{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как стать резидентом Сколково с 6-й попытки. Анализ ошибок и советы тем, кому не удается «пройти» экспертов Фонда

Привет! Меня зовут Глеб Лубенников, я директор по развитию TENCAR - компании, которая не просто "оцифровала" бизнес автопроката, но и изменила подход к аренде автомобилей.

TENCAR - это агрегатор компаний, оказывающих услуги аренды автомобилей. Платформа решает задачу поиска и привлечения клиентов, улучшения их потребительского опыта, оптимизации документооборота "прокат - клиент", обработки электронных платежей, получения и использования больших данных от деятельности подключенных к платформе компаний-исполнителей и т.п. Такого рода платформы являются актуальными в настоящее время, принося выгоды как подключаемым исполнителям, так и своим пользователям, которые получают больший выбор, большую надежность, лучший сервис, больше гарантий и т.п.

Кризис - это время активного роста, писал я в своем предыдущем материале. В экстремальных условиях русский человек не только работает продуктивнее, но и становится гораздо решительнее: в октябре 2020 года мы с командой самостоятельно подготовили и подали первую заявку на получение резидентства Сколково.

Нашей главной целью были не льготы и компенсации, а доступ в этот закрытый клуб, где мы могли найти единомышленников, партнеров, привлечь инвесторов. Мы хотели работать под знаком Сколково, потому что это синоним качества - нам станут больше доверять, охотнее идти на партнерства и т.п.

Прохождение экспертизы заняло у нас ни много ни мало 2 года. Прежде чем принять нашу заявку, нам отказывали 5 раз. Но мы не опустили руки, стали работать продуктивнее и быстрее, допиливая наше решение.

Этим опытом я и хочу поделиться: рассказать о нюансах, неочевидных новичкам и дать практические советы тем, кому не удается с первых попыток “пройти” экспертизу Сколково.

Совет №1: вместо попыток впечатлить и понравиться экспертам слушайте, анализируйте и выполняйте все их рекомендации.

Заявку на получение резидентства оценивают 5 независимых экспертов по 6-ти основным пунктам:

1. Обладают ли создаваемый продукт и (или) технология потенциальными конкурентными преимуществами перед мировыми аналогами;

2. Обладают ли создаваемый продукт и (или) технология существенным потенциалом коммерциализации, как минимум, на российском, а в перспективе – на мировом рынке;

3. Является ли проект теоретически реализуемым и не противоречащим основополагающим научным принципам;

4. Обладают ли ключевые исследователи, разработчики и менеджеры проекта (далее - Команда проекта) необходимыми для успешной реализации проекта и относящимися к тематике проекта знаниями, научным или индустриальным опытом и предпринимательским потенциалом;

5. Достаточно ли представленных материалов для оценки проекта.

К счастью, под каждым из вышеперечисленных пунктов эксперты Фонда не просто ставят “да” или “нет”, а в деталях обосновывают причины отказа и дают ценные рекомендации: что нужно сделать, что добавить, чтобы получить от них заветное “да” при подаче следующей заявки.

Пример: ответив “нет” на вопрос “Обладает ли создаваемый нами продукт существенным потенциалом коммерциализации?”, эксперт прокомментировал свое решение таким образом:

Проект имеет некоторый потенциал коммерциализации на российском и мировом рынках, однако необходимо дополнить анализ рынков информацией об IT сегменте рынка, к которому относится проект, показать механизмы и инструменты коммерциализации, свойственные IT продуктам, представить информацию агентства Gartner о тенденциях, барьерах и достижениях в сегменте.

Вот еще пример обоснованного “нет”:

Результаты исследования представлены в достаточно не полноценном объеме, требующем понимания распределения ЦА. Планируется занять как минимум 20% рынка (это около 4 млрд. рублей в год) с учетом полной автоматизации бизнес процессов и предоставления удобного сервиса клиентам (конкуренты также двигаются в эту сторону, аргументов мало представлено). Основные потребители частные лица со средним доходом и выше, а также крупные компании (командировочные сотрудники, корпоративные клиенты) - каков объем этого сегмента, и как он распределен между конкурентами? Какие важные параметры сервисов для них?

Совет №2: доказать свои преимущества перед конкурентами - полдела. Важно их правильно описать.

Это было самой сложной задачей для нас, потому что сегмент экономики совместного потребления демонстрирует высокую динамику роста в последние годы. Огромно и количество платформ - они покрывают практически все субсегменты аренды.

В самой первой заявке мы описали наш продукт так, как будто на рынке отсутствовали решения для автоматизации работы прокатных компаний. Во второй мы снова не смогли довести описание своих плюсов до существенных, конкретных и измеримых преимуществ перед решениями конкурентов. Эксперты в целом соглашались, что наш проект имеет преимущество перед отечественными аналогами, позволяя через SAAS сервис бронировать конкретный автомобиль в соответствии с пожеланиями заказчика, дистанционно обеспечивая весь цикл оформления юридически значимых документов. Они также положительно отмечали такое наше конкурентное преимущество, как соответствие законодательству РФ по хранению персональных данных. Но им было непонятно, что мы создаем: продукт или решение для той или иной отрасли с допиливанием во время внедрения, как 1C и т.п. И главной нашей задачей было доказать экспертам, что наш проект - это создание продукта.

Подавая третью заявку в конце января 2021 года, мы представили наше решение как конкурента всех платформ совместного потребления, как унифицированную систему, не привязанную к конкретным типам объектов аренды. У нас хорошо получилось описать проблему отсутствия удобной платформы для проката любого имущества по всей России с автоматизацией связанных с арендой процессов. А вот объяснить в деталях, почему потребности потенциального клиента не могут быть удовлетворены многочисленными существующими платформами, нам не удалось. Это было одной из причин, почему нам было отказано.

Отстроиться от конкурентов нам удалось в в октябре 2021 года, когда мы подавали заявку в четвертый раз. Большинство экспертов оценили наш проект как конкурентоспособный в силу хорошо описанных в заявке преимуществ (интеграции с контролирующими органами, применения интеллектуальных средств в бизнес процессах, применение ML для прогнозирования спроса на услуги автопроката и динамического ценообразования, распознавания лиц при выдаче и приеме автомобиля для ускорения этих процессов и т.д.). Были положительно оценены и наши перспективы на международном рынке, но, при условии доработки решения до стандартов и традиций соответствующей страны.

Вердикт экспертов, имеет ли ваш продукт потенциал коммерциализации, напрямую зависит от того, как хорошо вы описали свои конкурентные преимущества. Пока нам не удалось это сделать, эксперты оценивали наш потенциал как не существенный по причине перенасыщенности рынка и высоко раскрученных сервисов в каждой из областей (например, для аренды недвижимости - Airbnb, Vrbo и др).

Совет №3: детально опишите архитектуру проекта, его технологическую составляющую, а не бизнес этапы.

Если эксперты не увидят в проекте инновационность в плане IT технологий, они посчитают ваше решение сильно уязвимым в отношении копирования бизнес-модели и конкурентоспособности.

В части описания базовой технологии мы добавили пример прогнозирования спроса на услуги автопроката с использованием методов искусственного интеллекта, однако в примере не было представлено значимых технических деталей (типов использованных нейронных сетей, объемов данных, используемых для анализа, точности проводимого прогнозирования и т.д.).

Пример обоснованного экспертом “нет”:

В Заявке достаточно подробно рассмотрены бизнес процессы и бизнес функции платформы. Платформа несомненно представляет интерес для бизнеса, однако, как ИТ продукт платформа практически не рассматривается. Сравнительный анализ с конкурентами выполнен на маркетинговом уровне, отсутствует сравнение по техническим характеристикам и функционалу. Нет описания архитектуры продукта и технологий, хотя именно в этой части, как правило, используются инновационные решения, которые обеспечивают конкурентоспособность продукта. Коллегам необходимо переработать заявку сделав основной акцент на технологических аспектах проекта.

Совет № 4: конкурентов много не бывает. Сравните свой продукт с максимальным количеством отечественных и зарубежных аналогов.

Не жалейте времени и сил на изучение конкурентов и обязательно перепроверяйте информацию. При подаче первой заявки нас упрекнули в незнании ситуации на рынке:

В резюме проекта указывается что Яндекс предоставляет только поминутную аренду, тогда как в Яндекс.Драйв есть длительная аренда на несколько дней или даже длительная аренда на несколько месяцев.

Мы указали, что планируем сдачу автомобилей по подписке, но не привели сравнения с аналогами в этом сегменте:

Отдельные сервисы (Volvo Car Drive) обладают отдельными конкурентными преимуществами, например, оснащая все автомобили телематическим оборудованием, позволяющим обеспечивать необходимый удаленный контроль. В резюме проекта не описаны механизмы такого контроля, в том числе для решения проблемы своевременного возврата авто клиентом в автопрокат.

Совет №5: заявляя о планах выхода на зарубежные рынки, опишите, почему вы выбрали эти страны.

То, что мы думаем о рынках ОАЭ и Кипра эксперты оценили положительно, но этого было недостаточно:

Обоснований выбора этих стран как потенциальных рынков для продукта не приводится (отсутствуют сведения об объемах этих рынков и т.д.), упоминается лишь, что в ОАЭ предполагается создание сервиса электротакси.

Совет №6: чем больше предоставите конкретной информации, которую легко проверить, тем лучше.

Если декларируете выручку или партнерские отношения, они должны быть документально подтверждены. Только так эксперты смогут сделать однозначный вывод о достоверности представленных данных.

Совет №7: подавайте опыт членов команды так, чтобы он свидетельствовал о компетенциях в стратегической области.

И обязательно подтвердите фактами опыт и квалификацию специалистов. Экспертам для оценки нужна именно поддающаяся проверке информация о бэкграунде членов команды.

В нескольких первых заявках мы активно декларировали применение технологий искусственного интеллекта, но описание опыта IT специалистов эксперты оценивали, как недостаточное (не хватало опыта разработки серьезных информационных систем и т.п.).

Таким был наш опыт прохождения экпертизы Сколково. Буду рад, если вы почерпнете из него что-то полезное.

Если думаете о подаче заявки в Фонд - решайтесь! Нет лучшего момента, чем здесь и сейчас (у Сколково цель увеличить число резидентов в 2,5 раза до 2030 года).

Если, как мы в прошлом, подаете заявки каждые два месяца и получаете отказ за отказом, не опускайте руки. Терпение и труд все перетрут.

Поделитесь своим опытом прохождения экспертизы Сколково, если таковой имеется. Очень интересно, сколько вы предприняли попыток, и какие сложности были в ваших нишах.

0
31 комментарий
Написать комментарий...
Павел Егоров

Щас незаряженный вопрос - а есть хоть один резидент Сколково, который бы преуспел? Ну не в смысле "стал безубыточным" или "широко известен в узких кругах", а прям вот был бы у всех на слуху?

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Travelata считается? А Level.travel?

Другое дело, что резиденство — это не «ключ к успеху», это облегчение налоговой нагрузки и всякие другие ништяки, которые могут быть полезны и зрелым компаниям.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров

Опять же, весьма вероятно, что они широко известны в узких кругах, но я лично первый раз о них слышу. Выглядят как клоны букинга, яндекс.путешествий и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Не, ваще не то.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Лубенников
Автор

Да, никакого автоматического буста проекту не получить. Нам было важно окружение, прямой контакт с рядом ЛПРов и как плюс, у нас легче происходит найм.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

О, новореги-эксперты подъехали. Ещё и анонимусы к тому же.

Ответить
Развернуть ветку
Альберт Базалеев

Первое, что пришло в голову - это ISPmanager ООО Экзософт https://navigator.sk.ru/orn/1122352

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров

Мм, первый раз слышу, судя по сайту исключительно на русском языке и 70 миллионам выручки за прошлый год это не то чтобы прям какой-то оглушительный инновационный восторг)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий

Сколково это возможность получить налоговые льготы.

Ответить
Развернуть ветку
Влад

ах ты зелененький студентишко

Ответить
Развернуть ветку
Ленни Лизовский

ISPManager - это очень популярный веб-софт для хостингов и владельцев серверов.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Егоров

Насколько популярный, что у них выручка чуть больше мульта долларов в год?

Ответить
Развернуть ветку
Ленни Лизовский

Популярный на местном рынке

Ответить
Развернуть ветку
mr. Philipp

NTechLab мб, но про них мало слышали, с 2015 года занимаются распознаванием лиц(признаны лучшими национальным институтом технологий и стандартов США) , продукт купили Правительство Москвы (все камеры наблюдения), SpaceX, Intel, Dell(но последние клиенты говорят, что они только купили лицензию, а сам продукт не использовали вообще/либо только тестили)

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Лубенников
Автор

VisionLabs,Уральский центр биофармацевтических технологий, Моторика, Биосмарт. Добротные и прибыльные проекты есть

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Иванов
Мы хотели работать под знаком Сколково, потому что это синоним качества

Нет, Сколково это синоним распила бюджетов.

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky
Как стать резидентом Сколково с 6-й попытки. Анализ ошибок и советы тем, кому не удается

.
т.е. то что баблом придётся ДЕЛИТЬСЯ - до Вас дошло только на шестой раз ???
.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Zelenskiy

Я у себя выкладывал заявки и примеры отказов экспертов, когда проходил в Сколково. Сейчас я резидент
https://t.me/greenruff/604

Совет №1: вместо попыток впечатлить и понравиться экспертам слушайте, анализируйте и выполняйте все их рекомендации.
- во первых многие эксперты очень слабые либо вообще не владеют предметом. Слушать экспертов, не нужно. Если вы профи в теме, то делайте упор на свое и сам считайте. уместны их замечания или нет. Мне эксперты писали такой бред, и Сколково ничего сделать не могло, так как убрать их они не могут. А состав экспертов меняется через каждые три раза. поэтому экспертиза там это рулетка, просто смеритесь с этим. Сегодня вам написали одно, а завтра другие эксперты напишут совершенно иное. Гораздо большую роль играет знают вас сообщество или нет (эксперты могут входить в него и слышать про вас или читать и тогда восприятие вашего проекта будет иное).

Совет №2: доказать свои преимущества перед конкурентами - полдела. Важно их правильно описать.
и тут опять лака о двух концах. Из за не понимая, что технологический прорыв в РФ и в Мире это разные вещи. И важно так же понимать, что отклоняя компании, которые делают порыв в РФ, это значит что через 10-20 лет мы вообще окажемся с пещерными технологиями. Условно если компания начнет делать оборудование для литографии, то в РФ это прорыв, но эксперты решат что в мире и так есть такое оборудование и ничего революционного в этом нет. Поэтому мое мнение - это огромная ошибка, так как нужно сейчас не бить в грудь, а млча учиться делать то, что умеют все остальные. Если что то мирового уровня, супер.. нет? то насколько это важно внутри РФ.

Совет №3: детально опишите архитектуру проекта, его технологическую составляющую, а не бизнес этапы.
Я бы сказал так, нужно разжевывать экспертом отдельным файлом, как для детей на картинках. Оформление не играет роль, главное разжевать.

Совет № 4: конкурентов много не бывает. Сравните свой продукт с максимальным количеством отечественных и зарубежных аналогов.
Слишком много конкурентов, тоже может сыграть злую шутку и эксперты скажут.. тут уже полно компаний у них огромные бюджеты. куда вы суетесь. Знаем проходили такое по различным проектам.

Совет №5: заявляя о планах выхода на зарубежные рынки, опишите, почему вы выбрали эти страны.
рулетка.. мы можете просто перечислить рынки, а можете расписывать почему эти рынки.. еще раз, это не играет вообще роли. Все зависит от того, что решат конкретные эксперты. Я даже могу сказать так, что подай вы туже заявку снова, вам про рынки могут написать вообще другое или посчитать что норм написали.

Совет №6: чем больше предоставите конкретной информации, которую легко проверить, тем лучше.
Нет. Это не играет роли. Че более понятно вы расписали, тем лучше. Чтобы это мог понять человек который не в теме. Эксперты проверяют дохрена заявок. и если вы думает что они лезут проверять факты, то это единицы. На это нет времен и желания. Проверяют только то, что может явно вызывать вопросы в подозрении во вранье.

Совет №7: подавайте опыт членов команды так, чтобы он свидетельствовал о компетенциях в стратегической области.
Если у вас нет такого опыта, то вы можете его придумать. ни кто не проверяет это и не сможет проверить. И это один из минусов, что требует огромный опыт. Большинство единорогов в мире делали люди, не имеющие опыты в данной области. Гораздо важнее идея и реализация. Но это уже проблема фондов.

К чему я это все. Заявки и экспертиза проекта в Сколково это всегда рулетка. Гораздо больше играет роль, на сколько вас знают в сообществе, так как это сильно может отразиться на решении эксперта. Экспертиза раз на раз не приходится.. и порой ее уровень человека, который ни то что не разбирается в теме, а несет полную ахинею, которую читаешь при расшифровки экспертизы (нам например приводили в пример, AR-очки от Apple которых еще не существует, или VR шлем неизвестных фирм которые к AR не имеют отношения и т.д.)

И да, лично мне Сколково не дал ничего. Вот ровным счетом вообще ничего. Я порой только появляюсь там, чтобы встретиться с ребятами из каких то команд и обсудить с ними, в том случае если они сидят там, в остальном случае туда ехать очень долго, а делать там реально нечего. Так как технопарк не имеет специализированного оборудования - в основном станки и принтеры для печати (мне нужна оптика, литография и т.д). Аренда даже резиденту там дороже чем в городе, поэтому не вижу смысла там арендовать. Съем жилья даже резиденту там дороже чем подобная квартира в Москве.

Как и обещал. Заявка в Сколково, которая у меня прошла, после чего мне предоставили статус резидента.

Заявка подавалась 6 раз. История подачи была такой. Мне предложили продвинуть проект Glazz серди крупных компаний (обещали связи и прочие вещи). Так как проект Glazz был для ...
Как и обещал. Заявка в Сколково, которая у меня прошла, после чего мне предоставили статус резидента.

Заявка подавалась 6 раз. История подачи была такой. Мне предложили продвинуть проект Glazz серди крупных компаний (обещали связи и прочие вещи). Так как проект Glazz был для меня не профильным, то я согласился, оставив за собой долю 25% (50% получали еще два участника и 25% на привлечение инвесторов типа хуавей и т.д.). Мой план был таков, люди известные, и говорили о своем большом опыте.. поэтому решил что проект повешу на них, а сам буду заниматься остальными.
Что я могу сказать.. заявку изначально делал не я.. 4е раза она не проходила и энтузиазм тех людей упал.. когда я посмотрел заявку, то там было много воды. Важных технических сравнений не было. Тогда я сел и доработал заявку и сделал ряд документов, где детально сделал сравнение (glazz hmd comparison tech и еще по моему были вордовские). после этого заявка прошла. Но в тот момент В Сколково сказали что денег нет и поэтому на оформление фирмы подавать не стали (другие не хотели нести затраты на содержание фирмы, так как профита не видели). В итоге через 6 месяцев срок вышел и я разошелся с ними и подал заявку от своего имени. Она прошла с первого раза.
Какие выводы я могу сделать:
- пишите заявки сами. Кроме основателя проекта ни кто не сделает как надо. иначе будет вода.
- вид презентации не самое главное. главное указать реально в чем преимущества
- подавайте заявку от своего имени и желательно, чтобы вас знали (часть экспертов знали меня, знали о моем проекте и поддержали его).

