{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Производства в России не существует? Про шильдики, рендеры и тяжелый металл

Работаю в промышленной компании по металлообработке, и хочу рассказать что происходит со сферой производства в целом.

Добрый день!
Меня зовут Сергей Александрович, я работаю в производственной сфере.
Знакомые, которые позвали меня на vc.ru сказали, что люди здесь не верят в наличие производственной сферы в РФ как таковой, или относятся к ней, как минимум, со скепсисом.

Если анализировать здешние новости и дискуссии, Российское производство преуспевает в переклейке шильдиков, рендерах и демонстрации прототипов-муляжей: скажем, телефонов. Или, по крайней мере, как в ситуации на картинке.

Чтобы понять о чем тут речь, вот ссылка

Производственник на этом сайте явление редкое, тем более связанный с промышленностью: чаще люди пишут о ювелирных украшениях, но иногда мелькают статьи пищепрома о пельменях.

Что же, я занимаюсь металлом (не путать с музыкой), и попробую расписать как всё вижу со своей точки зрения:

Общая ситуация

Начнем с того, что Россия – страна сырьевая. Основная доля добычи, экспорта и всех экономических бла-бла-бла приходится на энергоресурсы: нефть, газ или Кузбасс. Далее идут прочие ископаемые ресурсы и вещи растущие в лесах. Говоря проще: добыча, обработка, продажа.

Высокотехнологичная продукция вроде процессоров, или чуть менее технологичная бытовая техника в РФ практически не делается. Безусловно есть условные Эльбрусы, но их конкурентоспособность и потенциал развития совсем отдельная тема разговора.

В СССР были попытки создания бытовых вещей в виде Бирюсы, Гефеста, Электрона и т.д, но их наследие особо не сохранилось. Разве что Бирюса по сей день производит холодильники.

90-ые озарил поток импорта зарубежной техники: рынок наводнили LG, Samsung, Sony, Philips, Toshiba и т.д. После 2022, ввиду санкций количество этой техники сократилось кратно. Вместе с параллельным импортом появились DEXP и другие китайские бренды. Но отечественной техники у массового потребителя так и не появилось.

Однако, из года в год ходит и укрепляется стереотип, что заводы стоят, ничего не делают, ничего не производят, и даже не собираются бить пальцем о палец.

«Ни тебе швеллеров, ни скрепки, вообще ни***на»

При таком раскладе в стране конечно не было бы заводов, фабрик и даже города Челябинска, что звучит абсурдно (куда мы без Челябинска?). Не будем говорить об очевидных вещах: об оборонке, которая из года в год наращивает собственную промышленность. ЗИЛах, КАМАЗах и т.д. – о них слышал каждый, но мало кто знает что происходит за пределами заголовков и репортажей массмедиа.

Чуть ниже, для примера, я расскажу какую цепочку отечественных производств затрагивает только наша деятельность, но сперва давайте кратко посмотрим как обстоят дела с заводами по стране.

Начнем с самого простого теста.
Зайдем на карты, и введем «завод» по месту нашей дислокации – Ленинградской области. Вот что у нас получается:

Несмотря на то, что карты очень сильно не отображают реальное количество предприятий, пряча их за масштабированием, Ленобласть не пустует. Но регион северной столицы на втором месте по количеству производств, поэтому вот вам картина в другом городе (попробуйте угадать в каком).

Я насчитал 21 точку на город

Мы убедились, что заводы у нас существуют. Но карты картами, и дают они крайне поверхностное представление. Поэтому давайте обратимся к статистике.

Первое, что приходит на ум, это интерактивная карта производств в России. В ней, с 2008 года, собирают данные о производителях со всех регионов страны. На сегодняшний день, согласно этой карте в РФ есть 20 тысяч и 177 промышленных предприятий. Сюда входят производства, фабрики заводы и фермы.

Для примера, отобрал категорию «промышленное оборудование» по всей стране, чтобы понять масштаб. Попробуйте и вы найти производства в своём городе (настройки в правом верхнем углу). Там представлены все категории: от галантереи и упаковки до сырьевых производств. Думаю вы будете приятно удивлены.

Можно обратиться к официальным сводкам от Росстата.
Раз в несколько лет издают огромный статистический сборник, где есть информация по всем фронтам – конкретно в этом случае информация собрана за период с 2017 по 2022 годы.

Там приведены данные о финансах, объемах добычи; импорта/экспорта, доли ВВП и так далее. СМИ и аналитики довольно часто берут информацию именно из этого источника.

Внутри много сложных таблиц, но нас, как простых любопытных граждан интересует начало главы четвертой, а именно – количество работников, занятых в сфере промышленности (страницы 88/89, если вам интересно). Я посчитал общее количество работников за 2022 год, и вышла вот такое число:

9.627.300 человек

Трудно представить, чтобы такое количество людей дружно имитировали бурную деятельность за зарплату и ничего не производили. Разумеется, стоит учитывать, что в эту статистику входят и административные работники и энерго- водоснабжающие предприятия,. Однако миллионы остаются миллионами: металлы, оборудование, электроника, пластмассы и так далее – сферы, в которых работают сотни тысяч людей по всей стране.

Но хватит о глобальном, и перейдем к более частным примерам.Показываю ситуацию изнутри:

Гнём металл

Мы заняты в сфере металлообработки. Если в двух словах, режем, гнём и если нужно красим. Наше предприятие работает давно, и начинало исключительно с порошковой покраски. Если вы не знаете, что такое порошковая покраска, посмотрите на эту текстуру, и сразу поймете, что сталкиваетесь с ней практически каждый день.

Зернистость разнится, или поверхность может быть вовсе гладкой.

И сразу могу сказать, что толчком к развитию предприятия стало…другое предприятие. Речь о Coca Cola, которая на тот момент искала подрядчика на покраску холодильников и рефрижераторов в красный цвет. Тех самых, которые стоят практически на каждом углу, или которые разыгрывались с полной загрузкой колы внутри.

В принципе, на этом и строится промышленность – если где-то есть одно производство, значит с ним работает ещё десяток других:

Очевидно, что наши клиенты, это люди из России, и чаще всего из Ленобласти или центрального ФО. Мало кому нужно гнуть или красить металл в тысячах километров от точки, где этот металл будет стоять.
Часть клиентов это строительные компании, часть – простой бизнес, которому нужны какие-нибудь особые стеллажи или пандусы под склады. Но очень часто приходят именно другие производители. Мебельщики, производители машин и оборудования, автотранспортных средств, судостроители и вагоностроители и так далее, и тому подобное.

Одним нужна фурнитура, другим крепежные механизмы, третьим сложные детали. Кто-то хочет выполнить пресс-формы или штампы, кому-то нужна деталь по чертежам, которую больше негде купить. Есть частные клиенты: дизайнеры и декораторы, различные реставраторы но это уже не совсем про производство (хотя как посмотреть).

И да, всё это происходит в России

Посмотрим на практике, прямо по картинкам.
Вот мы изготовили и сварили нержавеющие трубы под строительные нужды.

Кстати, работаем с металлом, качественно.

Здесь согнули и нарезали стальные листы под панели. Они пойдут на каркасные конструкции.

Да-да, с металлом.

А вот порошковая покраска металлического стола (его текстуру я демонстрировал выше).

И качественно!

Чтобы посмотреть на сферу под другим углом, давайте развернем реальные цепочки производств на простом примере. Допустим нам нужно изготовить пожарный щит (есть в любом общественном здании в больших количествах). На каждом этапе, где задействуется производство, я буду проставлять число в скобках, чтобы вы оценили их количество на создании одной вещи.

Например, на вот таком щитке

Щиток производится чаще всего из алюминиевых сплавов или тонколистовой стали. И металл сперва нужно добыть в виде руды (1), затем раздробить и переплавить (2), далее раскатать в пригодные для обработки листы (3). Листы обрезают на заготовки (4) ребята вроде нас, гнут/варят/собирают, а затем красят (5).

Вроде бы всё, но мы кажется забыли про стеклышко, за которым прячется ключик от щитка.

Добывается сода (1), песок (2) и известняк или доломит (3). Идёт плавка и создание заготовок (4). После этого заготовка отправляется к стекольщикам, которые уже режут и шлифуют форму под щиток (5).

Теперь точно всё…Но стоп, на щитке ещё есть наклейки!
По правде говоря я не особо знаком с этой сферой, и боюсь ошибиться, но могу навскидку привести такую цепочку:

Лесодобыча (1), обработка древесины (2), производство бумаги (3) – основа наклеек.
Добыча смол (4) синтез пластификаторов, полимеров, антисептиков и Бог знает чего ещё (5, но однозначно больше) – клеевой слой.
Синтез силиконового материала (6) – для подложки, которая защищает клеевой слой.

Сборка всего этого добра скорее всего делается на одном из перечисленных производств. Но в конце всего этого работает типография, которую мы тоже считаем как производителя (7). И здесь я не считал краску, как элемент цепочки.

Итого: для создания небольшого щитка потребовалось 17 производителей, не считая изготовления краски и замков. И большая часть перечисленных производств функционирует в России.

Если развернуть подобную цепочку с участием всех компонентов автомобиля, мы рискуем составлять её несколько дней без отдыха и сна. Ощутимая часть электроники окажется импортной, однако не на одной электронике живёт и двигается автомобиль.

Как и говорил ранее, одно предприятие не может существовать без десятков других, иначе теряется его смысл. Как и в любой части экономики: один элемент всегда взаимосвязан сетью с кучей иных, это как живой организм.

Яркая иллюстрация есть в романе Айн Ренд «Атлант расправил плечи», где разорение одного небольшого предприятия (если не ошибаюсь, изготовителя подшипников) серьезно ударило по сети железных дорог. Без подшипников производители бензопил не смогли их собирать, а лесники остались без инструмента. Железнодорожники получили шпалы не вовремя, план прокладки путей не выполнился, нужные регионы не получили дорог для сырья и стройматериалов. Возведение городов не состоялось в срок, людям негде было жить, экономика начала коситься и так далее... Автор описала цепочку на несколько страниц, но думаю моя мысль понятна.

Небольшие выводы

В России есть ощутимые проблемы с производством высокотехнологичной электроники и микроэлектроники. Передовая фармацевтика, авиационные двигатели и компоненты гражданских самолетов – если хорошо покопаться, список можно существенно расширить.

Можно сказать, что за время новейшей истории Россия могла наладить производство всего на свете, и двигаться по экономической арене как, скажем, Китай. Но производством всего на свете не занимается ни одна страна.

США – лидер фармацевтики. Но по многим лекарствам они зависят от импорта активных фармацевтических ингредиентов (АФИ), особенно из Китая и Индии.

По ряду соображений США просто не производят такие ингредиенты, хотя ресурсы для этого имеются в избытке. Вот и нас история привела к моменту где мы имеем то, что имеем на сегодняшний день.

Но говорить, что в стране совсем нет производства несправедливо.
Мы есть, нас много, и мы производим, а не просто переклеиваем шильдики с куска металла на металл.

В другой раз расскажу, как промышленность умеет масштабироваться и расти от цеха до полноценного завода.

Ну и если вдруг вы из Санкт-Петербурга или Ленобласти, и вам нужно согнуть, нарезать, сварить, покрасить или что-то срочно сделать с металлом, вот мой контакт для связи. Сделаем блестяще.

0
761 комментарий
Написать комментарий...
Михаил Швец

Автор местами несет такой поверхностный бред. Например, про авиационные двигатели. У нас вообще то двигатели делают, и даже самолеты делают. Процессоры 60-90 нм тоже делают в определенном количестве. Бытовую технику тоже производят. Факты хоть кто-то проверяет на этом сайте вообще?

Ответить
Развернуть ветку
Дед Мазай и деграданты

У нас всё делают, штучно, со скрипом, долго и дорого, распиливая на этом бешеные бабки. Очевидно, что массовое производство так не построишь.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Швец

Зачем тогда врать, что не производят.

Ответить
Развернуть ветку
Дед Мазай и деграданты

Запланировали 100 суперджетов в год, реально пообещали 20 суперджетов в год, по факту производят 2 суперджета в год - это не производство, а херня.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Швец

Грош вам цена, граждане-балаболы. А автору статьи желаю всего хорошего.

Ответить
Развернуть ветку
lucklessman

Сколько самолётов собирает РФ в год?

Ответить
Развернуть ветку
Blood Borne

Достаточно чтобы кому надо улететь в случае необходимости.
https://youtu.be/jnLUpzbB0G4?si=gu45OZoILnutOlZf

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сокольских

Ну лучше 2 но чтоб двери в полете не отлетали...

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Лучше пусть двери отлетают, чем при жесткой посадке стойки протыкают топливные баки.

Ответить
Развернуть ветку
Dan

Это тот самый суперджет (кстати, а почему англицизм применяется? Благотурб более по-русски звучит), который в гору врезался при тестовом полете?

Ответить
Развернуть ветку
Дед Мазай и деграданты

Тот самый, но эта авария не в счет. Полет был тестовый, у всех бывает. У Илона Маска вон сколько аварий было, прежде чем нормально полетело.

Проблема в другом - весь этот суперджет на распилах, липовых отчетах и дебильном менеджменте, что превращает хорошее дело в практически безнадежное.

Ответить
Развернуть ветку
Aleh Prntv

У автора по-ходу ушки торчат западных спецслужб под кураторством «небратьев», воду мутит

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Вы оба потонули в сарказме

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Потому что не производят. Производство предполагает определенные тиражи и объемы. В каком-нибудь НИИ вполне могут собрать современный смартфон уровня айфона. Но это будет очень долго, очень дорого и одна штука. Такая сборка не является производством и не обеспечит страну смартфонами.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ulex

Andrey Cruz

Только что ·

Краткое описание показателей эффективности экономики. Очень упрощенное. Для карапузов (tm).

Два завода по производству ядерного топлива из плутония, российский и американский. Почти одинаковых, потому что плановая производительность одна и та же. В российский инвестировано 240 миллионов. В американский - 8 миллиардов и требуется еще 17 миллиардов.

На российском сколько-то украли, потомушта Рашка коррумпирована и все воруют. В Америке коррупции нет, так что все бабки разошлись по консультантам, юристам, проектантам, контракторам и так далее.

В Рашке на украденое построили коттеджик или там сныкали сколько-то в оффшор. То есть на круг заводик в Рашке дал жалкие те же самые 240 млн прибавки к ВВП. Стыд и срам.

В Америке без всякой коррупции деньги разошлись по рукам. Часть из них, разумеется, обратилась в мортгеджи, например, а мортгеджи выпали на финрынок в виде удивительно хорошо оцененных и надежных бумаг, так что ВВП Америки вырос не на 8 миллиардов даже. а раз так во много больше. То есть кто-то отпилил... ой, заработал миллион, оный использовал как первый взнос за недвигу, а банк, давший кредит, сразу выложил бумаги на всю сумму долга, а еще к нему пришла Латиша убрать в офисе, и на свою з/п она тоже осилила первый взнос, и еще бумага попала на рынок, тоже на удивление надежная, ведь мортгиджные компании, как известно, никогда не врут, а Латиша обязательно все выплатит, а кто-то со своим миллионом побежал на рынок сам и вложился с большим плечом, и ВВП вырос на сумму с плечом...

И теперь еще 17 миллиардов инвестиций надо. Прикиньте, как ВВП после этого вырастет? Куда там ватной Рашке гнаться за такими показателями. Стыдоба, говорю же.

И одна тонкость во всем: ватный завод прекрасно работает. Американский - нет. И строительству конца не видно. И чем дольше будут строить и чем больше денег туда закапывать - тем круче вырастут показатели эффективности экономики.

з.ы.
добавлю, стройку в сша завернули, завода нет, деньги списали

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

Вы не могли бы уточнить, какой завод по производству ядерного топлива запустили у нас за 240 миллионов, и какой за 8 миллиардов свернули в США?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ulex

С российской стороны в 2010 году предприятие ГХК в г. Железногорске было выбрано как площадка для создания промышленного производства МОКС-топлива для реакторов БН-800[19], стоимость проекта оценивалась в 7 млрд рублей[20]. Запуск производства был произведен в 2015 году[21]. На этих мощностях могли бы выполняться обязательства страны по утилизации плутония в рамках соглашения[22].

В США строительством завода MFFF (англ. Mixed oxide Fuel Fabrication Facility) с 2007 года на площадке Саванна-Ривер занималась Duke Cogema Stone (ныне — Shaw-AREVA MOX Services[23]), проект оценивался в 4,8 млрд долл, однако с 2013 года наблюдаются проблемы с финансированием и строительство было остановлено на уровне около 70 % готовности[24][25][26][27]. 8 февраля 2019 года Комиссия по ядерному регулированию (NRC) США аннулировала строительную лицензию для MOX-завода в Саванна-Ривер, на строительство было потрачено 8 млрд. долларов, для достройки просили выделить из бюджета ещё 17,3 млрд., но оказалось проще закрыть завод.[

Ответить
Развернуть ветку
Виктор

Спасибо. Вообще Росатом действительно хороши, и до сих пор держатся. К сожалению, вряд ли можно говорить о сопоставимых результатах у Ростех, ОАК, Роскосмос и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ulex

ну ОАК под самыми сильными санкциями в мире работает

нормально все

а пример выше, это в том числе как ввп стран считается, очень забавно получается

ввп по ппс - точнее получается

Ответить
Развернуть ветку
Виктор
очень забавно получается

Такие карикатурные примеры - это не более чем развлечение, потому, что они нарисованы большими мазками. Тут умножим на два, тут на три, а тут еще повесим на уборщицу ипотеку, ипотеку положим в обеспечение - и вперед с плечом на рынок. Вуаля, сколько хотели, столько и получили.

В России все те же операции по умножению капитала в ВВП происходят. Облигации же не только в США выпускают. Разница в стоимости, конечно, колоссальная, но чтобы её понять, нужно погружаться в эти проекты. А так с ходу можно просто сказать - Lada - 1.5 млн рублей. Cadillac - 18 млн рублей. Кадиллак более чем в десять раз дороже. Не иначе как только для того, чтобы просто раздуть ВВП :)

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.
Факты хоть кто-то проверяет на этом сайте вообще?

Это не СМИ, а блогоплощадка с контентом, в основном, от юзеров. Поэтому субъективность — наше всё, максимум — какие-то обмены пруфами в комментариях.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Швец

Я на vc.ru очень давно. Разного качества бывают статьи, но эта прям откровенное г., а реакция как будто самородок все нашли.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Не ставила себе цели анализировать качество публикаций, но некоторое ощущение у меня тоже есть: эта публикация не хуже и не лучше средней по виси (я, конечно, исключаю откровенный спам, генережку и т.п.). Прямо хороших навскидку вспомнить могу не больше, чем пальцев на руках.

несет такой поверхностный бред

Да, хотелось бы чего-то небредового и неповерхностного. Можете что-то рекомендовать?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ulex

Ма Пикабу был цикл по производству такой мелочи как крепежа для точек доступа, уличных

Там очень интересно, и при всей простоте изделия, геммороя и пути решения его - очень впечатляют.

Позже вам скину ссылку, если автор все не удалил.

Ответить
Развернуть ветку
758 комментариев
Раскрывать всегда