{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

10 000 участников решили присоединиться к коллективному иску к Яндекс.Еде

Мы знаем, что это далеко не первая публикация по теме коллективного иска, но не могли не поделиться такой новостью. После того, как мы в DestraLegal.ru собрали первых пользователей и подали иск к Яндекс.Еде, мы получили почти 10 000 заявок на присоединение к коллективному иску.

Что случилось?

В конце марта стало известно, что произошла массовая утечка персональных данных пользователей сервиса Яндекс Еда, в общей сложности в отношении 23 млн пользователей. Юристы сервиса DestraLegal.ru подали в Замоскворецкий районный суд города Москвы коллективный иск с требованием о компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей на каждого истца.

На момент подачи искового заявления в суд в иске от DestraLegal.ru участвовали 33 человека. С 23 марта (когда широкой общественности стало известно об утечке Яндекс.Еды) через платформу коллективных исков стали поступать заявки на присоединение к иску к Яндекс.Еде.

После того, как об иске рассказали в СМИ, количество заявок стало резко расти и достигло почти 10 000 человек. В первые дни после объявления о сборе участников иска в DestraLegal.ru поступало по 2000 — 3000 заявок в день. Поток обращений был такой большой, что нам пришлось в ускоренном темпе разработать CRM-систему специально для обработки заявок на присоединение к коллективному иску к Яндекс.Еде.

Для того, чтобы стать участником коллективного иска в соответствии с главой 22.3 ГПК РФ, которой регулируются коллективные иски — формально они называются «иски в защиту прав и законных интересов группы лиц» — нужно подать в суд заявление о присоединении к коллективному иску — это требование ч. 6 ст. 244.20 ГПК РФ. После регистрации такого заявления судом лицо de jure становится «членом группы лиц». Новые члены могут присоединяться неограниченно, в любое время до начала прений сторон. После регистрации иска еще 100 человек уже успели подать заявления о присоединении. Таким образом, на данный момент в иске de jure участвуют 133 человека.

Почему люди хотят получить компенсацию?

Большинство пользователей, которые отправляли заявки на присоединение к иску, указывали в комментарии причину своего недовольства. Ниже мы собрали основные из них.

Основная причина, по которой люди присоединяются к коллективному иску — огромное количество спам-звонков и звонков из «колл-центра Сбербанка», которые стали поступать после утечки. В первые дни некоторые пользователи получали до 10 звонков в час! И хотя потом это поток стал спадать, даже сейчас 4-5 звонков в день с рекламой или попыткой украсть данные карты поступают многим пользователям.

Также многие люди беспокоятся за сохранность данных в других сервисах и приложениях — в интернет утекли их почты и телефоны, а к ним привязаны масса акаунтов и сервисов, в том числе, банковских. Это вызывает причины для беспокойства за сохранность собственных финансов и данных в других приложениях. Некоторые пользователи уже сообщают о попытках несанкционированного доступа к мобильным банкам и списаний с карты и телефонных счетов.

Кроме беспокойства за сохранность данных, многие пользователи беспокоятся за безопасность своего жилища — в слитой базе Яндекс.Еды содержатся их фактические адреса проживания, а зачастую, и коды от домофонов в дворы и подъезды. Это вызывает обоснованную тревогу за безопасность своих квартир у участников иска. Некоторые участники сообщали, что находятся в настоящее время за границей и беспокоятся за безопасность своего дома — по социальным сетям достаточно просто вычислить, что владелец квартиры нескоро в нее вернется. Люди были вынуждены просить родственников перевезти ценные вещи в более безопасные места.

У других причины для обращения с иском более личные — многие жалуются, что близкие и друзья узнали об их тратах за период в 6 месяцев, увидели даты, суммы и адреса покупок. Это, в свою очередь, привело к семейным и личным ссорам, так как пользователи, видимо, не намеревались раскрывать эту информацию.

Как присоединиться к иску?

Чтобы присоединиться к иску, нужно оставить заявку у нас на платформе коллективных исков. После этого наш юрист направит список данных, которые потребуются для участия в иске, это:

  • скрин из личного кабинета Яндекс.Еды с вашим профилем
  • скрин из приложения Яндекс.Еды с одним-двумя заказами (где будет виден адрес доставки)
  • скрин с сайта, где была выложена карта и база, с вашими данными (сайт заблокирован на территории РФ Роскомнадзором, но доступен через VPN)

Мы поможем вам с подготовкой заявления о присоединении, попросим направить нам подписанный документ. После этого наши юристы подадут ваш комплект документов в суд, и вы официально станете участником иска.

За участие в иске наши пользователи не платят вперед, оплата за услуги сервиса берется только при выигрыше дела в суде в размере 10% от присужденной суммы компенсации.

Сейчас иск ожидает принятия к производству, это займет примерно 1-2 недели. Подать заявление и присоединиться к иску можно будет в любое время до финальной стадии судопроизводства — судебных прений, в том числе и сейчас, пока дело еще не принято к производству.

Какие еще коллективные иски мы готовим

DestraLegal.ru уже некоторое время развивает направление коллективных исков как средства защиты прав потребителей. В декабре 2021 г. мы объединили студентов образовательной платформы GeekBrains и обратились к онлайн-школе с коллективным иском в связи с отказом школы в возврате стоимости обучения при отказе студента от учебы в начале курса.

Кроме иска к Яндекc.Еде, сервис собирает участников и готовит коллективные иски против Netflix за отказ предоставить подписку российским пользователям, Farfetch за отказ доставить оплаченные товары и вернуть за них деньги российским покупателям, Playstation в связи с закрытием магазина для владельцев консолей.

Все новости по коллективным искам и новые темы исков, по которым мы собираем участников, будут публиковаться в наш TG канал.

0
79 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Eduard Belyavcev

Тогда в этом случае вероятность того, что люди получат компенсацию будет мизерной. А человек сможет просто подать на банкротство.
Яндекс также должен нести ответственность за действие своих же сотрудников, за то, не смог предотвратить утечку данных.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow
за то, не смог предотвратить утечку данных.

Звучит логично, только это возможно в вакууме.
А малому бизнесу это вообще нереально сделать.

Ответить
Развернуть ветку
Опизденевший Егора

Значит нехуй хранить эти ебучие данные, как насчет такого варианта? Взялся строить великую алгоритмическую империю где будет висеть хуева куча данных живых людей - изволь гарантировать безопасность этих данных, не смог обеспечить - опиздюливайся

Ответить
Развернуть ветку
How Fucking

ну да. данные за 6 месяцев так-то))
Да и яндекс не маленькая контора, хотя уже был случай когда у них чуть код поисковика не продал тоже сотрудник. Не учатся на ошибках, ну может заплатив миллионы научаться чему нибудь, хотя...

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Раскрывать всегда