В комментариях я прикреплю примеры расшифровки отказов.
надеюсь кому то это будет полезно.
Ответить
Развернуть ветку
Ilya Zelenskiy

Опять же это личный опыт. У кого то возможно как то иначе. Но пока что, я не видел у других, чтобы они получили что-то прям. Из исключений наверное антилатенс, моторика, виртуал портал больше особо никого по памяти не вспомню. кому Сколково дал бы что то крутое. Даже ребятам. которые сделали в свое время тесты для Ковид, сами сколково не дали ни копейки и вообще не верили что они их сделают 9хотя они были резидентами) и ребята на разработку тестов собрали деньги на бумстартере (им нужно было 1-1,5 млн руб).

Это не значит что в Сколково не нужно идти, просто надо понимать.. что вступление туда просто рулетка. и нужно снова и снова делать, если надо попасть. Если есть продажи, то налоги. Но если бы я сейчас имея тот же опыт начинал делать. то сразу бы переехал в США и пытался бы попасть в YC или другие, а не потерял бы годы на все это. Если же расчет на рос рынок, то Сколково подойдет.

Ответить
Развернуть ветку
Альберт Базалеев

Спасибо, что поделились опытом. Надеюсь, что будет продолжение. Интересно как реально дела обстоят с менторами, инвесторами, акселератором и т.п. есть ли вообще реальная помощь в развитии.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Лубенников
Автор

Спасибо! Будем продолжать делиться информацией

Ответить
Развернуть ветку
Kiss

В ОАЭ Убер Блэк и есть электротакси) Только теслы пригоняют

Ответить
Развернуть ветку
Тима Водичка

В Дубае, в Uber есть отдельная вкладка "ECO", в которой только электрокары и выходит намного дешевле чем Black
Комфорта в Tesla, на мой взгляд, побольше чем в надоевшей всем E200d

Ответить
Развернуть ветку
Kiss

Мне бы вкладку с норм тачками) А то все на ролсах гоняют, а я как бомж на тесле)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Денис

Почему приняли решение подавать заявку самостоятельно? Есть же приличные консультанты, которые готовы это сделать за вас.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Лубенников
Автор

Пробовали. Нам предлагали фикс за то, что всё сделают "под ключ". Но мы были готовы только за результат) Одни согласились, но пользы было 0

Ответить
Развернуть ветку
Денис

Не повезло. Результат 0 - это значит не довели до оценки экспертов или это была одна из неудачных попыток?

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Лубенников
Автор

Был очередной отказ и в комментариях экспертов мы не увидели критических изменений. После подачи мы делали работу над ошибками и столкнулись с тем, что было потрачено достаточно времени для погружения в проект, но коллеги местами "плавали". Далее решили продолжить самостоятельно

Ответить
Развернуть ветку
Денис

Да, 99 % успех зависит насколько человек, который оформляет заявку, разбирается в отрасли, технологии и схеме коммерциализации, понимает потребителя. И да, никто не знает сути вашего бизнеса лучше собственника.

Но тут есть проблема "ЯВСЕСАМ" :). При подаче заявок всегда куча мелких деталей, которые требуют невероятной аккуратности и внимательности. Думаю, что оформительскую часть можно и нужно делегировать. А если человек действительно разбирается, то его свежее мнение со стороны может даже быть полезным.

Ответить
Развернуть ветку
Hahaha ahhaaha

Начинаем считать. Стать резидентом СКОЛКОВО - ошибка рас

Ответить
Развернуть ветку
Альберт Базалеев

Подскажите, а какой сервис вы выбрали для соответствия законодательству по хранению персональных данных и какие рассматривали?

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда