10 000 участников решили присоединиться к коллективному иску к Яндекс.Еде
Мы знаем, что это далеко не первая публикация по теме коллективного иска, но не могли не поделиться такой новостью. После того, как мы в DestraLegal.ru собрали первых пользователей и подали иск к Яндекс.Еде, мы получили почти 10 000 заявок на присоединение к коллективному иску.
Что случилось?
В конце марта стало известно, что произошла массовая утечка персональных данных пользователей сервиса Яндекс Еда, в общей сложности в отношении 23 млн пользователей. Юристы сервиса DestraLegal.ru подали в Замоскворецкий районный суд города Москвы коллективный иск с требованием о компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей на каждого истца.
На момент подачи искового заявления в суд в иске от DestraLegal.ru участвовали 33 человека. С 23 марта (когда широкой общественности стало известно об утечке Яндекс.Еды) через платформу коллективных исков стали поступать заявки на присоединение к иску к Яндекс.Еде.
После того, как об иске рассказали в СМИ, количество заявок стало резко расти и достигло почти 10 000 человек. В первые дни после объявления о сборе участников иска в DestraLegal.ru поступало по 2000 — 3000 заявок в день. Поток обращений был такой большой, что нам пришлось в ускоренном темпе разработать CRM-систему специально для обработки заявок на присоединение к коллективному иску к Яндекс.Еде.
Для того, чтобы стать участником коллективного иска в соответствии с главой 22.3 ГПК РФ, которой регулируются коллективные иски — формально они называются «иски в защиту прав и законных интересов группы лиц» — нужно подать в суд заявление о присоединении к коллективному иску — это требование ч. 6 ст. 244.20 ГПК РФ. После регистрации такого заявления судом лицо de jure становится «членом группы лиц». Новые члены могут присоединяться неограниченно, в любое время до начала прений сторон. После регистрации иска еще 100 человек уже успели подать заявления о присоединении. Таким образом, на данный момент в иске de jure участвуют 133 человека.
Почему люди хотят получить компенсацию?
Большинство пользователей, которые отправляли заявки на присоединение к иску, указывали в комментарии причину своего недовольства. Ниже мы собрали основные из них.
Основная причина, по которой люди присоединяются к коллективному иску — огромное количество спам-звонков и звонков из «колл-центра Сбербанка», которые стали поступать после утечки. В первые дни некоторые пользователи получали до 10 звонков в час! И хотя потом это поток стал спадать, даже сейчас 4-5 звонков в день с рекламой или попыткой украсть данные карты поступают многим пользователям.
Также многие люди беспокоятся за сохранность данных в других сервисах и приложениях — в интернет утекли их почты и телефоны, а к ним привязаны масса акаунтов и сервисов, в том числе, банковских. Это вызывает причины для беспокойства за сохранность собственных финансов и данных в других приложениях. Некоторые пользователи уже сообщают о попытках несанкционированного доступа к мобильным банкам и списаний с карты и телефонных счетов.
Кроме беспокойства за сохранность данных, многие пользователи беспокоятся за безопасность своего жилища — в слитой базе Яндекс.Еды содержатся их фактические адреса проживания, а зачастую, и коды от домофонов в дворы и подъезды. Это вызывает обоснованную тревогу за безопасность своих квартир у участников иска. Некоторые участники сообщали, что находятся в настоящее время за границей и беспокоятся за безопасность своего дома — по социальным сетям достаточно просто вычислить, что владелец квартиры нескоро в нее вернется. Люди были вынуждены просить родственников перевезти ценные вещи в более безопасные места.
У других причины для обращения с иском более личные — многие жалуются, что близкие и друзья узнали об их тратах за период в 6 месяцев, увидели даты, суммы и адреса покупок. Это, в свою очередь, привело к семейным и личным ссорам, так как пользователи, видимо, не намеревались раскрывать эту информацию.
Как присоединиться к иску?
Чтобы присоединиться к иску, нужно оставить заявку у нас на платформе коллективных исков. После этого наш юрист направит список данных, которые потребуются для участия в иске, это:
- скрин из личного кабинета Яндекс.Еды с вашим профилем
- скрин из приложения Яндекс.Еды с одним-двумя заказами (где будет виден адрес доставки)
- скрин с сайта, где была выложена карта и база, с вашими данными (сайт заблокирован на территории РФ Роскомнадзором, но доступен через VPN)
Мы поможем вам с подготовкой заявления о присоединении, попросим направить нам подписанный документ. После этого наши юристы подадут ваш комплект документов в суд, и вы официально станете участником иска.
За участие в иске наши пользователи не платят вперед, оплата за услуги сервиса берется только при выигрыше дела в суде в размере 10% от присужденной суммы компенсации.
Сейчас иск ожидает принятия к производству, это займет примерно 1-2 недели. Подать заявление и присоединиться к иску можно будет в любое время до финальной стадии судопроизводства — судебных прений, в том числе и сейчас, пока дело еще не принято к производству.
Какие еще коллективные иски мы готовим
DestraLegal.ru уже некоторое время развивает направление коллективных исков как средства защиты прав потребителей. В декабре 2021 г. мы объединили студентов образовательной платформы GeekBrains и обратились к онлайн-школе с коллективным иском в связи с отказом школы в возврате стоимости обучения при отказе студента от учебы в начале курса.
Кроме иска к Яндекc.Еде, сервис собирает участников и готовит коллективные иски против Netflix за отказ предоставить подписку российским пользователям, Farfetch за отказ доставить оплаченные товары и вернуть за них деньги российским покупателям, Playstation в связи с закрытием магазина для владельцев консолей.
Все новости по коллективным искам и новые темы исков, по которым мы собираем участников, будут публиковаться в наш TG канал.
Комментарий удален модератором
Тогда в этом случае вероятность того, что люди получат компенсацию будет мизерной. А человек сможет просто подать на банкротство.
Яндекс также должен нести ответственность за действие своих же сотрудников, за то, не смог предотвратить утечку данных.
Надеюсь он получит уголовную ответственность и несколько лет тюрьмы. Так, по хорошему, должно быть.
Базу слить мог только безопасник, или кто-то при его соучастии.
Мог слить и топ.
Один хрен по иску пострадавшие получат или копейки, или ничего вообще не получат (что вероятнее).
Надеюсь, набутылят именно яндекс, как оператора перс данных.
При нормально организованной работе, слить данные не реально.
К сожалению нет. Там где государству выгодно они перекладывают ответственность на того с кого можно больше взять. Как в случае с дичайшей историй про таксиста, который оказался не при делах, а за него должна отдуваться касса.
Процессы говно то в Яндексе. Независимо от вины работника.
Тогда его придётся на время продать в очень грязное рабство,а потом на органы,но суть то это не изменит,инцидент произошёл.
Поэтому…зачем тебе такие грязные желания.
Такая серьезная утечка мне кажется должна быть оценена больше чем 100к. Надеюсь что выиграете дело
Вот ещё хорошая новость:
https://www.rbc.ru/business/05/04/2022/624c1aa69a7947539e790fd1
Для государственных органов таких мер вводить не планируется.
Госуслуги оградили сразу )))
да, очень хорошая, для бюджета, штрафов в стране мало, нужно добавить, чтобы жизнь медом не казалась
"мои данные слили"
"загружу эти данные еще куда-нибудь и подтвержу что они мои"
Данные все равно будут течь. В 99% случаев они утекают не из-за дыр в информационной системе безопасности а тупо из-за целевых намерений людей, имеющих доступ к информации, т.е. не случайно.
Когда говорят о массовой утечке данных из-за хакеров - это вранье.
Вовсе не обязательно, было несколько шумных историй, когда в свободном доступе находили Mongo БДшки со всей информацией, например.
Или когда из-за слабой культуры ИБ и соц. инженерии получали доступ ко всей внутренней системе
Аргументация иска бредовая
я так понимаю, пост - это реклама юр.платформы.
Расскажите, хоть один коллективный иск уже чем-нибудь положительным для истцов закончился?
Не удивлюсь, если это была вовсе не утечка, а Яндекс сам продал эти базы на черном рынке. Ведь в самом начале спецоперации американцы заблокировали его деньги на Нью-Йоркской бирже, яндекс даже писал что может скоро обанкротиться. И тут по совпадению случается эта "утечка". Не бывает таких совпадений. Яндекс коммерческая контора, а все базы персональных данных это АКТИВ, который стоит денег, и который припасен на черный день. Скажу больше, Яндекс собрал наверное самую большую в России базу БИОМЕТРИЧЕСКИХ данных (кстати, незаконно, с прямыми нарушениями процедуры, описанной в законодательстве). А эту базу можно ОЧЕНЬ выгодно продать, и может быть, торги за нее уже ведутся. А сколько еще "вкусных" данных из электронных почт, из историй браузеров, из прочих многочисленных сервисов. Мммм. Спрос на такую инфу есть всегда, от телефонных мошенников до вражеских спецслужб.
Одна версия гениальнее другой. Хз в чём проблема поверить в то, что человек, у которого был доступ к этой информации просто её слил и всё, потому что отделять работу и происходящее вокруг у него не получается.
У нас копирайтер классный мужик был, три года вместе работали, началась «слово, которое нельзя называть», и он зашил в текста везде фразы в поддержку Украины и ушёл в подполье, больше он на связь не выходил.
И по-моему слово «БИОМЕТРИЧЕСКИХ» тут не совсем правильно применено
Почему бы вам на лендосы, где вы собираете контакты не прикрутить форму для отправки скриншотов итд? Например сделать список необходимых документов и форму для прикрепления каждого документа. Это же упростит работу вашим сотрудникам в обработке данных.
1) тому работнику кто слил базу-уголовная статья, ибо нехрен воровать
2) компании Яндекс -коллективный иск с выплатой, ибо этого монополиста не жалко. Свои законы лоббирует, всех конкурентов устраняет, маленькие компании прессует. Раз получает сверхдоходы, имеет лобби и протекционизм, значит и обязательства должен нести повышенные.
А сто будет если дело проиграют, кто будет платить судебные издержки?
Но слив был в первых числах марта. Удобненький сайт был сделан в конце марта, где любой человек мог смотреть заказы. А база была доступна еще с начала марта.
Как найти сайт?(
где проверить свои данные на слив?
посмотрел ради интереса - ни одного заказа у них не делал, всегда предпочитал DC )
Шило на мыло? ;)
Блин, погодите немного, пусть акции Яндекса подрастут, потом можно.
что-то не было замечено, как компания компенсирует моральный вред, нанесенный пользователям
1) Кажется я подавал заявку на участие в коллективном иске, но ничего в ответ на пришло, тепрь я понял что не помню у вас я подавал или нет, и не понимаю один ли счас источник коллективных исков или нет.
2) ЛК и моб приложении яндекс отображаются заказы только моложе 19 февраля. это они специально скрывают старые, чтобы не было доказательств?
Поддержка яндекса сказана что уничтожает все доказательства теперь: "Для обеспечения безопасности ваших данных мы сохраняем в истории только 50 заказов за последние 2 месяца. Более ранние удаляются автоматически с появлением каждого нового."
Комментарий удален модератором
Яндекс.бЕда
Яндекс.БЕДА
Как присоединиться? Надоело наплевательское отношение корпораций к персональным данным.
Это все безполезно. Если данные уже собрали, значит рано или позно их сольют.
Штрафы должны быть не за утечку данных, а за их сбор. Доставке еды из данных нужны только номер телефона и адрес. А при наличии приложения вообще только адрес, потому что общение с курьером можно сделать внутри аппы и чатом и звонком.
Молодцы! Пусть это будет ответочкой яндексу за его гебельс-новости
Комментарий удален модератором
Здравствуйте. После заполнения формы на сайте, приходит письмо с инструкциями:
Кроме заявления и договора, направьте, пожалуйста, нам ответным письмом:1. Скрин из личного кабинета Яндекс.Еды с вашим профилем (где видны данные, которые внесены в приложение)
2. Скрин из приложения Яндекс.Еды с одним-двумя заказами, где будет виден адрес доставки. Если заказов нет, ничего страшного
3. Скрин с сайта, где была выложена карта и база, с вашими данными (если удалось сделать)
У меня не было заказов в Яндекс.Еде, профиль там не заполнен.
Т.к. в моих утекших данных присутствует строка "MagnitApp_iOS/2.0.6", очевидно, что это данные заказов сделанных через приложение "Магнит Доставка" (насколько мне известно, выполнением этих заказов в моем городе занималась служба Яндекса).
Нужно ли в этом случае делать скрин профиля и заказов (адрес доставки в этих заказах сейчас пустой) в приложении "Магнит Доставка" вместо приложения Яндекс.Еда?
Комментарий удален модератором