Кейс: Как боты из Директа накликали 10000р. по скрытым ссылкам
В данной статье я покажу ботов из Директа, которые зарабатывают на конверсиях. Я расскажу о том, как нейронная сеть Яндекса обучается на них, и мы увидим, как система Директ списывает за конверсии, совершенные ботами.
Я, Григорий Мельников, автор онлайн сервиса по выявлению ботов KillBot, продолжаю цикл из 5-ти статей посвященных качеству трафика в РСЯ.
Для успешной реализации этого кейса нам потребуется:
- Сайт, предпочтительно на конструкторе, чтобы можно было легко вносить изменения в код и CSS.
- Текстово-графическая рекламная кампания с использованием стратегии "Максимум конверсий" или "Максимум кликов".
Как мы будем обнаруживать ботов?
Концепция проста: на сайте мы создадим блок с скрытыми ссылками и формами. Скрытая ссылка - это ссылка, цвет которой совпадает с цветом фона. Такую ссылку сможет нажать только бот. Естественно, возможно, что найдется и настоящий пользователь, который случайно будет кликать по пустоте, но вероятность такого поведения крайне мала.
Подготовка сайта
Для данного кейса я выбрал свой лендинговый сайт: https://killbot-group.ru/. Этот сайт разработан на платформе Tilda, и для него уже созданы рекламные кампании, поэтому подготовка займет немного времени.
Создадим блок, содержаий скрытые ссылки и скрытую форму. Важно создать много скрытых ссылок - не менее 10, чтобы повысить вероятность их нажатия ботом. Также можно добавить ссылки на электронную почту и телефоны. Этот блок мы разместим на главной странице сайта:
Далее создадим скрытую страницу. На эту страницу можно будет попасть нажав на скрытую ссылку. Я создал такую скрытую страницу: https://killbot-group.ru/hidden :
Настройка целей в метрике
- В метрике необходимо настроить цель "посещение скрытой страницы" (в моем случае, это когда URL содержит "hidden").
- Также в метрике нужно создать отдельную цель на отправку скрытой формы или воспользоваться стандартной целью "автоцель: отправка формы" и скрыть остальные формы на сайте.
Настройка кампании в Яндекс.Директ
- Кампания должна быть РСЯ. В поисковой рекламе не все ниши насыщены ботами.
- Рекомендую отключить корректировки ставок, если они есть, чтобы охват был шире.
- Также можно включить автотаргетинг для увеличения охвата. Однако даже без него для запросов вроде "купить подогрев сидений на ЗАЗ-966" будет много кликов.
- Стратегию нужно выставить "Максимум конверсий". Можно также выбрать "Оплата за клики" - результат будет получен быстрее, или "оплата за конверсии" - результат ждать дольше, но деньги за конверсию все равно будут списаны. Я использовал обе эти стратегии.
- Для стратегии, обязательно, укажите цели, которые могут совершить только боты, при настройке стратегий.
Всё готово! Осталось нажать на ссылку "Запустить":
Можно создать объявление вроде "продажа подогрева сидений на ЗАЗ-966" (для тех, кто не знает: ЗАЗ-966 - это Запорожец).
Результаты работы кампаний
Результат по запущенным кампаниям представлен ниже:
Прокомментирую по кампании 110945672 - это компания с оплатой за конверсии. Обратите внимание, что её ctr в 3-5 раз выше, чем у других кампаний. Значит Яндекс заранее знает какой бот наиболее вероятно отправит форму (в этой стратегии только одна цель - отправка форм).
Учтенные конверсии других кампаний - это посещение скрытой страницы. Ниже скрин со статистикой одной из кампаний.
Запись конверсионного визита в Яндекс Вебвизоре:
Посмотрите запись одного из визитов в Вебвизоре.
За эту конверсию Яндекс снял 2000р. И, самое интересное, что автоцель Яндекса "Отправка формы" - даже не валидирует форму - фиксируется только факт нажатия кнопки. Ну,... хотя бы факт нажатия клавиш учитывали бы - эта же информация доступна. Или пишите пояснение, что автоцель отправки формы включает и мусор и пустые данные - чтобы пользователи знали.
Общие выводы
Было потрачено 9644 рубля. Было сделано 87874 показа и 605 кликов, из них 28 конверсий - это именно те, кто кликнул по скрытой ссылке.
Из 605 кликов:
- не более 255 настоящих - это именно те, кто использует настоящий браузер, а не бот-софт с подменой фингерпринта; По хорошему, в этих кликах нужно глубже покопаться, но не буду тратить время.
- 168 ботов, которые честно подменяют фингерпринт и честно стараются быть похожими на настоящих пользователей;
- 135 визитов, с 0-вым временем на сайте - про эти клики нет возможности сказать боты они или нет, так как все скрипты сайта за это время прогрузится не успели;
- 47 визитов без классификации - это или повторные визиты, или визиты с 0-м временем, или боты, которые вырезают скрипты для ускорения своей работы;
Для не обученной стратегии процент реального трафика не более: 42% = 255/605 * 100. После обучения процент реального трафика упадёт, так как конверсии ботов притянут ещё ботов.
Конверсионные визиты
На скриншоте выше список тех визитов, что совершили конверсию: "Посетил скрытую страницу". Видно, что активность у всех визитов одинаковая - это явный признак ботов.
Конверсии совершали только боты
В фильтрах выставляем параметр посетителя wl=false - это значит отобразить визиты, чьих браузеров нет в списке настоящих.
Да, настоящих конверсий и не должно быть - это по условию задачи. Но это хорошо, что данные аналитики соответствуют.
Конверсий от настоящих браузеров нет
В фильтрах выставляем параметр посетителя wl=true - это отобразит визиты чьи браузеры есть в списке настоящих.
Как с этим жить, если альтернативы РСЯ нет?
В одной из следующих статей я подробно, по шагам, расскажу как исключить показ объявлений ботам (нет, совсем не блокировкой IP). Но это будет не "волшебная палочка" - нужно работать и понимать что делаешь. Поэтому подписывайтесь на мой телеграмм канал: https://t.me/KillBotRus . В первую очередь результаты я публикую там.
Для писателей ботов я предложу лайвхак - генерируйте отказ, и вообще ничего не делайте на странице (даже не скрольте, а то бот начнёт скролить поверх попапа).
Если писатели ботов будут использовать вышеуказанный лайвхак, то все посещения без действий просто собирайте в отдельный сегмент и минусуйте. Это и за клик заплатят, и директологам в помощь.
Быстрый лайвхак - подключите кампанию Яндекс Директ к сервису KillBot - он автоматически выявляет аудиторию ботов и минусует её.
В следующем посте я расскажу как именно выявить личность того, кто кликает на твою рекламу. Это будет интересный пост, поэтому подписывайся на мой телеграмм канал, чтобы не пропустить его.