебедином озере» и добивается ее путем саморазрушения. Именно о самоуничтожении ради искусства, по нашему скромному мнению, этот фильм.

Нина в начале фильма – невинный, не познавший грешного мира ребенок. Она никому не перечит, сильно зависит от окружающих ее людей, не знает сексуальной жизни. У нее тоненький, тихий голос, ее розовая комната усыпана плюшевыми игрушками, а дверь в нее не имеет замка.

Мать Нины, не реализовавшаяся как балерина женщина, проецирует свои несбывшиеся мечты на ребенке и контролирует ее во всем. Отчасти из-за этого Нина не «повзрослела».

Даже когда Нина, казалось бы, освобождается от матери, она переходит в руки Томы, режиссера-постановщика балетной труппы, и Лили, идеальной кандидатуры на роль черного лебедя. Именно Тома и Лили заставляют ее совершить быстрый переход в процессе становления личности.

Даррену Аранофски свойственно наделять своих героев оторванностью от окружающего мира и чтобы показать это он часто использует такие визуальные приемы как body mount, использование широкоугольной камеры, хип-хоп монтаж и т.д. Но в «Черном лебеде» все они отсутствуют. Вместо них режиссер использует другой мощный визуальный элемент – зеркала.

Именно зеркала придают фильму сюрреалистический оттенок и отражают разложение личности в полной мере. Столько зеркал в одном фильме не было, наверное, нигде, кроме ужастика «Зеркала».

Зеркала везде и именно в них Нина видит «черного лебедя», свою темную часть. Как говорил сам Даррен:«Отношения со своим отражением - огромная часть того, кем они являются». Именно из-за неспособности найти гармонию между двумя своими личностями, Нина умирает.

Зеркалами можно считать не только их физическую сущность, но и второстепенных персонажей, которые являются определенной частью Нины. Лили – раскрепощенная версия Нины, не успевшая реализоваться. Мать Нины – голос «ребенка», сдерживающий ее от взросления и перехода в личность «Лили». Бет – отражение будущей Нины, лишившейся света софитов.

Еще одной визуальной деталью можно назвать натурализм и физиологию. Аранофски не стесняется показать все недостатки тела – мозоли, раны, шрамы, прорывающиеся черные крылья. Все это доставляет зрителю столько же дискомфорта, сколько испытывает Нина.

Чем больше Нина сходит с ума, тем больше у нее физических ран. А в самом конце, когда она окончательно убивает часть своей личности, она буквально убивает себя.

Анимешники наверняка заметили сходство между «Истинной грустью» Сатоси Кона и «Черной лебедью». Правда в том, что еще тогда, когда Даррен снимал «Реквием по мечте», он выкупил все права на это аниме, чтобы воссоздать сцену в ванной оттуда. Не пропадать же деньгам зря?

«Истинная грусть» – удивительное сюрреалистическое аниме, послужившее вдохновением не только аранофски, но и нолану. В центре сюжета Мима Киригоэ – j-pop звезда, Руми – ее менеджер, и Ми-Мания – сталкер Мимы. В зависимости от восприятия сюжета, каждый из них психопат. Но ясно одно – Мима страдает от разложения личности из-за внешних обстоятельств и конфликта с самой собой. Ничего не напоминает?

«Черный лебедь» – один из культовых психологических триллеров, четырежды номинированный на «Оскар». Его персонажей, смысл и сам фильм можно трактовать по-разному, но суть не меняется. «Черный лебедь» в полной мере показал как человек может разрушить себя во имя искусства.

0
1 комментарий
Дмитрий Смоляков

Спойлерить очень не хорошо! А тем, кто не смотрел фильм, очень советую, Нина ведь в конце умирает

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда