Надежный алгоритм выбора ниши для нового бизнеса
... и не только
Люблю, когда есть понятный алгоритм для решения какой-либо задачи.
Давайте посмотрим на такой простой алгоритм для решения двух, очень похожих задач:
🔸 Допустим нам потребовалось дать новый импульс бизнесу. Например, за счёт добавления вариантов монетизации (добавления новых способов генерации выручки) или масштабирования.
🔸 Или захотелось вложить свободное время и ресурсы в новый проект, интересный и перспективный.
И все это сделать так, чтобы в пустую не потратить время и деньги. То есть, выбрав наилучший для бизнеса вариант.
Решить такие разные, с первого взгляда, задачи можно используя один и тот же алгоритм и инструменты.
Алгоритм, которым я пользуюсь и рекомендую попробовать вам, заключается в реализации трёх шагов:
Для начала, генерим много разных интересных идей
Генерим или в рамках развития текущего бизнес направления, или более широко - придумываем идеи перспективных новых бизнесов.
🔸 Например, мы придумываем доступные нам для реализации способы монетизации для текущего бизнеса.
Если наш бизнес - кирпичный завод, на котором мы делаем и затем продаем кирпичи, то это один способ монетизации.
А если, мы начнем продавать готовые стандартные постройки из нашего кирпича - это уже другой способ получения выручки. А если придумаем кастомизацию внешнего вида кирпичей под заказ - третий.
🔸 Другой пример будет про выбор ниши для нового бизнеса.
Если наши компетенции состоят в производстве и продаже кирпичей, то использование этих компетенций в сочетании с мировым трендом на роботизацию могут привести к идее выхода на рынок роботизации профильных производств кирпичей или строительной керамики.
И кстати, кастомизация - это тоже глобальный тренд 😉
Генерить идеи можно с помощью коллективного мозгового штурма. Так иногда рождаются необычные прорывные варианты.
Но ещё лучше, использовать набор правил для направленной генерации. Их можно даже в одиночку использовать. Я таких рабочих наборов правил знаю и применяю шесть. Готов поделиться ими, хотя, наверное, правил больше существует.
Дальше надо выбрать из всех идей ту, что лучше всего будет нам подходить
А чтобы выбрать зряче, потребуется отобрать (придумать) критерии для выбора.
Причем критерии должны позволять оценивать идеи с разных сторон. Начиная со стиля ведения бизнеса и сопутствующего лафстайла, до территориальной привязки и потенциального уровня дохода.
Иначе мы не сможем сравнить идеи между собой.
🔸 Например, мы можем захотеть отбирать только те идеи, которые требуют для реализации минимальные вложения, или те, что не зависят от состояния рынка труда. А возможно, мы захотим работать только с женской аудиторией.
Я за много лет выделил для себя набор из 22 групп критериев. Ими и пользуюсь. Очень редко что-то всплывает дополнительно.
Но можно написать критерии и с чистого листа. Конечно, есть шанс потратить на это несколько дней, но зато они будут лично продуманными.
Дальше собственно применяем критерии к идеям, оцениваем, сравниваем и определяем победителя.
Можно для окончательного выбора использовать, как я, довольно сложную систему весовых коэффициентов и несколько циклов отбора. Времени требуется на пару-тройку часов больше, чем при простом сравнении, но качество решения здорово возрастает.
Тем не менее, лучше сравнить идеи по критериям в лоб и без сложных математических вычислений, чем полагаться на интуицию или выбирать по симпатиям.
Уточняем экономику
Вот только теперь наступил момент уточнить бизнес-модель, посмотреть какова будет экономика проекта в динамике.
Не углубляться в полноценное бизнес-планирование, годное для больших международных корпораций, а с помощью простой таблицы посмотреть на то как могут развиваться продажи и тратиться инвестиции, при разных вариантах монетизации.
Ну и затем сделать тестирование на рынке и реальных клиентах. Перед полноценной реализацией.
Всё это, в зависимости от величины задачи и усердности работы, может занять от пары недель до нескольких месяцев. Но зато даст результат с максимальными шансами на успех.
Успешных вам проектов!
Еще больше про личный опыт и практику системных улучшений в бизнесе пишу в своем телеграм канале Строим системный бизнес с Алексеем Горбачом | Практика. Правила. Инструменты роста